И вот на ремонт приехал предок советских дальномерных фотоаппаратов Киев - немецкий Contax III.
Этот аппарат производился в Германии компанией Zeiss Ikon где-то года с 1936-го, и, так полагаю, вплоть до Второй Мировой Войны. Задумывался он как конкурент легендарной Leica II. Фотоаппарат для своего времени был высококлассным, с точнейшим дальномером, совмещенным с видоискателем (начиная с моделей II и III), байонетным креплением оптики, полным диапазоном выдержек (с 1/2с до 1/1250с) и с обилием производившихся к нему аксессуаров и сменных объективов. Кратчайшая выдержка для 30-х годов прошлого века была почти рекордсменом, правда, при достаточно низкой светочувствительности пленок тех лет ее наличие не выглядит необходимым. Конструкция Contax во всем отлична от конкурентной Leica. У последней шторки двигаются горизонтально и изготовлены из прорезиненной ткани, у Сontax – вертикально и они представляют из себя латунные жалюзи, у Leica пленка на приемную катушку наматывается эмульсией наружу, у Contax – эмульсией внутрь, у Leica геликоид объектива вращается против часовой стрелки (если смотреть на аппарат со стороны объектива), у Contax – по часовой, и так далее. Основной причиной этих отличий является тот факт, что создатели Leica патентовали отдельные конструкторские решения, и, обходя эти патенты, у инженеров Zeiss Ikon получился такой аппарат.
Затвор Contax очень сложен механически.
У него имеется четыре режима работы штор: без замедления, замедление анкером через малую группу шестерен, замедление анкером через большую группу шестерен, замедление двумя анкерами. Для сравнения, у Leica III, как наиболее похожей по характеристикам камеры того времени, этих «режимов» только два: без замедления, и замедление одним анкером. Еще интересно решение по достижению равномерности экспонирования на кратчайших выдержках, примененное в механике Contax. Чтобы обеспечить постоянство пробегающей через кадр щели, шторки затвора связаны друг с другом двумя матерчатыми тесьмами. К одной из штор тесьмы пришиты жестко, а во второй шторе они проходят через фрикцион, который при небольшой разнице в скорости движения штор способен их удерживать неподвижными друг относительно друга. Плюсом к этому, жалюзи у Contax двигаются вертикально, вдоль короткой стороны кадра, что также положительно сказывается на достижении равномерности их хода. И, в отличие от Zeiss, в затворах типа Leica две шторки, по сути, совсем друг с другом не связаны, и равномерность работы достигается только раздельным натяжением пружин каждой из них. Что выражается в заметной на глаз неравномерности экспонирования на выдержке 1/500с и короче даже у обслуженных аппаратов. Правда, затворы Contax имеют и, в некоторой степени, родовую травму: они очень чувствительны к температуре окружающей среды. Если на кратчайших выдержках (1/1250с-1/125с) проблем у них особо нет, то далее, начиная с 1/60с, включается анкер, работа которого сильно зависит от консистенции смазки. Поэтому ниже 0С использование выдержек длиннее 1/60с крайне нежелательно.
После поражения Германии во Второй Мировой Войне производственная линия фотоаппаратов Contax вместе с документацией, заделами комплектующих и немецкими специалистами (для отладки производства на новом месте) была вывезена из Йены в Советский Союз в счет репараций. Изначально, насколько мне известно, их производство планировалось развернуть на мощностях Казанского ОМЗ, а фотоаппараты в документации носили название «Волга». Но эшелоны смогли добраться только до Киева. Ну и с названием мудрствовать особо не стали, аппарат стал называться Киевом. Причем, планы на выпуск этих передовых по тем временам фотоагрегатов были весьма амбициозны, и немецкие инженеры, которым предстояло запускать линию производства и сборки этой сложной техники совершенно неподготовленным персоналом, не особо-то верили, что удастся выйти на поставленные объемы производства. Не сразу, однако же, но удалось. Правда, и вносить какие-либо изменения в затвор такой сложности очень нелегко, уже не говоря об их внедрении на линии. Отчасти и поэтому почти без особых отличий от оригинального немецкого Contax советский Киев продержался на конвейере аж до 1985-го года.
Собственно, наиболее интересно было посмотреть именно схожесть данного фотоаппарата с его советским потомком. Что ж, схожесть, если говорить про Киев 3 (в моем распоряжении имеется 3А, он отличается лишь наличием гнезда синхроконтакта для вспышки), оказалась абсолютной, камеры фактически являются копиями друг друга.
