Найти в Дзене
Путьсаго

Моряки торгового флота. Кто такие и как ими стать?

Всем доброго дня! Будет очень много текста, ибо тема необъятная. Моряки в советское время заведомо считались людьми безобразно богатыми, постоянно пребывающими за границей, привозящими оттуда иностранную технику, джинсу́, сигареты Мальборо, шубы и далее по списку. Хотя часто это было сильным преувеличением, но ореол благополучия окружал эту профессию долгие годы. Морская профессия популярна и по сей день, множество людей заняты в этой отрасли. Работа напоминает труд дальнобойщиков - перевезти груз из точки А в точку В. Только вместо фуры - судно. Так как же приобщиться к этому? Ну или приобщить сына/внука/племянника? Или дочь (да, женщины в профессии есть и их немало). Давайте сначала разберёмся, кто есть кто. Специальности на судне разные. Важное уточнение: речь идёт о грузовых судах с экипажами в 20-25 человек. На пассажирских и промысловых судах своя специфика. КТО ЕСТЬ КТО НА ГРУЗОВОМ СУДНЕ? РЯДОВОЙ СОСТАВ, по-английски Ratings. Это палубная и машинная команды, а также раб

Всем доброго дня!

Будет очень много текста, ибо тема необъятная.

Моряки в советское время заведомо считались людьми безобразно богатыми, постоянно пребывающими за границей, привозящими оттуда иностранную технику, джинсу́, сигареты Мальборо, шубы и далее по списку.

Хотя часто это было сильным преувеличением, но ореол благополучия окружал эту профессию долгие годы.

Якорная стоянка в Фуджейре, ОАЭ.
Якорная стоянка в Фуджейре, ОАЭ.

Морская профессия популярна и по сей день, множество людей заняты в этой отрасли. Работа напоминает труд дальнобойщиков - перевезти груз из точки А в точку В. Только вместо фуры - судно.

Так как же приобщиться к этому? Ну или приобщить сына/внука/племянника? Или дочь (да, женщины в профессии есть и их немало).

Давайте сначала разберёмся, кто есть кто. Специальности на судне разные.

Важное уточнение: речь идёт о грузовых судах с экипажами в 20-25 человек. На пассажирских и промысловых судах своя специфика.

КТО ЕСТЬ КТО НА ГРУЗОВОМ СУДНЕ?

Грузовые операции 19-го века
Грузовые операции 19-го века

РЯДОВОЙ СОСТАВ, по-английски Ratings. Это палубная и машинная команды, а также работники камбуза (то есть кухни). Эти люди непосредственно заняты работой на палубе или машинном отделении в широком спектре задач. Работа на самом деле физически тяжёлая, временами напоминает работу на стройке. Трудиться приходится и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег. В машинном отделении добавляются жара и шум.

Персидский залив. Жара под 40. В машине ещё жарче
Персидский залив. Жара под 40. В машине ещё жарче

Должности (в зависимости от типа и размеров судна) выглядят примерно так.

Палуба:

  • Матросы 2-го и 1-го класса (англ. Ordinary seaman или OS и Able Seaman или AB) - у первых, в основном, работа вспомогательная. Перетащить, покрасить, открутить/закрутить где сказали, сделать уборку и слушать указания. АВ выполняют уже более ответственные задачи, несут вахту на мостике, на манёврах стоят на руле, выполняют роль крановщиков (если на судне есть грузовые краны).
  • Боцман (англ. Bosun, встречается вариант Boatswain) - я бы даже не сказал, что это рядовой состав. Это, скорее, как прапорщики в армии. Боцманами становятся наиболее опытные матросы. Боцман выполняет роль бригадира, в его подчинении находятся матросы. В идеале задача ставится не каждому матросу по отдельности, а боцману, и он уже организует её исполнение сам.
  • На танкерах ещё есть донкерманы (англ. Pumpman) - специалисты по грузовым насосам и трубопроводам. Как правильно, ими становятся мотористы или матросы.
Машинное отделение. Кадр из фильма "Титаник"
Машинное отделение. Кадр из фильма "Титаник"

