Найти в Дзене

Незнайка на Луне: концентрат классических мелодий

В продолжение темы "Классическая музыка и подростки" рассмотрим мультфильм, созданный на грани заката советской власти и рассвета нового российского государства. Показ первых серий мультфильма "Незнайка на Луне" начался в 1997 году и продолжался два года. Всего вышло 12 серий и в каждой композитор Юрий Прялкин знакомит своего зрителя с музыкальными шедеврами классиков XVIII-XIX веков. Конечно не в лоб, а в виде музыкального сопровождения к видеоряду и песен, которые исполняют персонажи истории. Возможно, после прочтения Вы поймёте, что являетесь поклонником как минимум одного классического произведения! Первая серия знакомит нас с героями мультфильма - жителями Цветочного города. Все они трудятся над сбором урожая, а на фоне звучит музыка австрийского композитора, самого знаменитого представителя династии Штраусов - Иоганна Штрауса. Perpetuum mobile (от лат. - вечно движущееся) - инструментальная пьеса виртуозного характера. Подобные произведения вошли в обиход в XIX веке. Мелодия в н
Оглавление
Композиторы, музыка которых стала одним из столпов, на которых держится успех мультфильма
Композиторы, музыка которых стала одним из столпов, на которых держится успех мультфильма

В продолжение темы "Классическая музыка и подростки" рассмотрим мультфильм, созданный на грани заката советской власти и рассвета нового российского государства. Показ первых серий мультфильма "Незнайка на Луне" начался в 1997 году и продолжался два года. Всего вышло 12 серий и в каждой композитор Юрий Прялкин знакомит своего зрителя с музыкальными шедеврами классиков XVIII-XIX веков. Конечно не в лоб, а в виде музыкального сопровождения к видеоряду и песен, которые исполняют персонажи истории. Возможно, после прочтения Вы поймёте, что являетесь поклонником как минимум одного классического произведения!

Иоганн Штраус. Perpetuum mobile (1 и 2 серии)

Жители Цветочного города в трудах и заботах
Жители Цветочного города в трудах и заботах

Первая серия знакомит нас с героями мультфильма - жителями Цветочного города. Все они трудятся над сбором урожая, а на фоне звучит музыка австрийского композитора, самого знаменитого представителя династии Штраусов - Иоганна Штрауса.

Perpetuum mobile (от лат. - вечно движущееся) - инструментальная пьеса виртуозного характера. Подобные произведения вошли в обиход в XIX веке. Мелодия в них развёртывается в непрерывном быстром движении одинаковыми мелкими длительностями. Не правда ли, подходящая композиция для описания жизни маленьких человечков.

Вновь эта пьеса звучит во 2 серии, в сцене, где Знайка, Винтик и Шпунтик строят ракету для полёта на Луну и вновь музыка иллюстрирует слаженную работу коротышек.

Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных» (2 и 9 серии)

Танец рыб
Танец рыб

Одна из тем этого произведения - бойкий канкан - звучит в мультфильме в еще более быстром темп. На его фоне разворачивается сцена, где Незнайка с помощью прибора невесомости заставляет обитателей Огуречной реки танцевать в воздухе. Автору произведения - французскому композитору Камилю Сен-Сансу были присущи юмор и ирония. Не случайно он назвал свою сюиту "Большая зоологическая фантазия". Возможно, родство образа хулигана Незнайки и настроения сюиты, стало отправной точкой для использования этой музыки в мультфильме.

Также, это произведение звучит в сцене, где коротышки начинают летать в невесомости. В доме происходит небольшой хаос, и визуальный ряд поддерживается забавной музыкой Штрауса.

На мотив канкана (это энергичный французский танец, преимущественно женский) звучит и Песня про кузнечика в 9 серия. Незнайка поёт, чтобы заработать денег на лекарство Звёздочки.

Гектор Берлиоз. "Сон в ночь шабаша" из Фантастической симфонии (3 серия)

Облик Спрутса на фоне изменённой темы Возлюбленной
Облик Спрутса на фоне изменённой темы Возлюбленной

Сон Незнайки интересно соотносится с изначальным сюжетом Фантастической симфонии - герою снится гротескный образ Луны, танцующей зловещий странный танец так же, как и ведьмы на шабаше у Гектора Берлиоза.

Зритель мультфильма слышит изменённую до неузнаваемости тему Возлюбленной из финальной части симфонии, где её нежный, волнующий и чистый образ меняется на маску непристойной ведьмы. Тембр кларнета в высоком регистре - писклявый и резкий органично передаёт этот контраст.

Луна в его сновидении предстаёт уродливой головой старика, который претерпевает различные метаморфозы, в финале съедая ракету Незнайки. В следующих сериях мы узнаем, что главному герою снился злодей Спрутс, фабрики которого действительно убивают Луну, отравляя воздух на ней.

Остаётся только удивляться тому, насколько органично вписалась инфернальная мелодия Берлиоза в мультфильм о коротышках.

Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо из Сонаты №11 Ля мажор (4 и 8 серии)

Как ты посмел съесть личную грушу господина Клопса?!
Как ты посмел съесть личную грушу господина Клопса?!

Знакомый многим бодрый и игриво-воинственный мотив Финала Сонаты №11 В.А. Моцарта звучит в сценах погони крокодилов господина Клопса за Незнайкой. Этот музыкальный фрагмент прекрасно подчёркивает комичность ситуации: господин Клопс пытается защитить своё грушевое дерево, расположенное на отдельном острове, окружённом рвом с крокодилами. Казалось бы, грозные охранники должны оберегать дерево от посягательств, однако в итоге именно крокодилы становятся причиной его разрушения, что вызывает у зрителя улыбку. Музыка Моцарта здесь словно подчеркивает иронию происходящего, делая сцену ещё более запоминающейся и живой.

Интересно, что этот же знаменитый мотив появляется и в восьмой серии, но уже в совершенно иной обстановке — во время обеда Пончика с солью. Здесь музыка приобретает иной оттенок, создавая лёгкую, даже забавную атмосферу, которая помогает раскрыть характер персонажа и настроение сцены. Таким образом, мелодия Моцарта становится не просто фоновым сопровождением, а важным элементом повествования, который связывает разные эпизоды и оттеняет их эмоциональный колорит.

Камиль Сен-Санс. Симфоническая поэма "Пляски смерти" (5 серия)

Песня про Остров Развлечений (Остров дураков)
Песня про Остров Развлечений (Остров дураков)

Знаменитый мотив, который послужил основой для песенки Шарманщика про Остров Развлечений, открывает сцену прогулки заключённых изолятора полиции. Этот музыкальный фрагмент задаёт особое настроение — одновременно лёгкое и ироничное, словно подчёркивая абсурдность происходящего. Интересно вспомнить мнение современника композитора, известного критика и основателя кружка «Могучая кучка» Владимира Стасова, который так отзывался о пьесе «Пляски»:

Оркестровая пьеса, хотя и украшенная изящной и пикантной инструментовкой в современном стиле, но конфетная, маленькая, скорее всего «салонная», можно сказать — вертопрашная, легкомысленная

Эти слова, безусловно, могут показаться обидными для автора произведения, однако именно такой — насмешливый и бутафорный — характер приобретает мотив в мультфильме. Он словно подчёркивает наивность и уязвимость главного героя, Незнайки, который оказался совсем один в суровом и порой несправедливом мире. За это время он успевает попасть в тюрьму и чуть не стать жертвой обмана, следуя за машиной, вербующей жителей на Остров Развлечений.

Этот мотив звучит и в девятой серии, когда полицейские хватают Звёздочку и Незнайку, угрожая отвезти их на загадочный и опасный Остров Развлечений. Музыка здесь усиливает драматизм ситуации, одновременно оставляя лёгкий отпечаток иронии и лёгкой грусти.

Александр Порфирьевич Бородин. Симфоническая картина "В Средней Азии" (6 серия)

Растительность на поверхности Луны до прихода Спрутса
Растительность на поверхности Луны до прихода Спрутса

Александр Порфирьевич Бородин — выдающийся русский композитор и учёный-химик. Фрагменты его сочинения звучат в шестой серии мультфильма. Эти музыкальные мотивы помогают передать особую атмосферу и настроить зрителя на восприятие пустынного (а в мультфильме лунного) пейзажа.

В начале серии звучат темы из произведения Бородина, которые словно открывают перед зрителем унылую и мрачную картину городской свалки на Луне. Именно здесь решают остановиться бездомные герои — Звёздочка, изгнанная из Лунной газеты за свою смелую и обличительную статью против Спрутса, и Незнайка. Музыка подчёркивает тяжесть и безысходность их положения, создавая меланхоличное настроение.

Особенно узнаваема в мультфильме восточная тема из симфонической картины Бородина. В оригинальном исполнении она звучит в выразительном и проникновенном тембре английского рожка, инструменте, который композитор тщательно подбирал для передачи колорита Востока. Судя по черновым наброскам, Бородин долго искал окончательный облик этой темы, которая характерна возвращением к одному и тому же звуку, украшенного фиоритурами — изящными музыкальными украшениями — и прихотливым, капризно меняющимся ритмом. Всё это создаёт ощущение загадочности и своеобразного восточного колорита.

В мультфильме на фоне этого печального и проникновенного мотива звучит песня Звёздочки, повествующая об утерянном прошлом Луны. Таким образом, музыка Бородина помогает глубже раскрыть внутренний мир героев и атмосферу происходящего.

Незаметно для многих в этой серии звучит музыка Людвига ван Бетховена. В шестой серии звучит мотив Лунной сонаты, когда Звёздочку выгоняют из квартиры, и она сталкивается с Незнайкой. Эта мелодия подчеркивает эмоциональную напряженность момента и помогает передать чувства героев.

Поль Дюк. Симфоническая поэма «Ученик чародея» (7 серия)

Незнайка обещает жителям Луны зелёное будущее
Незнайка обещает жителям Луны зелёное будущее

Поль Дюк создал знаменитую симфоническую поэму «Ученик чародея», которая рассказывает историю самонадеянного ученика мага. В отсутствие своего учителя он пытается с помощью заклинаний оживить помело и заставить его таскать воду. Однако, не обладая достаточными знаниями и опытом, ученик не может остановить помело, и вода переливается через края чана, затапливая дом. В результате вода переливается через края чана, заливает дом – и только вмешательство вернувшегося чародея спасает положение.

В мультфильме мотив из этой симфонической поэмы звучит в сцене, где Незнайка и Звёздочка выступают в дуэте, рассказывая о семенах, которые остались в ракете на поверхности Луны. Герои берут у лунатиков деньги на экспедицию, которая доставит семена в город. Они не подозревают о том, что Жулио и Мига замышляют обман. Музыкальная тема, наполненная динамикой и нарастающим напряжением, подчёркивает неопытность и наивность героев, а также создаёт атмосферу предстоящих неприятностей. Таким образом, музыка Дюка становится важным элементом повествования, усиливая драматизм и эмоциональную окраску сцены.

Рихард Вагнер. Тема огня Логе из оперы Рихарда Вагнера «Валькирия» (9 серия)

Логотип компании Пончика
Логотип компании Пончика

Этот лёгкий, прозрачный и радостный музыкальный мотив звучит в оригинальном произведении в тот момент, когда Вотан (Один) творит заклинание призыва огненного бога Логе. Цель заклинания — окружить место сна валькирии Брунгильды невидимой стеной огня. Перед мысленным взором слушателя словно разворачивается волшебная картина: огненная ограда, сияющая и прекрасная, которая не причиняет никакого вреда спящей валькирии, но становится смертельной преградой для труса, осмелившегося воспользоваться беззащитностью девы-воительницы. Мотив наполнен лёгкостью и одновременно силой, передавая и магию, и могущество происходящего.

В мультфильме этот же мотив используется в песенке Пончика — персонажа, который разбогател, продавая соль лунатикам. Музыкальная тема придаёт песенке игривость и задор, подчёркивая весёлый и немного ироничный характер сцены.

Интересным моментом является то, что песенка Пончика содержит небольшую загадку для юных музыкантов: в её тексте называются ноты, которые на самом деле являются просто словами. На самом деле же мелодия построена на звуках развёрнутого мажорного трезвучия, что придаёт ей гармоническую простоту и ясность, делая её одновременно доступной и музыкально выразительной.

Михаил Иванович Глинка. Увертюра из оперы "Руслан и Людмила" (10 серия)

Летательный аппарат Стекляшкина с коротышками на борту
Летательный аппарат Стекляшкина с коротышками на борту

Бодрый и жизнерадостный мотив увертюры из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки действительно напоминает бурлящую газировку — игривую и шипучую. Эффект этого образа усиливается стремительными пассажами, которые проходят по всем регистрам струнных инструментов, создавая ощущение динамики и движения. Именно под этот мотив Стекляшкин предлагает использовать газированную воду в качестве топлива для второй ракеты.

Мотив увертюры начинает исполнять Ромашка, после чего песенку о необходимости спасти друзей подхватывает хор коротышек. Вместе они объединяют силы и дружно строят аппарат, предназначенный для спасения Незнайки и Пончика. Эта сцена наполнена энергией, оптимизмом и верой в дружбу, а музыка Глинки служит прекрасным музыкальным фоном, усиливающим эмоциональное воздействие происходящего.

Эдвард Григ. В пещере горного короля из сюиты "Пер Гюнт" (11 серия)

Житель Острова развлечений
Житель Острова развлечений

На Острове дураков Незнайка и Звёздочка оказываются в эпицентре веселья, которое буквально захватывает их целиком. Они не могут остановиться — им так радостно и беззаботно, что они постепенно теряют чувство времени и забывают о своей цели. Темп музыки нарастает, словно отражая нарастание общей эйфории и растущую одержимость весельем. В этот момент Звёздочка начинает осознавать, что всё происходящее — это нечто вроде наваждения, коллективного состояния толпы, которое уводит их от реальности. Она понимает, что им нужно бежать с острова, но Незнайка, охваченный этим настроением, уже не в силах остановиться и сопротивляться.

Интересно, что встреча с бывшим начальником и редактором Лунной газеты Гризлем происходит под ту же музыку, что и веселье на острове. Однако песня Гризля, исполняемая на этот мотив, звучит совершенно иначе — угрожающе и сатирически. Его голос и слова о том, что коротышки на острове превращаются в баранов, придают сцене оттенок опасности и иронии, подчёркивая двойственность ситуации: с одной стороны — беспечное веселье, с другой — скрытая угроза и насмешка над героями и их положением.

Эдвард Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт" (12 серия)

Возвращение домой
Возвращение домой

В заключительной серии звучит трогательная Песня Ромашки, исполненная на мотив знаменитой песни Сольвейг. Эта мелодия наполнена теплом и светом, в оригинале рассказывает о смене времён года, о надежде Сольвейг на скорую встречу с возлюбленным. В мультфильме она рассказывает о Земле — о доме, где растут удивительные растения и нежно светит солнце на фоне ясного голубого неба. В контрасте с безжизненным и мрачным лунным пейзажем, который зритель видит на протяжении мультфильма, эта песня приносит ощущение надежды и радости. Она напоминает о том, что за пределами суровой и холодной Луны существует живой, тёплый мир, полный красоты и жизни. Благодаря этой музыкальной теме завершается история на светлой и оптимистичной ноте, наполняя зрителя светлыми эмоциями и верой в лучшее будущее.

Дополнение

В мультфильме также намечена система лейтмотивов. Так, автором статьи были найдены три лейтмотива, которые звучат только в момент появления определённых персонажей.

Стекляшкин

Вторая серия мультфильма открывается бодрым и жизнерадостным мотивом из «Хоровода гномов» Эдварда Грига, который звучит в момент, когда Стекляшкин едет на телескопе. Этот мотив вновь появляется в десятой серии, когда Стекляшкин находит ракету на Луне, создавая связь между этими двумя важными моментами сюжета.

Жулио и Мига

В шестой серии звучит мотив Лунной сонаты, когда Звёздочку выгоняют из квартиры, и она сталкивается с Незнайкой. Эта мелодия подчеркивает эмоциональную напряженность момента и помогает передать чувства героев. В этой же серии происходит встреча Жулио и Мига, сопровождаемая каватиной Фигаро из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Этот мотив также звучит в девятой серии, когда Жулио и Мига находят Скуперфильда в лесу, создавая атмосферу лёгкости и иронии.

Скуперфильд

В 7 серии и далее мотив «Гнома» становится своеобразным музыкальным знаком, который сопровождает каждое появление табачного магната Скуперфильда, добавляя глубину и характер в его образ.

Таким образом, музыкальные темы в мультфильме не только служат фоном, но и активно участвуют в развитии сюжета, подчеркивая эмоциональные моменты и создавая связующие нити между различными эпизодами.

Заключение

В целом, использование классической музыки в "Незнайке на Луне" — это пример того, как можно обогатить анимационное произведение, придав ему глубину, эмоциональность и культурную ценность. Это показывает, что классическая музыка не является чем-то устаревшим или недоступным, а наоборот, может быть прекрасным средством для выражения современных идей и эмоций.