Из отличий удалось выявить лишь небольшую разницу в исполнении узла фрикциона приемной катушки: у Contax он выполнен принципиально также, но очень легко собирается. На советских Киевах этот узел выполнен старательно и обильно снабжен шайбами (аж 4 шайбы стоят по соседству с пружиной, у немца не обнаружил ни одной, хотя это не показатель, т.к. история ремонтов фотоаппарата неизвестна), но собирать его при этом достаточно неудобно. Еще можно выделить крепеж: часть винтов на немецком изделии имеет резьбу с большим шагом, напоминают даже больше шурупы, а другая часть – со стандартной метрической резьбой. На советском Contax все винты честно выполнены стандартными, но их форма и размеры полностью соответствуют прототипу.
Фотоаппарат в работе точно такой же, как и отечественный Киев, только с поправкой на возраст. Меня немало удивило то, что тесемки в затворе были живы, хотя сам затвор был заклинен насмерть. Замена тесем – одна из нелюбимых операций на этих аппаратах, но, увы, ее не удалось избежать: при чистке и разработке механизмов затвора во время одного из многочисленных взводов правая тесемка лопнула. Делать нечего, пришлось разбирать и ставить новую.
Когда уже вся механика была готова и настроена, и я понемногу производил окончательную сборку, во время очередной проверки предательски лопается вторая, левая тесьма…причем, лопается не в месте соединения со шторой, где обычно это происходит, а в произвольном месте по ее длине, как и в случае с первой. Необычно, но, взяв в руки остатки рваных тесем, потянул их, и с легкостью разорвал: материя от времени превратилась в труху. В общем, хорошо, что они лопнули при ремонте, а не на съемках.
Тем временем, как выяснилось, заклиненный затвор был следствием невнимательного последнего ремонта: взаиморасположение шестерен и штор было нештатным, отчего в крайнем положении, на ручной выдержке, произошло заклинивание. Ко всему прочему, затвор был очень грязным. Вообще, вся эта конструкция выглядит вполне цельной и неразборной, но в ее недрах существуют два маленьких штифта диаметром в миллиметр, после извлечения которых все разбирается само собою почти полностью (кроме анкеров, у них есть еще один миниатюрный штифтик). Проблема только в том, что зачастую эти штифты не поддаются на уговоры временно покинуть свое местечко, и приходится купать затвор в растворителях целиком, предварительно сняв узел со шторами. В данном случае один из них поддался и был демонтирован, открыв доступ к основательной чистке механики взвода и установки выдержек.
Еще одним сюрпризом стал дальномер. Вообще, его конструкция весьма удачна и не предполагает разрегулирования даже после серьезных падений (проверял лично на своем 2А, понятно, не специально). Да и Киевы избаловали, так как дальномер у них настроен, за редкими исключениями, идеально, и требует только чистки. Но вот если он разрегулирован, то быть беде. После сборки проверял Contax на штативе, и обнаружил, что при четком попадании на бесконечности на 1.15м дальномер промахивается и показывает где-то в районе 1.2-1.25м. Немного, но при базе дальномера 90мм наводка на резкость у данного агрегата гораздо точнее, чем в видоискателях большинства зеркальных камер. То есть, на дистанции 1.15м дальномер должен показывать строго 1.15м.
А чтобы его регулировать, нужно разбирать камеру снова и снимать затвор… Все удалось привести в соответствие, и, надо сказать, это еще не самый плохой сценарий. Если два изображения в дальномере не совпадают по вертикали или перекошены друг относительно друга – вот настоящий кошмар! За эти регулировки отвечают две линзы (каждая - за свой параметр), которые нужно отклеить и приклеить заново, и, пока клей не схватился, точно спозиционировать друг относительно друга. Здесь, к счастью, данную операцию не пришлось проводить, да и, в целом, это довольно редкая неисправность.
Вот таким образом, временами утешая себя, что ситуация могла быть еще хуже, удалось привести в рабочее состояние этого немецкого дедушку. Да, его механика иногда может основательно испытывать терпение, но если она настроена, то может без преувеличения работать десятилетиями. Затвор фотоаппаратов Contax II и III – это один из немногочисленных примеров, когда очень сложная механика, в чем-то против законов теории вероятностей, оказывается где-то даже надежнее, чем аскетичный затвор типа Leica II. И, кстати сказать, если копированием последней занималось огромное количество стран и компаний, то выпустить копию дальномерного Contax смог только СССР (Nikon I и его потомки не считаются, т.к. при внешней схожести сам затвор у них леечный). Хотя, строго говоря, в СССР производилась не копия, а вполне себе оригинал, производство которого волею судеб сменило дислокацию.
Еще больше интересного о советских фотоаппаратах, их строении и истории в моем Телеграмм-канале и ВК, подписывайтесь.