Появившееся в 2019 году восьмое поколение главного спортивного автомобиля Америки Chevrolet Corvette, стало настоящей сенсацией – инженерам разрешили изменить компоновку автомобиля и сделать его среднемоторным, о чем главный инженер проекта Corvette Зора Аркус-Дунтов мечтал большую часть своей карьеры в General Motors, еще с 1960-х годов. Corvette вышел на новый уровень, но не стоит забывать, что первый американский автомобиль со средним расположением двигателя появился еще в 1984 году – это был Pontiac Fiero.
Вообще, в отделении Pontiac давно мечтали о собственном спортивном автомобиле (причем, в европейском стиле), еще в 1964 году был разработан прототип Pontiac XP-833 (также известный как Banshee), однако в корпорации General Motors сочли его угрозой Corvette и долгие годы блокировали подобные идеи. Только в середине 1970-х, на фоне топливного кризиса, когда американские автомобили превратились в бледную тень великих предков, Pontiac позволили вернуться к идее двухместного спортивного автомобиля.
Консервативным руководителям корпорации General Motors проект Pegasus, ставший впоследствии Fiero, был подан как двухместный спортивный автомобиль с акцентом на доступность и экономичность. Возможно, решающим фактором запуска Fiero в разработку стали ужесточившиеся требования Corporate Average Fuel Economy (CAFE) – необходимо было срочно снижать средний расход топлива по всей линейке моделей. При этом, денег выделили крайне мало и Fiero пришлось собирать из готовых решений General Motors.
Трансмиссия и задняя подвеска были позаимствованы у Chevrolet Citation / Pontiac Phoenix, а передняя – у Chevrolet Chevette / Pontiac Acadian. Доноры агрегатов, мягко говоря, не блестящие. Соображениями экономичности объясняется и клиновидный силуэт, и использование пластиковых панелей кузова (хотя очень легким сделать автомобиль не удалось…).
К сожалению, компенсировать вес мощностью не удалось – инженеры были ограничены выбором 2,5-литрового четырехцилиндрового двигателя Iron Duke мощностью 92 лошадиные силы. «Спортивный» Fiero разгонялся до «сотни» за долгие 12 секунд и развивал максимальную скорость менее 170 км/ч. Это было большое разочарование!
Ну а поскольку в 1984 году Pontiac Fiero удостоился чести выступать пейс-каром легендарной гонки «500 миль Индианаполиса», для мероприятия двигатель пришлось «подменить» на 2,7-литровый Super Duty 4 мощностью 232 лошадиные силы. У спецверсии Fiero Pace Car Edition 1984 года (выпущено 2000 экземпляров) от той машины остались только наклейки…
Благодаря привлекательной внешности, Fiero хорошо стартовал в свой дебютный год – было продано более 135 000 экземпляров, но присутствовали проблемы с качеством (в книге «General Motors в истинном свете» Джон ДеЛореан говорил: «Если Вам достался автомобиль General Motors, выпущенный в первые 60 дней с начала запуска в производство, то его качество угрожало бедой»), а также частые возгорания двигателя (!), решение проблемы которых General Motors решали непростительно долго, подорвали его репутацию.
В 1985 году производство сократилось практически вдвое, несмотря на появление более мощной модификации GT со 140-сильный 2,8-литровым V6. Продажи в последующие годы не внушали оптимизма, рестайлинг и обновление механических компонентов не помогали, поэтому в 1988 году в General Motors решили «пристрелить» Fiero. Ловить было уже нечего – еще в 1985 году Toyota предложила американцам аналогичный среднемоторный MR2, только надежнее, мощнее и дешевле… Всего за 5 лет производства свет увидело 370 тысяч Pontiac Fiero, что для такого специфичного автомобиля не так уж и мало.
За исключением Chevrolet Corvette, с двухместными автомобилями у General Motors как-то не клеится. После Fiero были Buick Reatta, Cadillac Allante, Cadillac XLR на базе Corvette, и ни один из них не был успешным. Даже Solstice, завершивший историю бренда Pontiac, и его производные не добились большего.
Fiero был смелой и многообещающей идеей, но «закончился» именно так, как и предполагали руководители General Motors, десятилетиями не дававшие Зоре Аркус-Дунтову строить среднемоторный Corvette!
На фото ниже один из лучших примеров использования базы Fiero - Pontiac Fiero Mera, выпускавшийся компанией Corporate Concepts и представляющий собой реплику Ferrari 308 GTS.
Итальянский суперкар был чрезвычайно популярен в США в 1980-е годы, благодаря сериалу «Частный детектив Магнум», где в ярких гавайских рубашках на Ferrari разъезжал брутальный Томас Салливан Магнум.
Интересно, что образ любимца детей 90-х на всем постсоветском пространстве – веселого и бесшабашного бурундука Дейла («Чип и Дейл спешат на помощь»), скопирован как-раз с детектива Магнума, а образ лидера команды Спасателей Чипа – с Индианы Джонса. Живите теперь с этим…
Pontiac Fiero Mera можно было заказать у любого дилера Pontiac на территории США, с сохранением заводской гарантии. Автомобиль в отличие от большинства реплик и кит-каров продавался в собранном виде и стоил около 30 000 долларов, что было сопоставимо со стоимостью «настоящего» спорткара Chevrolet Corvette, но значительно дешевле оригинального Ferrari 308 GTS. До момента, когда юристы Ferrari засудили Corporate Concepts за нарушение авторских прав на дизайн было выпущено около 250 экземпляров Pontiac Fiero Mera.
Также с кузовами Fiero «баловались» специалисты компании Zimmer, собравшие 170 единиц эпатажного купе QuickSilver (в переводе - ртуть), и масса других менее известных компаний.
Съемные пластиковые панели кузова Pontiac Fiero открывали широчайший простор для творчества!
Попадаются откровенно странные творения. Но тут ничего не поделаешь: люди всегда хотели купить Ferrari или Lamborghini за недорого...
Фото Mecum, Bring-A-Trailer, Oldcarbrochures