Дзен (также дзэн) – это одна из важнейших школ буддизма, распространенная преимущественно в Восточной Азии. Но хотя это слово у многих на слуху, суть данного направления и его отличия от других буддийских школ ясны не каждому. Попробуем разобраться.
Зарождение и распространение
Название школы восходит к санскритскому слову «дхьяна», означающему «глубокое сосредоточение». Другие названия дзенской традиции – «Сердце Будды» и «Школа сознания Будды».
Основоположником дзен, как и всего буддизма, считается Будда Шакьямуни. Согласно преданию, приведенному Тит Нат Ханом (известным современным дзен-монахом и просветителем), однажды Будда пришел проповедовать перед народом. Но, когда все собрались, духовный учитель просто остался стоять перед людьми, держа в руке цветок и не произнося ни слова.
Шли минуты, собравшиеся начали недоумевать. Но тут один монах по имени Махакашьяпа вдруг посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. Будда поймал его взгляд и сказал, что сокровище совершенной Дхармы он передал Махакашьяпе, который сумел пробудиться благодаря цветку в руке Будды и своему глубокому восприятию.
Дзен получил первичное распространение в Китае в V веке н. э. Считается, что в Поднебесную это учение принес монах Бодхидхарма. В Китае дзен именуется чань-буддизмом и считается самым влиятельным направлением китайского буддизма.
Затем дзен распространился во Вьетнаме под названием тхиен и в Корее под названием сон. Но привычное нам наименование «дзен», или «дзэн», закрепилось в Японии, куда это направление проникло в XII веке.
Именно из Японии дзен пришел и на Запад. В середине XIX века, в эпоху Мэйдзи, Страна восходящего солнца открылась для западного мира после многих столетий самоизоляции. В XX веке на Западе уже были тысячи дзен-буддистов, объединявшихся в группы медитации под руководством восточных и западных наставников. Во второй половине прошлого столетия дзен стал самым популярным восточным течением на Западе (сейчас его потеснил на этом посту тибетский буддизм).
Не обошел дзен и Советский Союз, где он набрал популярность в 60–70-х годах. Этому способствовали переводы произведений писателя Джерома Сэлинджера и других авторов, появление книг по японской и китайской культуре, поэзии, живописи. Внесло свой вклад и движение хиппи вкупе с несоответствием официальной доктрины и реальности, распространение восточных единоборств. В музыкальной культуре 80-х годов на популярность дзен-учения в СССР повлиял Борис Гребенщиков.
Суть учения дзен
В широком смысле под дзен понимают школу мистического созерцания как часть учения о просветлении. Цель практик – проникновение в истинную природу ума. Определения дзен давались разными учителями и исследователями, вот несколько примеров:
Бодхидхарма:
«Дзен - непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты»
Мастер Энго (на вопрос, что такое дзен):
«Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она ещё дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощ».
Кандидат философских наук Олег Доманов:
«Дзэн — это способ избавления людей от страданий путём индивидуальных практик особого рода, совершенствующих сознание и приводящих его к просветлению — сатори»
Также Бодхидхарма подчеркивал, что суть учения дзен – в очищении сердца через четыре действия:
- Не испытывать ненависти и не совершать недобрых поступков.
- Следовать своей карме.
- Освободиться от стремлений и привязанностей к вещам и явлениям.
- Состоять в гармонии с Дхармой (Дао).
Практики
Дзен включает различные практики, которые считаются вспомогательными средствами. Главным условием дзен-практики является нахождение «здесь и сейчас», отвлечение от прошлого и будущего.
Важной практикой дзен, как и буддизма в целом, служит медитация. Это может быть как условно «пассивная», сидячая медитация (дзадзен), так и «активная»: при ходьбе или любом физическом труде, который у дзенских монахов считается священным. Большинство монахов трудятся на земельных участках, занимаются уборкой, мытьем посуды.
Медитацию можно практиковать и через искусство: живопись, поэзию, архитектуру, искусство икебаны, боевые искусства, театр, чайную церемонию, каллиграфию, танцы. Главное правило: в любом виде деятельности необходимо пребывать в созерцательном состоянии.
Очень интересной практикой, специфичной именно для дзен-буддизма, является коан. Этим словом обозначают короткое повествование, диалог или вопрос, зачастую содержащие парадокс. Коаны предназначены не для логического, а для интуитивного понимания, они могут даже поначалу восприниматься как абсурдные.
Их цель – придать определенный психологический импульс ученику, чтобы стимулировать просветление, подвести его к новому восприятию реальности. Иногда коан сравнивают с христианской притчей, но это ошибочно: в отличие от последней, он не содержит моральной составляющей.
Пример коана:
Монах-ученик сказал учителю Дзёсю:
— Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня.
— А ты уже поел рисовой каши? — спросил Дзёсю.
— Поел, — ответил ученик.
— Так вымой лучше миску, — сказал Дзёсю.
В этот миг монах обрёл просветление.
Результат дзен-практик – это достижение сатори, персонального состояния просветления и интуитивного проникновения в суть вещей. Сатори подобно удару молнии, оно происходит внезапно и озаряет все вокруг. Есть малое сатори, которое приоткрывает природу вещей лишь на миг, и большое, которое ведет к полному просветлению.
Этика и эстетика дзен-буддизма
Согласно большинству исследователей, этическая составляющая в дзен урезана до минимума, так как традиционные противоположности «добро–зло» ограничивают в человеке познание истины (дзен вообще отрицает двойственность любых явлений). Упомянутое выше сатори, согласно Доманову, играет важную этическую роль, «избавляя человека от зла» и приводя к естественности.
Но некоторые этические принципы в дзен все же можно выделить. Это сострадание к живым существам, отсутствие стремления к излишествам и накопительству, следование долгу, соблюдение порядка и отсутствие беспокойства по поводу возможных страданий или смерти. Также многие дзен-монахи придерживаются принципа ненасилия и являются вегетарианцами.
Куда больше внимания в дзен уделено эстетике, ведь медитативное созерцание – одна из его ключевых практик. В дзен существуют особые пути познания (они называются до):
- кадо (путь цветка – искусство икебаны);
- кодо (путь благовоний);
- ногаку-до (путь театра);
- сёдо (путь каллиграфии);
- тядо (путь чая – чайная церемония);
- айкидо (путь энергии и гармонии);
- дзюдо (мягкий путь);
- кэндо (путь меча) и др.
К эстетике дзен относят создание знаменитых японских садиков и садов камней, написание хайку, составление оригами, рисование тушью, боевые и прочие искусства. С этим же связано японское искусство «любования» (полной луной, цветением сакуры, опаданием листвы клена осенью и т. д.). Так что эстетический компонент выражается через множество путей.
Отличия дзен от других школ буддизма
В каких-то аспектах дзен тесно взаимосвязан с буддизмом (например, признает четыре благородные истины), но, благодаря сильному влиянию на него даосизма и конфуцианства, имеет и важные отличия.
Например, таковым является отказ от традиционных священных текстов. Бодхидхарма подчеркивал, что передача истины не должна опираться на слова и тексты:
«Передача мысли непосредственно от сердца к сердцу, созерцание собственной изначальной природы и есть реализация состояния Будды»
То есть, самое важное передается не через письменные источники, а от наставника к ученику, причем «от сердца к сердцу», то есть далеко не всегда для передачи истины учитель прибегает к словам. Важнее медитативные практики. А буддийские сутры и шастры– это, согласно профессору философии Судзуку, для последователей дзен «не больше, чем макулатура».
Также учение дзен отличается прямотой, практичностью, связью с обычной жизнью. Его часто характеризуют как антифилософское, парадоксальное, интуитивное, адогматичное. Для дзен не характерен «уход от мира». Его последователи часто ходят на работу, занимаются обычными делами.
В большинстве древнейших буддийских школ практика созерцания является лишь вспомогательным средством. В дзен же ей отведена первостепенная роль. В отличие от многих религий, дзен не стремится ставить какую-то цель (рай, искупление, достижение нирваны и т. д.), а призывает просто жить, находиться здесь и сейчас. Просветление (сатори) возможно в любой момент через внезапное озарение, считают последователи дзен, и совсем не обязательно для этого переживать длинную цепь смертей и перерождений, накапливая кармический опыт.
Наконец, отличительными чертами дзен являются: простота и скромность храмов, которые зачастую находятся в безлюдных и красивых местах, бОльшая самодостаточность дзен-монахов и меньшая зависимость от мирян. Изображений божеств в дзен-монастырях практически нет, ритуалы мантры и изучение сутр тоже не являются типичными для данного течения.
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: