Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью интервью формата. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостя ищите в самом конце нашей статьи.
Александр Жуков
— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!
Как и всегда, у нас в гостях особенный человек. И раскрывать его профессию через текст будет не просто, но очень интересно. По той причине, что, как правило, за этого мастера говорит его голос. Александр Жуков – член союза дикторов, специалист озвучки, человек творчества. Узнаем, как сделать ваш голос интереснее для собеседника и почему красиво говорить это сложнее, чем ворочать мешки.
Александр, сердешно приветствую Тебя в нашей беседе. Скажи, есть ли у диктора профдеформация? Используешь ли Ты как-то свои навыки голоса в повседневно-бытовой жизни?
— Профдеформация приходит с опытом, я стал больше обращать внимание на рекламу и другой контент с точки зрения того, как он озвучен. Иногда мне нравится, иногда мне кажется, что нужно было сделать иначе. Представляю, как это сделал бы я.
У меня растёт ребенок и я постоянно читаю ему книги, сказки. Использую свои навыки, чтобы сделать рассказ интереснее, читаю по ролям. Даже порой супруга, находясь в другой комнате, случайно заглядывает и говорит, что думала, что это на умной колонке включена сказка, но оказывается – это я её читаю.
— Как часто Ты получаешь комплименты, связанные с голосом? Есть курьёзные истории?
— Мой путь в профессию начался как раз с комплиментов. Когда мне часто стали говорить о том, что у меня красивый голос и меня приятно слушать, тогда я в первый раз задумался о том, что должен как-то применять этот навык на практике. Стал больше интересоваться даннйо сферой, пробовать, сначала просто для себя, а потом уже хобби переросло в профессию.
Из курьёзных случаев – бывает, когда говорю с кем-то незнакомым по телефону, у них создаётся впечатление, что слушают заранее записанную запись, но это быстро проходит, когда начинается живой диалог.
— Если бы Тебе пришлось описать свой голос, то как бы Ты это сделал? Основные черты, уникальные особенности.
— Я всегда описываю свой голос так, как чаще всего понятно моим заказчикам (без лишней художественности): брендовый, универсальный, молодёжный, информационный, игровой, имиджевый, баритон (голос 25-35 лет).
— Ты в детстве замечал какую-нибудь отличительность в своём голосе?
— В самом детстве нет, на тот момент мне было интересно совсем другое, хотя каждый голос по-своему уникален, это как и наши отпечатки пальцев, могут быть похожи, но не повторяются.
— Как проходили Твои ранние годы в Москве? Чем увлекался, что интересовало?
— Я рос вполне обычным ребенком, интересовался тем, чем интересовалось моё окружение. Мультфильмы, игры, музыка. И любил читать, правда не ту литературу, которую требовали в школе, а фантастику, приключения и т.п.
— Ты закончил художественную школу по направлению скульптор. Почему не продолжил развивать эту часть своих творческих изысканий?
— На момент окончания художественной школы мне было 16 лет – это, как раз, переходный возраст, период бунтарства. В художественную школу я уже ходил из под палки, часто прогуливал. Меня больше интересовала не скульптура, а рисунок, я хотел поступать в архитектурный. Но это требовало усидчивости и подготовки, а в том возрасте я не был готов к такому.
— Если говорить о форме созидания, то Ты как автор больше про ремесло или исследование?
— И то, и другое. Ремесло помогает зарабатывать, исследование позволяет расти, а рост стимулирует больше зарабатывать. Замкнутый круг, замкнутая система, но она работает.
— Можешь вспомнить какое-нибудь фундаментальное правило, которого должен придерживаться каждый скульптор?
— Глина – это очень универсальная субстанция для творчества. Но нужно поддерживать определённую влажность, чтобы она быстро не высохла, либо наоборот, не растеклась. Иначе ничего из неё уже не получится сотворить. Кажется, что из глины просто лепить, но это заблуждение. Кстати, это перекликается и с работой голосом. Нельзя слишком «пересушить или увлажнить», нужно очень аккуратно к нему относиться, иначе можно испортить «материал».
