Наверное, нет нужды говорить, что прокладка ГБЦ является весьма важным и ответственным элементом. Еще бы! Ведь от этой прокладки (хотя, конечно не только от нее) зависит герметичность камер сгорания, системы охлаждения двигателя, и системы смазки. Пробой прокладки ГБЦ чреват утечками, которые в зависимости от места пробоя могут быть следующими:
· Утечка газообразных продуктов сгоранияможет происходить:
1. В области перегородки между соседними камерами сгорания
2. Между камерой сгорания и системой охлаждения.
· Утечка охлаждающей жидкости.Жидкость может вытекать:
1. Из каналов системы охлаждения между прокладкой и уплотняемой поверхностью наружу (за пределы двигателя).
2. Из системы охлаждения в систему смазки двигателя.
3. Из системы охлаждения в камеру сгорания.
· Утечка моторного масла.Масло может вытекать:
1. Из каналов системы смазки между прокладкой и уплотняемой поверхностью наружу (за пределы двигателя).
2. Из системы смазки в систему охлаждения.
Любая из перечисленных утечек для общего здоровья двигателя, если выразиться очень мягко, неполезна, но вот утечка охлаждающей жидкости в камеру сгорания способна моментально привести к совершенно катастрофическим последствиям! К так называемому гидроудару. Если кто вдруг не видел, как выглядят последствия гидроудара, то полюбуйтесь на фотографии ниже.
Что бы избежать таких страшных историй необходимо соблюдать технологию замены прокладки ГБЦ. Даже не столько замены (демонтировать прокладку, вроде дело не хитрое, хотя, есть таланты, которые и тут умудряются натворить дел😊), сколько установки.
Последовательность действий тут следующая:
1. С уплотняемых поверхностей удалить остатки старой прокладки и герметика. Поверхности тщательно очистить (не повреждая!) и обезжирить.
Между-прочим, удалить остатки прокладки не повредив поверхность, особенно если деталь алюминиевая – это не такая простая задача. Применяют разные способы. Кто-то делает это канцелярским ножом, а другой, наоборот, ножом притупленным.
Кто-то использует такую экзотику, как медный шабер, а иной металлическую щетку, которая приводится с помощью электрической или воздушной дрели. Еще вырезают круги из скотч-брайта и тоже приводят дрелью через специальную насадку.
Наше мнение, что предпочтительна щетка, только использовать ее надо аккуратно, «без фанатизма», ну и специальные химические средства для удаления прокладок тоже могут поспособствовать.
1. Отверстия под болты крепления ГБЦ очистить от загрязнений и смазки. Резьбу проверить на отсутствие повреждений.
2. Проверить уплотняемые поверхности ГБЦ и блока цилиндров на плоскостность и шероховатость. При несоответствии обработать плоскости разъема.
Мелкие местные неровности необходимо удалить, например, с помощью мелкого абразива, а затем проверить плоскостность поверхности с помощью лекальной линейки.
Затем, следует проверить шероховатость поверхностей при помощи профилометра.
Компания Elring, которая не одно десятилетие занимается производством уплотнений и, надо полагать, разбирается в вопросе, предлагает соблюдать следующие параметры:
Отклонение плоскостности: вдоль 0,05 мм, поперек 0,03 мм
Шероховатость для многослойных металлических прокладок: Rz – 15/20 мкм; Rmax – 20/25 мкм
для прокладок металл-эластомер: Rz – 11 мкм; Rmax – 15 мкм
для прокладок металл-мягкий материал: Rz – 11/20 мкм; Rmax – 15/20 мкм
Здесь мы возьмем на себя смелость немножко поспорить с авторами уважаемого Elring. Говорите, вдоль 0,05 мм? Представим себе шестицилиндровую старинную головку для BMW M30 под металло-асбестовую прокладку (металл-мягкий материал). 0,05 мм похоже на правду? Еще как! Все отлично. А теперь давайте представим себе головку, да хоть от трехцилиндрового двигателя 1,5Т, который наши китайские партнеры радостно ставят на популярные кроссоверы Geely Coolray. Головка там короче чем у BMW более чем в два раза. А прокладка там, кстати, металлическая и, вроде, типа металл-эластомер, но точно не скажем т.к. в руках пока держать это диво не доводилось. Так, что? Тоже 0,05 мм? Не кажется, что это очень много? Вот и нам кажется! Там просится предельное отклонение 0,01, ну, максимум 0,02 мм, но никак не 0,05. А 0,03 мм поперек выглядит вообще не сообразно ни с чем. Как хотите, а чего-то господа немцы недоговаривают или переводчик запутался в нулях!:)
Два слова про обработку плоскости. Еще лет 7-8 назад считалось правильным обрабатывать плоскости разъема ГБЦ или блоков цилиндров под металлические прокладки на плоскошлифовальном станке, а для тех же поверхностей под прокладки металл-мягкий материал было достаточно фрезеровки. Жизнь это полностью подтверждала. Неоднократно доводилось видеть следы утечки газов из камеры сгорания отремонтированных двигателей с металлическими прокладками четко по следам фрезы. Однако, современные фрезерные станки и режущие пластины позволяют получать шероховатость поверхности, ничуть не уступающую поверхности шлифованной. Так что сегодня вопрос выбора способа обработки с повестки дня снят. Безразлично фрезеровать плоскость или шлифовать.
Правда, на некоторых двигателях, применяются ГБЦ, сделанные из разных материалов. Например, ГБЦ алюминиевая, а форкамеры стальные. Такие ГБЦ фрезеровать категорически противопоказано, да и шлифовать их непросто. То же, хотя и в меньшей степени, относится к алюминиевым блокам цилиндров, восстановленным посредством гильзовки чугунными гильзами. Такие блоки так же лучше шлифовать. Но приведенные примеры - это скорее исключения, чем правило.
1. Прокладку ГБЦ необходимо точно выставить на плоскости разъема блока цилиндров. При установке не повредить покрытие прокладки и не использовать герметики.
1. Установить ГБЦ. Перед установкой агрегат необходимо тщательно очистить от загрязнений и/или (если производилась механическая обработка) металлической стружки. В процессе установки важно не повредить плоскость разъема.
2. Болты крепления ГБЦ, как правило, являются одноразовыми. При установке ГБЦ необходимо использовать новый комплект болтов. Резьбы болтов смазать небольшим количеством смазки. При установке болтов с подкладными шайбами смазывается поверхность шайбы, прилегающая к головке болта. Поверхность шайбы, прилегающую к ГБЦ смазывать нельзя!
3. Затянуть крепежные болты динамометрическим ключом, соблюдая порядок и моменты затяжки, предписанные производителем.
Ну, вот и все! Можно запускать? Да, теперь можно! Если мы все сделали правильно, а также будем надлежащим образом эксплуатировать и обслуживать наш двигатель, то проблем cпрокладкой ГБЦ не будет длительное время.