В мире представительских автомобилей доминируют легендарные бренды с богатой историей вроде Rolls-Royce, Bentley или Mercedes-Maybach. Однако в 2018 году Россия представила собственный проект премиум-класса — Aurus. Этот бренд, название которого объединяет латинское «Au» (золото) и «Rus» (Россия), стал символом технологического прорыва и национальной гордости. За ним стоит не просто создание роскошных лимузинов, а амбициозная программа по замене иностранных автомобилей в спецгаражах первых лиц государства. Как развивался проект, какие технологии в него заложены и что отличает Aurus от мировых аналогов?
История создания от «Кортежа» к Aurus
Идея разработки отечественного автомобиля для высшего руководства страны возникла в 2013 году. Проект, изначально названный «Единая модульная платформа» (ЕМП) или «Кортеж», курировался Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Основная цель — создать линейку машин, способных импортозаместить иностранные аналоги, которые десятилетиями использовались для перевозки первых лиц государства.
До 2018 года В.В. Путин и другие высокопоставленные чиновники передвигались на бронированном Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Немецкий лимузин, защищённый по классу B7, выдерживал автоматный огонь и оснащался специальными шинами, позволявшими двигаться даже после прокола. Однако зависимость от импорта в столь стратегически важном сегменте стала толчком для старта реализации собственного проекта.
Первый публичный показ Aurus состоялся 7 мая 2018 года во время инаугурации президента. На параде появились седан Aurus Senat (модель 4123) и удлинённый лимузин Aurus-41231SB. Их дизайн, сочетающий классические пропорции с современными элементами, сразу привлёк внимание. Решётка радиатора с массивными вертикальными планками и строгие линии кузова отсылали одновременно и к советским ЗИЛам и к вражеским Rolls-Royce, но техническая начинка говорила о совершенно новом подходе. Комментируя церемонию президентской инаугурации Владимира Путина 7 мая 2018 года, издание Daily Express отметило, что использование лимузина «Кортеж» «стало патриотическим посланием, которое было призвано продемонстрировать самодостаточность России».
Производство
Сборка первых экземпляров Aurus велась на мощностях НАМИ, но для массового производства был выбран завод в особой экономической зоне «Алабуга» (Республика Татарстан). Индустриальным партнёром выступила компания «Соллерс», отвечающая за сварку и окраску кузовов. К 2019 году началось переоснащение предприятия «Соллерс-Елабуга» для выпуска моделей Senat и Komendant (внедорожник). Заявлено, что 60% компонентов производится в России. Планируемая мощность была до 5 000 автомобилей в год с полным циклом производства, включая штамповку, двигатели и окраску.
Интересно, что изначально в проекте участвовали иностранные компании. Например, Porsche Engineering разрабатывала гибридную силовую установку. Однако позднее от сотрудничества отказались из-за стремления к самодостаточности и ненадежности западных партнеров. Это стало важным шагом в условиях санкций и стремления к технологической независимости.
Технологии
Главная модель линейки Aurus Senat Limousine — это не просто роскошный автомобиль, а передвижная крепость. Бронирование класса БР5 (российский стандарт) обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом инженерам удалось сохранить динамику: лимузин весом более 4 тонн разгоняется до 100 км/ч за 6,4 секунды благодаря гибридной силовой установке.
Двигатели:
- V8 4.4 л с двойным турбонаддувом — разработка НАМИ при поддержке Porsche Engineering. Мощность — 598 л.с., крутящий момент — 880 Н·м.
- Электромотор на 62 л.с. — обеспечивает плавный старт и снижает расход топлива.
9-ступенчатая АКПП (собственная модель Кate R932) — отечественная трансмиссия с возможностью ручного переключения.
Полный привод и безопасность
Aurus Senat Limousine — полноприводный, с адаптивной подвеской, способной компенсировать неровности дороги. Бронированная капсула, усиленные стойки крыши, противоминная защита днища и система пожаротушения делают его одним из самых безопасных бронеавтомобилей в мире.
Aurus vs Mercedes-Benz S600 Pullman Guard
Долгое время Mercedes-Benz S600 Pullman Guard оставался эталоном для перевозки глав государств. Его броня класса B7, двигатель V12 и спецшины задавали высокую планку. Однако Aurus смог не только повторить эти характеристики, но и превзойти их:
- Мощность: 598 л.с. у Aurus против 530 л.с. у Mercedes.
- Гибридная система — экологичность и экономичность.
- Отечественная разработка — полный контроль над технологиями и ремонтопригодность.
Кроме того, Aurus предлагает модульную платформу. На одной базе можно создавать седаны, лимузины, внедорожники и даже микроавтобусы. Это выгодно отличает проект от иностранных аналогов и делает производство гражданских версий менее затратным.
Будущее Aurus
Пока основными заказчиками Aurus остаются государственные структуры, но производитель уже анонсировал планы по выходу на международный рынок. В 2021 году Senat был представлен на выставке в Дубае. В июне 2024 года в ходе визита в КНДР Владимир Путин подарил Ким Чен Ыну один из автомобилей Aurus.
Однако главная задача не коммерческий успех, а демонстрация технологической независимости. Aurus стал первым российским автомобилем, соответствующим стандартам безопасности и комфорта мирового уровня. Его появление доказало, что Россия способна создавать конкурентоспособные продукты в сегменте, который долгое время считался недостижимым.
Цены
Стоимость героя этой статьи узнать на данный момент, а именно конец мая 2025 года, сложно. Но я бы ориентировался на примерно 100 млн рублей. Интересный факт, что уже продаются седаны Aurus Senat с пробегом от 22 млн рублей за машины 2021 года выпуска. А вот новые стоят уже более, чем в 2 раза дороже — около 50 млн рублей. Внедорожники Komendant тоже стоят около 50 млн рублей. Забавно, что название моделей указано латиницей, а не кириллицей. Могу сделать вывод, что таким образом была ориентация на международный рынок хотя бы в дружественные страны.
Заключение
Aurus — это больше чем автомобиль. Это символ новой эпохи в российском автопроме, где сочетаются инженерные амбиции, национальная безопасность и стремление к инновациям. Несмотря на вызовы, включая санкции и сложности с локализацией, проект продолжает развиваться. Возможно, через десятилетие Aurus станет таким же узнаваемым брендом, как и легендарные ЗИЛы, а его технологии лягут в основу новых гражданских моделей. Пока же он остаётся гордым представителем России на мировой арене и золотым стандартом в прямом и переносном смысле.
Что думаете? Пишите!