Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаю "лицеистов": 3 писательницы, 2 писателя

Продолжаю ссвою работу в блогерском жюри премии "Лицей", в номинации Rideró "Выбор книжных блогеров". Поскольку тексты у всех пятерых финалистов небольшие, до 200 страниц, я решила объединить их в одну статью. Да и время поджимает: скоро уже награждение. Сборник рассказов Алины Митрофановой "Когда я была женщиной" показался несколько ученическим. Всего 3 рассказа из 9 заинтересовали. Остальные не запомнились, не зацепили. Я всегда по прочтении задаю себе вопрос: о чём этот текст? И если не могу сформулировать в одном предложении ответ, то скорее всего рассказ не состоялся. Из удач я бы назвала "Дожжик будет", "Молчание Паулины" и "Когда я была женщиной". Все три – о женской судьбе, о её "отдельности". И о любви, конечно. Во всех трёх угадывается сама автор, да и вообще весь сборник автобиографичен, большинство текстов от первого лица, а за перипетиями сюжета угадываются одни и те же обстоятельства жизни автора. В целом, этим грешат почти все финалисты – они пишут о себе, любимых, а

Продолжаю ссвою работу в блогерском жюри премии "Лицей", в номинации Rideró "Выбор книжных блогеров". Поскольку тексты у всех пятерых финалистов небольшие, до 200 страниц, я решила объединить их в одну статью. Да и время поджимает: скоро уже награждение.

Сборник рассказов Алины Митрофановой "Когда я была женщиной" показался несколько ученическим. Всего 3 рассказа из 9 заинтересовали. Остальные не запомнились, не зацепили. Я всегда по прочтении задаю себе вопрос: о чём этот текст? И если не могу сформулировать в одном предложении ответ, то скорее всего рассказ не состоялся.

Из удач я бы назвала "Дожжик будет", "Молчание Паулины" и "Когда я была женщиной". Все три – о женской судьбе, о её "отдельности". И о любви, конечно. Во всех трёх угадывается сама автор, да и вообще весь сборник автобиографичен, большинство текстов от первого лица, а за перипетиями сюжета угадываются одни и те же обстоятельства жизни автора.

В целом, этим грешат почти все финалисты – они пишут о себе, любимых, а вывести собственные переживания на уровень всеобщий многим не хватает то ли опыта, то ли таланта. Хотя есть исключения. О них в самом конце.

-2

Ангелина Малюгина в повести "Вася включил китайскую народную музыку" рассказывает историю расследования юной журналистки и барахольщицы Риты, собирая все возможные штампы: старушку на лавочке у подъезда, картонку для примерки на рынке, стихи на стульчике перед гостями. Она так старательно украшает свой текст, что вроде бы достигает обратного эффекта, но сама история удивительно прочно цепляет: она неожиданная, с детективной интригой и добрым посылом. А заканчивается и правда тем, что "Вася включил китайскую народную музыку".

-3

Максим Симбирёв представил на премию сборник "Забытье". И повесть "Жертва", на мой взгляд, удалась лучше всего. Банальный вроде бы сюжет о сепарации юноши от матери автор скручивает в тугую пружину, которая неизбежно должна распрямиться в конце и ударить по герою, который так похож на героя Сэлинджера. И финал порадовал.

Рассказ "Фиолетовый" довольно едко рисует нам картину зарождения и падения наших литературных кумиров. В "Рогатом" мы сталкиваемся с таким же предсказуемым путём блогера. А в "Когда умерла Елизавета" получаем совершенно определённый призыв уже ко всем молодым: "Живой ты? Так иди и живи".

-4

Сборник рассказов Ильи Подковенко "Вост-Сибирград" показался с одной стороны по-настоящему живым и захватывающим, а с другой не в меру кровожадным. Все герои страдают, выживают, борются с холодом обстоятельствами и со смертью, а последняя повесть будто переносит действие фильмов Гая Ричи на иркутскую почву: деньги, стволы и вместо карт культуртреггеры. Очень порадовал местный колорит, с огромным удовольствием окунулась в атмосферу Иркутска и окрестностей. И как-то даже воодушевило желание этих самых культуртреггеров не уезжать из Иркутска, а поднимать уровень культуры родного региона.

-5

Наконец, архангельская писательница – моё личное приятное открытие. Друзья мои, не пропустите!

Варвара Заборцева лауреат премии «Лицей» 2023 года в номинации «Поэзия» за сборник стихотворений «Набело хочется жить». Она и на сайте лицея обозначена как поэт, и, безусловно, на прозе это отражается. Вот и сейчас, читая её, я с удовольствием отмечала классный текст: концентрированный, метафоричный, сложный. Удивительным для меня, как человека южного, оказалось описание любви к снегу, морозу, стылому речному льду, Пинеге. Как всё это можно не просто терпеть, а жить этим?

Главная тема произведений, вошедших в сборник "Марфа строила дом" – это осмысление смерти, принятие её, а через это принятие – вера в торжество жизни, причём не так уж важно, в чём оно выражается: в строительстве дома, замужестве, печении пирогов, ледоходе ли. Или просто надо, чтоб утки выводили утят.

"Странное, очень странное чувство несла я с Федоровского кладбища. Будто жизнь все равно победила. Нелепо, но так спокойно на душе. Человек прошел по земле светло. До того большое и новое чувство, что боялась его обронить. Шла спокойно и глубоко дышала."

Сказовость первой повести будто готовит нас к реалистичности последней. Варвара в своей автофикциональной повести "Пинега" пишет не про травму детства (наконец-то), а про травмирующее настоящее – такого ещё никто не писал. Отец ушёл на войну и погиб, а дочь, с которой он не сходился в оценке событий, приезжает его хоронить... Это отлично сделано. И проза качественная, повторюсь.

Обращаю ваше внимание на Варвару – это действительно надо читать. Настоящая живая и актуальная современная проза.

А если вы хотите сами всё прочитать, то на сайте премии опубликовали все поэтические тексты финалистов и почти все прозаические:

Вот поэзия

Вот проза

А 6 июня в 12 часов на Красной площади пройдёт награждение лауреатов премии "Лицей". Приходите!