Найти в Дзене
Тропа Таврида

Апостол Андрей Первозванный в Крыму

Часть 1. Письменные источники Главной духовной составляющей маршрута является святой апостол Андрей Первозванный — мы идём по Крыму его стопами по пути, который он прошёл с проповедью почти две тысячи лет назад. Самыми древними письменными источниками о миссионерских путешествиях святого апостола Андрея являются сочинения святого Ипполита, епископа Портуенского (ок. 222 г.) и греческого христианского философа и учёного Оригена (200-258 гг). Они не много повествуют об апостоле Андрее, но важным является годы творчества и то, что они могли узнать о его жизни из вторых уст. Они пишут, что апостол проповедовал скифам и фракийцам. В IV веке святой Дорофей, епископ Тирский (307–322 гг) пишет о путешествии святого Андрея вокруг Понта [Чёрного моря - прим. автора], упоминая Вифинию, Фракию и Скифию. Самыми ранними историческими трудами, посвящённых Андрею Первозванному, где более подробно и детально описывается путешествие апостола Андрея по Крыму являются летопись греческого писателя-агиогра

Часть 1. Письменные источники

Главной духовной составляющей маршрута является святой апостол Андрей Первозванный — мы идём по Крыму его стопами по пути, который он прошёл с проповедью почти две тысячи лет назад.

Самыми древними письменными источниками о миссионерских путешествиях святого апостола Андрея являются сочинения святого Ипполита, епископа Портуенского (ок. 222 г.) и греческого христианского философа и учёного Оригена (200-258 гг). Они не много повествуют об апостоле Андрее, но важным является годы творчества и то, что они могли узнать о его жизни из вторых уст. Они пишут, что апостол проповедовал скифам и фракийцам.

В IV веке святой Дорофей, епископ Тирский (307–322 гг) пишет о путешествии святого Андрея вокруг Понта [Чёрного моря - прим. автора], упоминая Вифинию, Фракию и Скифию.

Самыми ранними историческими трудами, посвящённых Андрею Первозванному, где более подробно и детально описывается путешествие апостола Андрея по Крыму являются летопись греческого писателя-агиографа Епифания Монаха (VIII-IX вв) и сочинения Никиты Давида Пафлагона (IX-X вв) — византийский философ (IX-X вв), ученика Арефы Кесарийского.

Епифаний был насельником монастыря Каллистрата в Константинополе в чине Иеромонаха. Во время иконоборчества (754 - 787 гг.) он покинул столицу Византии и совершил путешествие по Чёрному морю, побывав на южном, северном и восточном его берегах. Посетил Крым, жил в Херсонесе, собирая сведения о деяниях святого апостола Андрея. Результатом работ стала летопись «Житие апостола Андрея Первозванного»: «Спустя нѣсколько времени, апостолъ посѣтилъ приморскій (Евксинскаго понта) городъ Босфоръ, лежащій близь земли Тавро-Гунновъ. Въ Босфорѣ, апостолъ своею проповѣдію многихъ обратилъ въ христіанство и утвердилъ въ вѣрѣ. Изъ Босфора отправился въ Ѳеодосію… Малое число изъ жителей сего города увѣровали въ Спасителя, посему апостолъ оставилъ его и удалился въ городъ Готѳовъ, Херсонесъ, гдѣ обитали люди грубые и невѣрные. Онъ пробылъ у нихъ долгое время, обращая ихъ къ вѣрѣ.» (Журналъ «Христiанское чтенiе» при Санктпетербургской Духовной Академiи». 1869 г. Часть II. Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго).

Никита Пафлагон написал «Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и совершённых им чудесах». Здесь он упомянул Воспор (Керчь, Феодосию и Херсон Скифский (Херсонес - Севастополь).

Нестор Летописец (1056–1114) — древнерусский агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря
Нестор Летописец (1056–1114) — древнерусский агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря

В русских письменных источниках путь апостола Андрея по Крыму описывается в XII веке в «Повѣсть временныхъ лѣтъ»: «Якоже ркоша, Андрѣю учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увидѣ, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнѣпръское, и въсхотѣ поити в Римъ».

-3

В XVI веке в «Степенной книге» — одном из крупнейших памятников русской исторической литературы повествующем о русской истории с древнейших времён до 1560-х годов описывается путь апостола Андрея по Крыму с упоминанием Херсона (Херсонеса).

Митрополит Макарий (Михаил Петрович Булгаков) 1816-1882 гг.
Митрополит Макарий (Михаил Петрович Булгаков) 1816-1882 гг.

Первым объёмным исследованием в России по этой теме стал исторический труд «История Русской церкви», написанный Архиепископом и историком церкви Митрополитом Макарием (Михаилом Петровичем Булгаковым, 1816-1882 гг.). Митрополит Макарий в своём труде сообщает: «… в пределах нынешней России Первозванный апостол … достиг приморского города Боспора, столицы Боспорского царства, у Киммерийского пролива; из Боспора, следуя вдоль южного помория Тавриды, прибыл в Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся тогда князем Саврематом, а из Феодосии перешел в город Херсонес, где и оставался долгое время» (Макарий, Митрополит Московский и Коломенский, История Русской Церкви. Часть 1 «История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862).

П.З. Захаров-Чеченец. Портрет писателя А.Н.Муравьёва, 1838
П.З. Захаров-Чеченец. Портрет писателя А.Н.Муравьёва, 1838

И конечно огромную лепту как в описании жизни апостола Андрея, так и в его значении для России внёс Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836). Он писал о путешествии святого апостола по Крыму: «Всё поморье Понта [Чёрного моря - прим автора] достались в удел ему, и туда устремился он на подвиг апостольский, кровью своею во многих местах запечатлевая путь свой и утверждая веру поставлением епископов и сооружением церквей» (Муравьёв А.Н. Житие св. апостола Андрея Первозванного. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, 1859).

Оцените статью.

Подписывайтесь на наш канал.