— Юность требовала более активной деятельности и Ты ушёл в музыку. Что это был за проект и какую роль Ты в нём взял на себя?
— В те самые 16 лет я увлёкся рок-музыкой и субкультурами. Стал слушать панк-рок, с товарищами собрали группу. Мы были уверены, что станем новыми звёздами на сцене, но реальность оказалась другой. Я участвовал в качестве вокалиста и автора текстов. Репетировали, выступали по Московским клубам, но относились ко всему легкомысленно, поэтому сильно раскрутиться не удалось. Даже рок-музыка – это бизнес, он требует соответствующего подхода.
— Можно ли найти в сети аудио или видео записи с вашими выступлениями?
— Где-то в ВК есть наши аудиозаписи и даже видео, но их немного, иногда даже переслушиваю, когда мучает ностальгия.
— Так как я осведомлён о том, что Ты активно писал стихи, то думаю, это самый удачный момент, дабы поделиться каким-нибудь произведением с нашими читателями.
— Да, стихи, прозу, публицистику, сейчас тоже пишу, но очень редко.
Жила свинья в хлеву своём,
Он был ей маловат,
И там хрю-хрю и тут хрю-хрю,
А хочется ей в сад.
В нём чистота, растут цветы
И очень аккуратно,
В хлеву кругом навоз и грязь,
Конечно, неприятно.
И пятачком сломав забор
Свинья попала в сад,
Тут словно чудный вещий сон,
И бабочки кружат.
Жила свинья в хлеву своём,
Он был ей маловат,
Однажды в тихий летний день
Свинья попала в сад.
Там были бабочки, цветы
Играла ребятня,
Грязь и навоз отныне в нём
И вспахана земля.
Стал хлевом чудный милый сад,
И свинка загрустила,
А кто устроил тут бедлам,
Она уже забыла.
Коль ты свинья и жизнь твоя,
Такая же свиная,
Не суй свой грязный пятачок,
В чужие врата Рая.
— Когда и по какой причине ваша группа распалась? 3 года совместной деятельности это серьёзный опыт.
— Группа распалась из-за нашего легкомысленного отношения. Барабанщика пригласили играть в коммерческий проект, в группу, которая уже серьёзно зарабатывала на своих концертах, чем мы похвастаться не могли. Нашего заработка хватало только, чтобы заплатить за аренду студии. Нового музыканта мы так и не смогли найти, правда искали не очень усердно. И всё постепенно развалилось.
— В какой-нибудь параллельной вселенной Ты бы выбрал путь скульптора, художника или музыканта? Возможно, кого-то ещё?
— Однозначно музыканта, я часто вспоминаю эту сумасшедшую энергию на концертах, когда ты стоишь на сцене, а в зале люди, которые пришли тебя послушать. Это потрясающий опыт.
— Жалеешь ли Ты о каких-либо ошибках молодости? Что не успел, что сделал зря?
— Я зря пошёл учиться на юрфак. Это тоже вопрос к тому, что я на тот момент несерьёзно относился к выбору профессии. У меня была группа, я был уверен, что мы чего-то добьёмся, а образование нужно для галочки. Я всегда тяготел к творческим профессиям, поэтому идти учиться нужно было в соответствующий ВУЗ.
— Если бы был шанс вернуться в прошлое и дать самому себе совет, то что бы Ты передал?
— Тот я всё равно бы не послушал меня настоящего. Поэтому я бы просто посоветовал ему купить побольше биткоинов.
— Гитары звучать перестали, им на смену пришли кодексы и римское право. Как такой мультидисциплинарный автор, как Ты, работавший и с формой, и со слогом, и с музыкой – выбрал пойти учиться именно на юриста?
— Как уже говорил выше – это был выбор ради выбора. Я должен был куда-то пойти. У меня было хорошо с обществознанием в школе, ВУЗ был недалеко от дома, туда пошёл мой друг, и я поступил вслед за ним.
