Найти в Дзене
Marketonik

Попытка России вернуть ушедшие бренды: Импортозамещение провалилось?

Недавно я заметил любопытный сдвиг в риторике российских властей по поводу иностранных компаний, которые ушли или приостановили работу в стране. Еще вчера в ходу были громкие заявления об импортозамещении, национализации и даже угрозы в духе: «Захотят вернуться — пусть сначала заплатят!» (особенно этим грешили некоторые горячие депутаты). Но сегодня тон вдруг изменился — жесткость уступает место более взвешенным и даже обнадеживающим сигналам. Особенно меня впечатлило заявление первого вице-премьера Дениса Мантурова. По-моему, это один из самых прагматичных и разумных посылов за последнее время. Мантуров четко дал понять: возвращение иностранных компаний возможно, «если мы заинтересованы в более широком ассортименте и повышении конкуренции». Это не просто формальные слова, а реальный сдвиг в сторону экономики, а не политики. Впервые за долгое время на таком уровне говорят не о «наказании» или «принципах», а о выгоде для потребителей и рынка в целом. Прежде всего — больше выбора, лучше
Оглавление

Недавно я заметил любопытный сдвиг в риторике российских властей по поводу иностранных компаний, которые ушли или приостановили работу в стране. Еще вчера в ходу были громкие заявления об импортозамещении, национализации и даже угрозы в духе: «Захотят вернуться — пусть сначала заплатят!» (особенно этим грешили некоторые горячие депутаты). Но сегодня тон вдруг изменился — жесткость уступает место более взвешенным и даже обнадеживающим сигналам.

Власти зовут иностранцев обратно. Снова welcome?

Особенно меня впечатлило заявление первого вице-премьера Дениса Мантурова. По-моему, это один из самых прагматичных и разумных посылов за последнее время.

Конкуренция или капитуляция?

Мантуров четко дал понять: возвращение иностранных компаний возможно, «если мы заинтересованы в более широком ассортименте и повышении конкуренции». Это не просто формальные слова, а реальный сдвиг в сторону экономики, а не политики. Впервые за долгое время на таком уровне говорят не о «наказании» или «принципах», а о выгоде для потребителей и рынка в целом.

Что это значит для людей?

Прежде всего — больше выбора, лучше качество и, возможно, более доступные цены. После ухода многих зарубежных брендов ассортимент в ряде категорий заметно сократился. Их возвращение означает новые товары и услуги, а конкуренция заставит всех участников рынка — и «возвращенцев», и отечественные компании — бороться за покупателя. Как? Улучшая продукцию, расширяя линейки и сдерживая цены.

А что насчет российского бизнеса?

Кто-то скажет, что это «предательство» по отношению к местным компаниям, которые заменили ушедших конкурентов. Но давайте смотреть правде в глаза: без конкуренции легко скатиться в стагнацию. Зачем вкладываться в инновации или сервис, если клиенту все равно некуда деваться? Возвращение сильных игроков (а у западных компаний часто есть доступ к передовым технологиям и управленческим практикам) подстегнет российский бизнес развиваться быстрее и эффективнее. Это не угроза, а вызов, который может дать толчок качественному росту.

Экономика важнее идеологии

Заявление Мантурова показывает: в правительстве понимают, что экономика должна работать по своим законам, а не быть заложницей политики. Приоритет выгоды для страны (конкуренция, ассортимент) над желанием любой ценой сохранить монополию или «наказать» недружественные бренды — признак здорового экономического мышления. Это делает инвестиционный климат более предсказуемым и логичным.

Кроме того, это важный сигнал миру: Россия не захлопывает дверь. Да, на своих условиях, но готовность к диалогу с иностранным бизнесом есть. Конечно, никто не ждет мгновенного снятия санкций или массового возвращения компаний, но позиция обозначена.

Осторожный оптимизм

Не стоит ждать быстрых перемен. Очереди из желающих вернуться пока нет, а политическая нестабильность и санкции отпугивают инвесторов. Однако сам факт смены риторики — от «нам никто не нужен» к «мы открыты к сотрудничеству, если это выгодно» — уже позитивный сдвиг.

Возможно, конкуренция подтолкнет к развитию целые отрасли, которые раньше топтались на месте. Но условия возвращения, требования к компаниям и гарантии их работы еще предстоит детально проработать. Конечно же пока не все ушедшие захотят вернуться, тем более глядя на то как национализировали (экспроприировали) промышленные активы - DANONE, CARLSBERG, BOSCH итд...

Что думаете вы?

Как по-вашему, вернутся ли мировые бренды в Россию? И если да, то какие? Делитесь мнениями в комментариях!

Marketonik Маркуша | Дзен