Найти в Дзене

Почему "Недоросль" Малого театра сохраняет свою актуальность спустя десятилетия

«Спектакль «Недоросль» Малого театра 1987 года под руководством Виталия Иванова представляет собой яркое и глубокое воплощение классической комедии Дениса Фонвизина, сюжет которого идеально совпадает с оригинальным текстом. Сюжетная линия, основанная на противостоянии образования и невежества, сохраняет все ключевые элементы произведения, что позволяет зрителю полностью погрузиться в конфликт между героями. Герои спектакля раскрываются многогранно. Митрофанушка, олицетворяющий недоросля, проходит эволюцию от бездумного потребителя к осознанию своей ответственности, хотя и с помощью окружающих. Жена и муж и Простаковы также демонстрируют свои внутренние конфликты, что делает их более человечными и близкими зрителю. Пластика актёров и звучание спектакля создают атмосферу XVIII века. Актеры движутся с грацией, их голоса звучат в унисон с текстом, придавая выступлению выразительность. Костюмы соответствуют эпохе классицизма: женщины в широких юбках и корсетах, мужчины во фраках и треуголка
Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор 
Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/
Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/

«Спектакль «Недоросль» Малого театра 1987 года под руководством Виталия Иванова представляет собой яркое и глубокое воплощение классической комедии Дениса Фонвизина, сюжет которого идеально совпадает с оригинальным текстом. Сюжетная линия, основанная на противостоянии образования и невежества, сохраняет все ключевые элементы произведения, что позволяет зрителю полностью погрузиться в конфликт между героями.

Герои спектакля раскрываются многогранно. Митрофанушка, олицетворяющий недоросля, проходит эволюцию от бездумного потребителя к осознанию своей ответственности, хотя и с помощью окружающих. Жена и муж и Простаковы также демонстрируют свои внутренние конфликты, что делает их более человечными и близкими зрителю.

Пластика актёров и звучание спектакля создают атмосферу XVIII века. Актеры движутся с грацией, их голоса звучат в унисон с текстом, придавая выступлению выразительность. Костюмы соответствуют эпохе классицизма: женщины в широких юбках и корсетах, мужчины во фраках и треуголках. Такие детали, как рюши, кружево и перья, подчеркивают элегантность, присущую времени.

Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор 
Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/
Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/

Световое оформление создает уютную атмосферу, при этом подчеркивая драматизм сцен. Декорации выполнены в духе классицизма, с элементами архитектуры того времени, что помогает передать эпоху. Использование мягкого света создает ощущение тепла и уюта.

Целевая аудитория спектакля — как молодое поколение, так и взрослые зрители, которые могут увидеть в «Недоросле» отражение современных проблем. Личное отношение к спектаклю — это восторг от того, как классика остается актуальной и понимание порочности общества

Работа режиссера Виталия Иванова и актеров заслуживает высокой оценки. Реплики звучат естественно и практически в точности соответствуют тексту Фонвизина, создавая ощущение, будто актеры действительно проживают свои роли. Это мастерство позволяет зрителю забыть о четвертой стене, погружаясь в мир спектакля.

Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор 
Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/
Кадр из телеспектакля «Недоросль» (режиссёр Виталий Иванов, оператор Евгений Русаков, художник Виктор Лукьянов,1987). Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/4365/foto/

Сравнивая этот спектакль с другими проектами, можно отметить его уникальность. Новые версии часто теряют дух оригинала, тогда как «Недоросль» 1987 года сохраняет его в полной мере. Например, современные адаптации иногда добавляют неуклюжести героям или меняют сюжетные акценты, что может отвлекать от основной идеи. В отличие от них, данный спектакль остается верным первоисточнику и актуален даже спустя годы, что подчеркивает его значимость в театральном репертуаре.»

Алиса Орлова