— Если кратко описать Твою студенческую жизнь, то на что она была похожа?
— Самодеятельность.
Я понимал, что скорее всего не свяжу свою жизнь с профессией юриста, но и понять где и кем я хочу быть – не мог, ибо всё ещё искал себя. А так как очень любил искусство и творчество, то все студенческие годы участвовал во всяких мероприятиях, конкурсах, концертах. Вообще делал всё, лишь бы не учиться.
— Используешь ли Ты знания, которые приобрёл в процессе учёбы? Пригодилось образование?
— Не могу сказать, что часто использую. Но кое-что пригодилось. Я заключаю договора с клиентами и меня не пугает огромное количество текста, которое необходимо прочитать, понять и потом подписать. Иногда даже взгляд цепляется за подозрительные пункты в договоре, которые, возможно, не каждый бы заметил.
— Как строился Твой путь дальше?
— После третьего курса я перевёлся на вечернее отделение по семейным обстоятельствам. И устроился на работу. Поменяв несколько мест, в 2012 году я попал в организацию, в которой проработал до последнего – пока моё хобби окончательно не стало профессией.
Сначала был руководителем интернет-магазина в этой компании, а затем сменил направление и стал руководителем ИТ-отдела.
— Руководитель айти отдела – звучит, как отличная карьерная лестница и финансовая подушка. Что-то пошло не так, почему отказался от этой должности?
— Да, это перспективная должность. Возможности для заработка фантастические, но повторюсь – я всегда тяготел к творчеству, а для айти сферы нужен несколько другой склад ума, как мне кажется. У меня хорошая гуманитарная база, я много читал, хорошо усваиваю информацию, но без творчества начинаю грустить. Я хороший руководитель, разбираюсь в людях, умею управлять коллективом. Только… я всё это могу, но мне это в тягость.
— В какой момент Ты решил, что работа с голосом это приоритетнее, чем юриспруденция и айти сфера?
— Когда я только начал получать свои первые деньги за озвучку, когда понял, что моё хобби, от которого я получаю реальное удовольствие, ещё и может кормить меня и семью, тогда осознал, что я наконец-то нашёл себя. И если я не рискну, не пойду по этому пути, то буду потом жалеть до самой смерти.
— Как отнеслись близкие к Твоему выбору? Насколько для Тебя важно, что говорит окружение, когда дело касается труда?
— Я упёртый человек, даже если окружающие мне что-то говорят, то я всё равно буду делать так как считаю, пусть и в итоге могу оказаться неправым. Сначала мои близкие относились к моему занятию, как к обычному хобби. Но когда я стал на этом зарабатывать, то смог их убедить, что это реальная профессия.
— С чего началась эта часть Твоего пути? Какие были первые пробы?
— Сначала я долго озвучивал что-то для себя, практиковался. Потом рискнул и загрузил свою работу на сайт, где ищут исполнителей. Один заказчик откликнулся.
— Как Ты нарабатывал навык? Проходил ли какое-либо обучение?
— Я самоучка, много читал литературы, изредка посещал мастер-классы, смотрел видео и тренировался. Много тренировался. В течении одного года я ежедневно по 20-30 минут проговаривал различные скороговорки, потом к этому подключил актёрскую игру, стал проговаривать по ролям, с разным настроением, подачей, интонацией. И так 365 дней подряд. Сложно, но результат того стоит.
— Какие можешь дать советы людям, которые хотят попробовать себя в этом направлении?
— Пробуйте и ничего не бойтесь. Только хочу дать один важный совет – остерегайтесь всякий непонятных курсов для дикторов и актёров дубляжа. Хороших очень мало, а те, что на слуху – это пылесос для ваших денег. Там вас ничему не научат.
— Как Ты искал работу в сфере озвучки?
— Сайты, биржи фриланса, группы в ВК, студии, продакшн. Диктор – это бизнес единица, нужно уметь себя продавать, находить клиентов и сохранять их. Расширять свою базу. Это тоже тяжелый ежедневный труд.