В машинном отделении дела обстоят примерно так:

  • Мотористы 2-го и 1-го класса (англ. Wiper и Oiler) - то же самое, что OS и АВ, но в машине. Помогают механикам в работе с механизмами, в их ремонте и эксплуатации. Вахты в машинном отделении стоят вместе с механиком.
  • Токарь (англ. Fitter) - да, классический токарь. Часто - суровый дядька в возрасте, способный сделать на станке всё, что только можно. Рядовым называется с натяжкой - зарплата у токарей выше, чем у мотористов - сопоставима с боцманом. Почти всегда речь идёт не только о токарных станках, но и сварочных работах и ремонте различных механизмов. Опытный токарь невероятно ценен.
Обед, приготовленный на камбузе
Обед, приготовленный на камбузе

Камбуз, то есть кухня. Кормить экипаж будут они:

  • Буфетчик (англ. Messman) - помощник повара, совмещающий обязанности кухонного рабочего, официанта и уборщика. Помогает повару готовить, сервирует стол, моет посуду, делает уборку. На некоторых судах занимается стиркой белья, за что может иметь прибавку к зарплате.
  • Повар (англ. Cook) или Кок. Если их двое (на больших судах бывает такое), то один из них будет Шеф-поваром (англ. Chief Cook). Приготовление блюд лежит на нём. Также повар заведует продовольственным складом, следит за свежестью продуктов и заказывает новые. Хороший повар - залог хорошего настроения. Опять же, не совсем рядовой - нужна отдельная подготовка.
Антон фон Ромако. "Адмирал Тегенгоф в битве при Лиссе".
Антон фон Ромако. "Адмирал Тегенгоф в битве при Лиссе".

ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ - звучит по-военному, хотя английское слово officer не обязательно относится к армии. Офицеры есть палубные и машинные.

Палуба (штурманы/судоводители):

  • 3-й помощник капитана (англ. Third Officer) - чаще всего, третьему помощнику поручают заведование пожарным и спасательным оборудованием, работу с портовыми документами и, конечно, несение ходовой и грузовой вахты.
  • 2-й помощник капитана (англ. Second Officer) - как правило, занимается работой со связью, навигационными пособиями и оборудованием, корректурой карт. Часто вторые помощники заведуют лазаретом и судовой аптекой. Разумеется, несение вахт.
  • Старший помощник капитана (англ. Chief Officer), он же Старпом, он же Чиф. Резкий скачок в зарплате. Уже относится к топ-офицерам. Обязанностей гораздо больше: руководство грузовыми операциями, палубной командой (именно он начальник боцману и всем матросам), офицер по безопасности (третий считается помогающим ему), часто офицер по охране. Ответственность очень высокая, работа очень нервная. Поэтому и платят гораздо больше.
Артур Рострон, капитан "Карпатии", спасшей выживших с "Титаника"
Артур Рострон, капитан "Карпатии", спасшей выживших с "Титаника"
  • Капитан (англ. Master). Царь, бог и отец. Он начальник надо всеми. Он имеет право на всё, что нужно для безопасности экипажа и судна. Он имеет право арестовать, проводить доследственную проверку (и она будет приобщена к делу), имеет право (теоретически) даже заключать браки и заверять завещания. Также капитан - официальный представитель судовладельца, обязанный защищать его интересы. Зарплата самая высокая. Ответственность - высочайшая. На капитана повесят всех собак в случае чего, он лично отвечает за ВСЁ, происходящее на судне. А ещё Master - это именно должность на судне, а Captain - это звание, которое получает Мастер.
Закат, Тихий океан
Закат, Тихий океан

Машина: офицеры здесь называются механиками.

  • Отдельную позицию занимает Электромеханик (англ. Electro-Technical Officer), или Электришн. Всё, что связано с электричеством - его. От лампочек в каютах до энергетической установки.
  • 4-й механик (Fourth Engineer) - лучше всех работу четвёртого описывает старая шутка "Бог воды, г**на и пара". Действительно, водоснабжение, пар и очистные системы - чаще всего, его заведование. На некоторых судах отсутствует, тогда его обязанности возлагаются на третьего механика. Вахты в машине.
  • 3-й механик (Third Engineer) - генераторы, запчасти, топливная система - это к нему. На бункеровке (совсем грубо говоря, заправке судна топливом) - одно из главных действующих лиц. Опять же, вахты в машине.
  • 2-й механик (Second Engineer) - как старпом, но в машинном отделении. Именно ему подчиняется машинная команда мотористов, он тоже топ-офицер с соответствующим уровнем ответственности.
  • Старший механик (Chief Engineer), в народе "Дед" или "Стармех". Бог и царь всего, что связано с механизмами. По сути своей, капитан, только в машинном отделении. Он вместе с капитаном держит ответ перед компанией за техническое состояние судна и его доводы относительно этого имеют решающее значение. Если что-то не так с технической составляющей - спросят с него (с капитана тоже). Так как главным в судовой иерархии является капитан, часто делается символическая разница в зарплате в 100 долларов.

А ЧТО ПО ДЕНЬГАМ?

А вот тут сразу и не скажешь. Очень многое зависит от компании и типа судна. На танкерах зарплаты выше, чем на сухогрузах. На танкерах-газовозах вообще космические - туда хотят все, но попадают немногие.

На маленьком буксире никогда не будут платить, как на огромном контейнеровозе, что логично.

Моя каюта
Моя каюта

Допустим, хороший расклад: нефтяной танкер 150 тыс.тонн, совершающий океанские переходы. Может получиться такая картина месячной зарплаты (опять же, примерно - может быть больше/меньше) :

  • Матросы, мотористы и буфетчики - 1000-1500 долларов в зависимости от квалификации. За переработку - надбавки.
  • Боцманы, токари, повара и донкерманы - около 2000-2500 долларов. Опять же, надбавки за переработку.
  • 3-и помощники / 4-е механики - 3000-4000 долларов. Начиная отсюда за переработку платить не будут, она считается заранее включённой в контракт.
  • 2-е помощники / 3-и механики - около 5000 долларов.
  • Электромеханики - около 7 000 долларов.
  • Старшие помощники / 2-е механики - 10 000 долларов. Больше ответственности - больше зарплата.
  • Капитаны / стармехи - около 15 000 долларов.

А КЕМ ЛУЧШЕ СТАТЬ?

-10

А это решает каждый для себя сам. Смотря, что ближе. Если с детства тянет к различным механизмам, нравится заниматься "железом", то логичнее, конечно, идти в механики.

Увлекает электротехника? Или первое образование - электрик и работа нравилась? Вполне можно пойти в электромеханики. Они, кстати, получают больше всех после выпуска. Потом, правда, разница сокращается....

Если душа лежит к приготовлению пищи, то реально преуспеть будучи поваром.

Поэтому всё индивидуально.

ГДЕ УЧИТЬСЯ?

В морских ВУЗах и центрах подготовки. Не путать с военно-морскими училищами, это уже о военных моряках.

Перед поступлением необходима медкомиссия, подтверждающая пригодность для будущей работы.

Учимся на рядовой состав.

Если есть желание стать матросом/мотористом, можно закончить профессиональные курсы, которые часто организуют прямо при таких ВУЗах. Программа обучения займёт около 6 месяцев, в программе будет теоретическая часть и производственная практика.

В этих же учебных центрах повышают квалификацию, готовят боцманов и донкерманов.

-11

Если вы проходили службу в рядах ВМФ на боевых кораблях, иногда это может быть засчитано за стаж практики и проходить её будет не обязательно (лучше уточнять на месте).

По выпуску выдаётся "корочка" матроса/моториста и набор сертификатов о подготовке (шлюпочной, по безопасности и.т.д). Можно искать работу. Перспективы - можно дорасти до боцмана/донкермана.

То же касается будущих буфетчиков и судовых коков. Наличие уже имеющегося кулинарного образования категорически приветствуется.

Токарям также необходима подготовка на этих курсах. Уже имеющийся опыт в токарном деле - огромный плюс.

Учимся на офицерский состав

Классика - после 11 класса сдаём ЕГЭ по русскому, математике (профиль) и физике. Подаём документы в интересующий ВУЗ на нужную специальность.

ГМУ им. адмирала Ушакова. Моя альма-матер
ГМУ им. адмирала Ушакова. Моя альма-матер

Обучение - 5 с половиной лет. Шесть курсов. В течении этого времени будут две практики, которые к выпуску должны составить не менее 12 месяцев в сумме. На практику может отправить и ВУЗ, но лучше искать её самим в различных компаниях - есть шанс продолжить работу в них после выпуска, если хорошо зарекомендовать себя.

После выпуска идëшь работать 3-м помощником / 4-м механиком / электромехаником, если всё пошло хорошо.

Давно закончили высшее, но теперь хотите получить и это? Не проблема, можно сдать вступительные экзамены и учиться заочно. Большое количество людей работает матросами/мотористами и параллельно учится заочно на судоводителей/судомехаников.

-13

Так где конкретно эти ВУЗы то? Да вот:

  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова - г. Санкт-Петербург. В народе "Макаровка". Неофициально считается самым престижным. Учат на штурманов, механиков, электромехаников. В Институте повышения квалификации готовят матросов, мотористов, поваров.
  • Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова - г.Новороссийск, есть большой филиал в Севастополе. В народе "Ушаковка" или "Вышка". Я заканчивал его. Направления подготовки такие же, тоже есть институт повышения квалификации с программами подготовки рядового состава. Университет постоянно расширяется.
  • Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского - г.Владивосток. Уважаемый и крупный университет с различными программами.
  • Волжский государственный университет водного транспорта - г.Нижний Новгород. Вроде как изначально нацелен на речной флот (не утверждаю), но множество выпускников работают в открытом океане.

На самом деле, это - самые известные. В действительности их гораздо больше, многие являются филиалами вышеперечисленных. Часть - колледжами при этих ВУЗах.

-14

В колледжах готовят и судоводителей, и механиков, и электромехаников. По выпуску можно стать 3-м помощником / 4-м механиком / электромехаником и работать, но есть нюансы:

  • Некоторые судоходные компании с неохотой берут на работу выпускников колледжей.
  • Чаще всего карьерный рост заканчивается на 2-м помощнике / 3-м механике. Дальше компании требуют высшее образование. Поэтому среди заочников в ВУЗах много действующих и опытных штурманов/механиков, которым пришлось идти учиться ещё раз на высшее.

ВЫУЧИЛСЯ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

-15

А дальше поиск работы. Существуют специальные конторы по найму моряков - крюинги. Их довольно много, можно забрасывать резюме в разные. Сложности с поиском работы, к сожалению, частая проблема. Есть ненулевой вариант сидеть без работы и 6, и 8, и 12 месяцев.

Замкнутый круг, когда нужен человек с опытом, а приобрести его невозможно (потому что всем нужны опытные) - типичная ситуация.

Поэтому выпускникам ВУЗов, колледжей и учебных центров часто приходится работать на каком-нибудь разбитом катере в порту, с неудобным графиком, ночными вызовами и низкой зарплатой. Зачем тогда это всё? Для опыта.

Опыт - это то, что появится только со временем. Поэтому очень часто, поработав год-полтора на низком окладе, люди переходят работать уже в крупные компании с высокой зарплатой.

Дерзайте, и у вас всё обязательно получится.

Благодарю за внимание, желаю всем семь футов под килем!