В продолжение темы "Классическая музыка и подростки" рассмотрим мультфильм, созданный на грани заката советской власти и рассвета нового российского государства. Показ первых серий мультфильма "Незнайка на Луне" начался в 1997 году и продолжался два года. Всего вышло 12 серий и в каждой композитор Юрий Прялкин знакомит своего зрителя с музыкальными шедеврами классиков XVIII-XIX веков. Конечно не в лоб, а в виде музыкального сопровождения к видеоряду и песен, которые исполняют персонажи истории. Возможно, после прочтения Вы поймёте, что являетесь поклонником как минимум одного классического произведения!
Иоганн Штраус. Perpetuum mobile (1 и 2 серии)
Первая серия знакомит нас с героями мультфильма - жителями Цветочного города. Все они трудятся над сбором урожая, а на фоне звучит музыка австрийского композитора, самого знаменитого представителя династии Штраусов - Иоганна Штрауса.
Perpetuum mobile (от лат. - вечно движущееся) - инструментальная пьеса виртуозного характера. Подобные произведения вошли в обиход в XIX веке. Мелодия в них развёртывается в непрерывном быстром движении одинаковыми мелкими длительностями. Не правда ли, подходящая композиция для описания жизни маленьких человечков.
Вновь эта пьеса звучит во 2 серии, в сцене, где Знайка, Винтик и Шпунтик строят ракету для полёта на Луну и вновь музыка иллюстрирует слаженную работу коротышек.
Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных» (2 и 9 серии)
Одна из тем этого произведения - бойкий канкан - звучит в мультфильме в еще более быстром темп. На его фоне разворачивается сцена, где Незнайка с помощью прибора невесомости заставляет обитателей Огуречной реки танцевать в воздухе. Автору произведения - французскому композитору Камилю Сен-Сансу были присущи юмор и ирония. Не случайно он назвал свою сюиту "Большая зоологическая фантазия". Возможно, родство образа хулигана Незнайки и настроения сюиты, стало отправной точкой для использования этой музыки в мультфильме.
Также, это произведение звучит в сцене, где коротышки начинают летать в невесомости. В доме происходит небольшой хаос, и визуальный ряд поддерживается забавной музыкой Штрауса.
На мотив канкана (это энергичный французский танец, преимущественно женский) звучит и Песня про кузнечика в 9 серия. Незнайка поёт, чтобы заработать денег на лекарство Звёздочки.
Гектор Берлиоз. "Сон в ночь шабаша" из Фантастической симфонии (3 серия)
Сон Незнайки интересно соотносится с изначальным сюжетом Фантастической симфонии - герою снится гротескный образ Луны, танцующей зловещий странный танец так же, как и ведьмы на шабаше у Гектора Берлиоза.
Зритель мультфильма слышит изменённую до неузнаваемости тему Возлюбленной из финальной части симфонии, где её нежный, волнующий и чистый образ меняется на маску непристойной ведьмы. Тембр кларнета в высоком регистре - писклявый и резкий органично передаёт этот контраст.
Луна в его сновидении предстаёт уродливой головой старика, который претерпевает различные метаморфозы, в финале съедая ракету Незнайки. В следующих сериях мы узнаем, что главному герою снился злодей Спрутс, фабрики которого действительно убивают Луну, отравляя воздух на ней.
Остаётся только удивляться тому, насколько органично вписалась инфернальная мелодия Берлиоза в мультфильм о коротышках.
Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо из Сонаты №11 Ля мажор (4 и 8 серии)
Знакомый многим бодрый и игриво-воинственный мотив Финала Сонаты №11 В.А. Моцарта звучит в сценах погони крокодилов господина Клопса за Незнайкой. Этот музыкальный фрагмент прекрасно подчёркивает комичность ситуации: господин Клопс пытается защитить своё грушевое дерево, расположенное на отдельном острове, окружённом рвом с крокодилами. Казалось бы, грозные охранники должны оберегать дерево от посягательств, однако в итоге именно крокодилы становятся причиной его разрушения, что вызывает у зрителя улыбку. Музыка Моцарта здесь словно подчеркивает иронию происходящего, делая сцену ещё более запоминающейся и живой.
Интересно, что этот же знаменитый мотив появляется и в восьмой серии, но уже в совершенно иной обстановке — во время обеда Пончика с солью. Здесь музыка приобретает иной оттенок, создавая лёгкую, даже забавную атмосферу, которая помогает раскрыть характер персонажа и настроение сцены. Таким образом, мелодия Моцарта становится не просто фоновым сопровождением, а важным элементом повествования, который связывает разные эпизоды и оттеняет их эмоциональный колорит.
Камиль Сен-Санс. Симфоническая поэма "Пляски смерти" (5 серия)
Знаменитый мотив, который послужил основой для песенки Шарманщика про Остров Развлечений, открывает сцену прогулки заключённых изолятора полиции. Этот музыкальный фрагмент задаёт особое настроение — одновременно лёгкое и ироничное, словно подчёркивая абсурдность происходящего. Интересно вспомнить мнение современника композитора, известного критика и основателя кружка «Могучая кучка» Владимира Стасова, который так отзывался о пьесе «Пляски»:
Оркестровая пьеса, хотя и украшенная изящной и пикантной инструментовкой в современном стиле, но конфетная, маленькая, скорее всего «салонная», можно сказать — вертопрашная, легкомысленная
Эти слова, безусловно, могут показаться обидными для автора произведения, однако именно такой — насмешливый и бутафорный — характер приобретает мотив в мультфильме. Он словно подчёркивает наивность и уязвимость главного героя, Незнайки, который оказался совсем один в суровом и порой несправедливом мире. За это время он успевает попасть в тюрьму и чуть не стать жертвой обмана, следуя за машиной, вербующей жителей на Остров Развлечений.
Этот мотив звучит и в девятой серии, когда полицейские хватают Звёздочку и Незнайку, угрожая отвезти их на загадочный и опасный Остров Развлечений. Музыка здесь усиливает драматизм ситуации, одновременно оставляя лёгкий отпечаток иронии и лёгкой грусти.
Александр Порфирьевич Бородин. Симфоническая картина "В Средней Азии" (6 серия)
Александр Порфирьевич Бородин — выдающийся русский композитор и учёный-химик. Фрагменты его сочинения звучат в шестой серии мультфильма. Эти музыкальные мотивы помогают передать особую атмосферу и настроить зрителя на восприятие пустынного (а в мультфильме лунного) пейзажа.
В начале серии звучат темы из произведения Бородина, которые словно открывают перед зрителем унылую и мрачную картину городской свалки на Луне. Именно здесь решают остановиться бездомные герои — Звёздочка, изгнанная из Лунной газеты за свою смелую и обличительную статью против Спрутса, и Незнайка. Музыка подчёркивает тяжесть и безысходность их положения, создавая меланхоличное настроение.
Особенно узнаваема в мультфильме восточная тема из симфонической картины Бородина. В оригинальном исполнении она звучит в выразительном и проникновенном тембре английского рожка, инструменте, который композитор тщательно подбирал для передачи колорита Востока. Судя по черновым наброскам, Бородин долго искал окончательный облик этой темы, которая характерна возвращением к одному и тому же звуку, украшенного фиоритурами — изящными музыкальными украшениями — и прихотливым, капризно меняющимся ритмом. Всё это создаёт ощущение загадочности и своеобразного восточного колорита.
В мультфильме на фоне этого печального и проникновенного мотива звучит песня Звёздочки, повествующая об утерянном прошлом Луны. Таким образом, музыка Бородина помогает глубже раскрыть внутренний мир героев и атмосферу происходящего.
Незаметно для многих в этой серии звучит музыка Людвига ван Бетховена. В шестой серии звучит мотив Лунной сонаты, когда Звёздочку выгоняют из квартиры, и она сталкивается с Незнайкой. Эта мелодия подчеркивает эмоциональную напряженность момента и помогает передать чувства героев.
Поль Дюк. Симфоническая поэма «Ученик чародея» (7 серия)
Поль Дюк создал знаменитую симфоническую поэму «Ученик чародея», которая рассказывает историю самонадеянного ученика мага. В отсутствие своего учителя он пытается с помощью заклинаний оживить помело и заставить его таскать воду. Однако, не обладая достаточными знаниями и опытом, ученик не может остановить помело, и вода переливается через края чана, затапливая дом. В результате вода переливается через края чана, заливает дом – и только вмешательство вернувшегося чародея спасает положение.
В мультфильме мотив из этой симфонической поэмы звучит в сцене, где Незнайка и Звёздочка выступают в дуэте, рассказывая о семенах, которые остались в ракете на поверхности Луны. Герои берут у лунатиков деньги на экспедицию, которая доставит семена в город. Они не подозревают о том, что Жулио и Мига замышляют обман. Музыкальная тема, наполненная динамикой и нарастающим напряжением, подчёркивает неопытность и наивность героев, а также создаёт атмосферу предстоящих неприятностей. Таким образом, музыка Дюка становится важным элементом повествования, усиливая драматизм и эмоциональную окраску сцены.
Рихард Вагнер. Тема огня Логе из оперы Рихарда Вагнера «Валькирия» (9 серия)
Этот лёгкий, прозрачный и радостный музыкальный мотив звучит в оригинальном произведении в тот момент, когда Вотан (Один) творит заклинание призыва огненного бога Логе. Цель заклинания — окружить место сна валькирии Брунгильды невидимой стеной огня. Перед мысленным взором слушателя словно разворачивается волшебная картина: огненная ограда, сияющая и прекрасная, которая не причиняет никакого вреда спящей валькирии, но становится смертельной преградой для труса, осмелившегося воспользоваться беззащитностью девы-воительницы. Мотив наполнен лёгкостью и одновременно силой, передавая и магию, и могущество происходящего.
В мультфильме этот же мотив используется в песенке Пончика — персонажа, который разбогател, продавая соль лунатикам. Музыкальная тема придаёт песенке игривость и задор, подчёркивая весёлый и немного ироничный характер сцены.
Интересным моментом является то, что песенка Пончика содержит небольшую загадку для юных музыкантов: в её тексте называются ноты, которые на самом деле являются просто словами. На самом деле же мелодия построена на звуках развёрнутого мажорного трезвучия, что придаёт ей гармоническую простоту и ясность, делая её одновременно доступной и музыкально выразительной.
Михаил Иванович Глинка. Увертюра из оперы "Руслан и Людмила" (10 серия)
Бодрый и жизнерадостный мотив увертюры из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки действительно напоминает бурлящую газировку — игривую и шипучую. Эффект этого образа усиливается стремительными пассажами, которые проходят по всем регистрам струнных инструментов, создавая ощущение динамики и движения. Именно под этот мотив Стекляшкин предлагает использовать газированную воду в качестве топлива для второй ракеты.
Мотив увертюры начинает исполнять Ромашка, после чего песенку о необходимости спасти друзей подхватывает хор коротышек. Вместе они объединяют силы и дружно строят аппарат, предназначенный для спасения Незнайки и Пончика. Эта сцена наполнена энергией, оптимизмом и верой в дружбу, а музыка Глинки служит прекрасным музыкальным фоном, усиливающим эмоциональное воздействие происходящего.
Эдвард Григ. В пещере горного короля из сюиты "Пер Гюнт" (11 серия)
На Острове дураков Незнайка и Звёздочка оказываются в эпицентре веселья, которое буквально захватывает их целиком. Они не могут остановиться — им так радостно и беззаботно, что они постепенно теряют чувство времени и забывают о своей цели. Темп музыки нарастает, словно отражая нарастание общей эйфории и растущую одержимость весельем. В этот момент Звёздочка начинает осознавать, что всё происходящее — это нечто вроде наваждения, коллективного состояния толпы, которое уводит их от реальности. Она понимает, что им нужно бежать с острова, но Незнайка, охваченный этим настроением, уже не в силах остановиться и сопротивляться.
Интересно, что встреча с бывшим начальником и редактором Лунной газеты Гризлем происходит под ту же музыку, что и веселье на острове. Однако песня Гризля, исполняемая на этот мотив, звучит совершенно иначе — угрожающе и сатирически. Его голос и слова о том, что коротышки на острове превращаются в баранов, придают сцене оттенок опасности и иронии, подчёркивая двойственность ситуации: с одной стороны — беспечное веселье, с другой — скрытая угроза и насмешка над героями и их положением.
Эдвард Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт" (12 серия)
В заключительной серии звучит трогательная Песня Ромашки, исполненная на мотив знаменитой песни Сольвейг. Эта мелодия наполнена теплом и светом, в оригинале рассказывает о смене времён года, о надежде Сольвейг на скорую встречу с возлюбленным. В мультфильме она рассказывает о Земле — о доме, где растут удивительные растения и нежно светит солнце на фоне ясного голубого неба. В контрасте с безжизненным и мрачным лунным пейзажем, который зритель видит на протяжении мультфильма, эта песня приносит ощущение надежды и радости. Она напоминает о том, что за пределами суровой и холодной Луны существует живой, тёплый мир, полный красоты и жизни. Благодаря этой музыкальной теме завершается история на светлой и оптимистичной ноте, наполняя зрителя светлыми эмоциями и верой в лучшее будущее.
Дополнение
В мультфильме также намечена система лейтмотивов. Так, автором статьи были найдены три лейтмотива, которые звучат только в момент появления определённых персонажей.
Стекляшкин
Вторая серия мультфильма открывается бодрым и жизнерадостным мотивом из «Хоровода гномов» Эдварда Грига, который звучит в момент, когда Стекляшкин едет на телескопе. Этот мотив вновь появляется в десятой серии, когда Стекляшкин находит ракету на Луне, создавая связь между этими двумя важными моментами сюжета.
Жулио и Мига
В шестой серии звучит мотив Лунной сонаты, когда Звёздочку выгоняют из квартиры, и она сталкивается с Незнайкой. Эта мелодия подчеркивает эмоциональную напряженность момента и помогает передать чувства героев. В этой же серии происходит встреча Жулио и Мига, сопровождаемая каватиной Фигаро из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Этот мотив также звучит в девятой серии, когда Жулио и Мига находят Скуперфильда в лесу, создавая атмосферу лёгкости и иронии.
Скуперфильд
В 7 серии и далее мотив «Гнома» становится своеобразным музыкальным знаком, который сопровождает каждое появление табачного магната Скуперфильда, добавляя глубину и характер в его образ.
Таким образом, музыкальные темы в мультфильме не только служат фоном, но и активно участвуют в развитии сюжета, подчеркивая эмоциональные моменты и создавая связующие нити между различными эпизодами.
Заключение
В целом, использование классической музыки в "Незнайке на Луне" — это пример того, как можно обогатить анимационное произведение, придав ему глубину, эмоциональность и культурную ценность. Это показывает, что классическая музыка не является чем-то устаревшим или недоступным, а наоборот, может быть прекрасным средством для выражения современных идей и эмоций.