— Насколько это конкурентная среда? Есть ли демпинг? И как можно выделиться?
— Конкуренция очень большая, но можно выделиться за счёт уникального тембра, стиля. Демпинг есть, но среди новичков. Профи не демпингуют. В нашем сообществе это не приветствуется. Главный критерий выбора – насколько голос подходит под проект, а не цена.
— У Тебя есть примеры вдохновителей, на которых Ты оглядывался? С точки зрения работы с голосом?
— Если мы говорим про образец для подражания – Дмитрий Полонский. Мастер, актёр дубляжа и диктор. Но примером для меня он стал неосознанно. Я смотрел ряд документальных фильмов, которые он озвучивал, вот и перенял немного его манеру. Только потом уже, когда мне начали говорить, что я частично на него похож – понял, как так получилось. Я стараюсь брать ото всех лучшее, подмечаю какие-то нюансы, где-то добавляю своё.
— Как Ты оказался на телевидении?
— Случайно. Появился заказчик, которому нужно было записать закадровый голос для документального фильма для одного федерального телеканала. Записал первый фильм, потом ещё и ещё. Диктор может и не появляться в студии телеканала, и работать удалённо в своей мастерской. Так я записываю закадровый голос для передач, рекламы и т.п.
— Как много можно зарабатывать в озвучке? Какие критерии?
— Заработок ограничен только временем, спросом на твой голос, твоими навыками и тем, как ты сам себя продвигаешь. Главное – качество и профессионализм.
— Можешь озвучить свой самый крупный проект и гонорар?
— На данный момент – это аудиогид. За его запись я получил 300 т.р. единоразово. У меня есть много клиентов, с которыми я работаю уже много лет, если суммировать все выплаты, то от каждого я получил уже более миллиона.
— С какими трудностями чаще всего сталкивался?
— Труднее всего было осознать на первоначальном этапе, что если где-то тебя не утвердили, не выбрали, это не потому, что ты какой-то не такой. Просто твой голос не подходит под проект. В этом смысле работа диктора ничем не отличается от профессии актёра. Не нужно заниматься самокопанием, важно двигаться дальше.
— Насколько отличается работа диктором в разных отраслях. Есть какие-нибудь ограничения или наоборот, возможности для проявления?
— В документальных фильмах нужна одна подача, в аудиокнигах и рекламе другая, в компьютерных играх иная. Каждый проект требует индивидуального подхода, так как у заказчика всегда есть своё видение того, как это должно звучать. Можно продемонстрировать личный взгляд, как ты считаешь, как это может звучать, но желание заказчика – закон, даже если ты в чём-то не согласен.
— Какой процент творчества допускается в проектах озвучки?
— Творчество есть всегда, но на другой стороне есть режиссёр или заказчик, который хочет услышать от тебя что-то конкретное.
— Оглядываясь назад, какой проект для Тебя стал самым интересным? Чем по-настоящему гордишься?
— Каждый проект по-своему интересный. Даже простой информационный текст несёт какой-то смысл, а ты, оживляя этот текст своим голосом, несёшь уже определённую ответственность. Я не могу выделить что-то одно. Я получаю удовольствие от работы, даже если это какой-то совсем небольшой проект.
— Расскажи о том, как Ты готовишься к задачам? Есть ли комплекс упражнений, который ежедневно выполняешь?
— Я часто делаю дыхательную и артикуляционную гимнастику, чтобы поддерживать свой «инструмент» в рабочем состоянии. Раньше делал это ежедневно, сейчас реже, так как разминка происходит уже в процессе работы. Перед записью я обязательно просматриваю текст, чтобы понять о чём речь, понять кому и для чего я это буду рассказывать, выделяю слова.
— Можешь посоветовать читателям какой-нибудь метод для улучшения качества голоса?
— Запишите себя на диктофон и послушайте как звучит ваш голос. Не пугайтесь, если он вам не понравится, это нормально. Привыкните к нему. Тренируйте дыхание, правильно дышать диафрагмой. Тренируйте дикцию и артикуляцию, много читайте вслух. Все эти упражнения есть в интернете, главное их делать постоянно, только тогда будет эффект.
— Давай обсудим насколько тяжёл труд диктора. С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Это работа. Это бизнес. Как и любая другая профессия – она требует серьёзного подхода. А в сегодняшних реалиях, диктор должен быть и менеджером, и бухгалтером, и психологом, и филологом, и много кем ещё.
Самая главная сложность – это простуда, болезнь. Когда сроки горят, а ты с насморком, нужно хоть как-то привести себя в чувство. Не получился отлежаться, если есть срочные проекты.
— Бывают моменты, когда хочется всё бросить?
— Никогда. Я получаю удовольствие, даже от самых сложных задач.
— Ты успел поработать и на радио, и на телевидении, но в итоге пришёл к тому, что работаешь на себя. Какие услуги сейчас, как диктор, Ты предлагаешь?
— Я озвучиваю рекламу, фильмы, книги, аудиогиды, презентации, ролики для интернета и многое другое. Работаю с крутыми звукорежиссёрами, которые могут сделать для моих клиентов саунд-дизайн. Даже если мой голос не подходит, я могу провести кастинг среди моих коллег (у меня большая база мужских, женских и детских голосов).
У меня есть партнёры, которые занимаются сьёмками, монтажом, графикой. Мы можем закрыть любые потребности в этой сфере.
— Как выглядит Твоя студия, какие есть важные инструменты? Много ли пришлось вложиться на старте?
— Главный инструмент – это голос, от умения им пользоваться зависит очень многое. Но этого недостаточно, должно быть готовое рабочее пространство, если мы говорим о профессиональной записи. В моём случае – это дикторская кабина, спроектированная индивидуально. Профессиональный студийный микрофон, внешняя звуковая карта. Я начинал постепенно, сначала работал из дома, оборудование было попроще, потом снял отдельное офисное помещение, где сделал всё под себя, исходя из бюджета, конечно. Качественное оборудование не может стоить дёшево, поэтому, да, вложиться пришлось.
— Какие инструменты маркетинга используешь, чтобы находить проекты для себя?
— Телеграм, сайты, соц. сети, нетворкинг, реклама. Я использую все возможности, но лучше всего показывает себя нетворкинг, удивительно иногда, какие интересные контакты (и полезные) могут появляться.
— Есть желание озвучить что-либо особенное? При любой возможности.
— Да, я бы хотел озвучить объявления в метрополитене («осторожно, двери закрываются..»). Это не вопрос заработка, больше – интересный опыт.
— Какие есть стереотипы, клише или мифы о работе диктора? Попробуем что-нибудь развеять или подтвердить.
— Главный стереотип, что это очень легко и просто. Если у тебя красивый голос, то ты сможешь быстро на этом заработать. Но красивого голоса мало. Это серьёзная работа и большой труд, этому нужно учиться. За «красивый голос» никто платить не будет.
Второе клише, что мы в жизни говорим также как на записи. Это не соответствует действительности, голоса многих дикторов в реальной жизни узнать сложно. И это вполне нормально.
— Как заказать у Тебя озвучку? Какой разброс цен, какие средние сроки?
— Можно зайти в мой чат в телеграм и ознакомится с примерами работ. Или написать мне лично.
Минимальная стоимость у меня – 1000р до 30 секунд текста. Федеральные рекламные ролики – от 15 000р. Большие объёмы – по договорённости. Сроки – от 30 минут (если что-то очень срочное). Всегда стараюсь сдать работу максимально оперативно, если есть возможность.
— Как относишься к коллаборациям? С кем-нибудь хотел бы посотрудничать?
— Я открыт для любого сотрудничества. Особенно мне интересно поработать в каком-нибудь необычном творческом проекте, постановке, выставке, перформансе. Что-нибудь нестандартное, творческое. Возможно, современное искусство, инсталляции, интерактивные выставки и т.п.
— Работа диктором приносит какой-нибудь вред здоровью?
— Отчасти да. Я большую часть времени работаю в дикторской кабине. В ней мало воздуха несмотря на то, что есть принудительная вентиляция. Пока это никак не сказывается на здоровье, но уверен, имеется накопительный эффект.
— Какие у Тебя планы по развитию своей деятельности?
— Я двигаюсь в сторону продюсирования, уже помогаю подбирать других дикторов на проекты, помогаю найти видеографов, фотографов, монтажёров и т.д. Кроме того, занимаюсь обучением новичков, которые только пробуют себя в этой профессии, делюсь опытом.
— Ты также состоишь в Союзе Дикторов. Расскажи, как Ты туда попал и что это за организация?
— В Союзе Дикторов уже состоял один мой знакомый, он и пригласил меня туда. СД – это своеобразный профсоюз, общественная организация, которая объединяет профессионалов из сферы озвучивания, всех, кто работает голосом. Мы оказываем разную помощь нашим членам, защищаем интересы представителей профессии на высоком уровне. Тут, кстати, пригодилось моё юридическое прошлое, я занимаюсь юридическими вопросами в рамах деятельности Союза. Плюс, оказался полезным и опыт руководства.
— Насколько сложно попасть в союз дикторов? Какие это накладывает обязательства и возможности?
— Для того, чтобы попасть в Союз необходимо отправить заявку через наш официальный сайт. Приложить к ней своё демо, примеры работ, рассказать о своём опыте и о том, чем ты можешь быть полезен в качестве члена союза. Обязательства: членские взносы, участие в деятельности союза, помощь. Возможности: помощь со стороны самого союза и его членов, информационная поддержка, образование, профессиональный рост, определённый статус в сообществе.
— О чём нынче мечтает диктор Александр Жуков?
— Возможно, стать брендвойсом бренда или телеканала. И построить новую студию, по всем канонам. Ещё хочу сделать отдельный стеллаж для разных микрофонов и оборудования.
— Как проводишь время вне работы? Возвращаешься ли между делом к живописи, музыке и скульптуре?
— Сейчас я полностью отдаю себя своей работе, а всё свободное время трачу на семью. У меня растёт дочка, поэтому если я не работаю, то провожу время с ней.
— Интересуешься современным искусством? Тебя можно приглашать к участию в каком-нибудь перформансе через голос?
— Да, как раз говорил об это выше, думаю, что это очень интересный опыт, необычный.
— Какое из недавних событий вызвало у Тебя искреннюю улыбку?
— Когда ребенок сидел, играл и подпевал песне Короля и Шута. У нас с ней похожие музыкальные вкусы.
— Можешь назвать себя счастливым человеком?
— Однозначно да. Конечно, сложности есть, без трудностей ничего не бывает. Но это важный фактор для личностного роста.
— Ты долго искал себя через разные проявления. И в конечном счёте нашёл труд по душе. Дай нам ещё один совет, от опытного искателя. Как не потеряться в череде выборов и обрести своё?
— Главное не останавливаться, не опускать руки, искать, пробовать, экспериментировать. И не важно, сколько Вам лет. Не всегда получается найти себя в юном возрасте, иногда поиски занимают 10-15 лет. Это сложно, морально тяжело, но всё преодолимо.
— Если бы у Тебя была возможность изменить что-то в России своим трудом, то чтобы Ты сделал?
— Я выступаю за чистоту русского языка. Считаю, что этот вопрос должен активно обсуждаться на высшем уровне.
— На этом всё! Благодарю Тебя за эту беседу и передаю последнее слово!
— Большое спасибо за этот разговор, мне он был очень полезен, чтобы взглянуть на свой путь со стороны. Надеюсь, что моя история и это интервью вдохновит кого-то на изменения или поддержит в тот момент, когда станет сложно.
______________
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Ниже прикрепляю ссылки на соцсети предпринимателя:
Предыдущие статьи:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru