Введение
На июнь мы запланировали крещение дочери. И если раньше сделать это можно было просто придя в церковь и договорившись со священником об определенной дате, то сейчас Русская православная церковь требует от родителей и будущих крестных ребенка прохождения нескольких бесед со служителями церкви, основная задача которых – поведать людям об основах православной культуры.
Беседы называются огласительными, и это не просто так – в православии понятия оглашение или катехизация означают процесс изучения основ христианского мировоззрения. Причем первый термин более употребим именно в отношении людей, готовящихся принять крещение, а второй – в отношении всех, кто погружается в христианское вероучение.
По прохождении огласительных бесед (в нашем случае их было две) человеку выдается соответствующий сертификат, подписанный проводившими их служителями и подтвержденный печатью церкви. Насколько я понял, единой формы этого документа не существует, и каждый приход изготавливает его по-своему.
О чем рассказывали на беседах?
Суммарная продолжительность двух бесед – три часа, а иногда и меньше. Это совсем немного даже для изложения основ, но кое о чем нам все же успели поведать.
Библия
Конечно, невозможно себе представить изложение основ христианства без погружения в Библию. Нам обозначили, что она состоит из Ветхого и Нового Заветов, каждый из которых представляет собой не единую книгу, а собрание сочинений. Акцент сделали именно на Новом Завете и Евангелиях, предложив прочитать Евангелие от Марка, сославшись на то, что оно самое короткое и при желании осиливается за вечер.
На этом моменте я от себя хотел бы сделать небольшое дополнение.
Во-первых, библейских книг намного больше, чем можно себе представить. Об этом очень неплохо сказано тут. Только посмотрите: в одном только Ветхом Завете насчитывается 39 книг, а в Новом – еще 27. Кроме того, существуют еще и второканонические сочинения, про которые обычно совсем не говорят.
Во вторых, важно отличать понятия Библия и библейский канон. В то время как набор библейских книг остается для иудаизма и христианства единым, списки именно канонических книг (то есть богодухновенных, служащих первоисточниками знаний о Боге) для разных конфессий отличаются.
Мне кажется, что для людей, открывающих православие для себя и своих детей, это также важно понимать.
Молитвы
Из всех существующих в православии молитв упомянуты были две из них: Символ веры и Отче наш. Обе молитвы были напечатаны внутри сертификата, на котором ставились отметки об участии в беседах.
Почему именно они?
В Символе Веры в кратком и точном виде изложены основы христианского вероучения. Это есть не молитва-обращение ко Христу, но молитва-исповедь. Ее читают крестные при крещении ребенка.
Молитву «Отче наш» называют еще Господней молитвой: согласно Евангелию от Матфея, Христос передал ее людям во время Нагорной проповеди. Это одна из основных христианских молитв.
Церковные таинства
Помимо самого Крещения, которое и являлось основным предметом бесед, особое внимание было уделено таинствам Исповеди и Евхаристии (то есть Причастия).
Отметили, что пройти их важно в первую очередь будущим крестным, а также родителям ребенка. При этом крестный может быть только один – в таком случае он должен быть одного пола с ребенком.
Подробнее о всех таинствах, а также указаниях о них в библейской литературе можно прочитать на этой страничке.
На этом информация, упомянутая в беседах, подходит к концу. Далее идут уже мои личные соображения.
Церковное право, или о чем еще имело смысл упомянуть во время бесед?
Представьте, что мы, живя в России и учась в школе, исключили из списка предметов для изучения правоведение и обществознание, сделав при этом упор на отечественную историю. Можно ли будет в таком случае полноценно проследить за динамикой развития нашего государства и в принципе осознать в нем свое место? Чисто интуитивно, теоретически, да, но сколько знаний при таком раскладе окажется за спиной? И как это скажется на качестве нашей жизни?
Подобную же аналогию можно провести и при знакомстве с христианством: тут также существует как историко-философская составляющая, так и правовая. Только вторую почему-то часто забывают, что произошло и в этот раз.
Вот смотрите.
В книгах Библии изложена как история христианства, так и его основополагающая философия. Эти сочинения открывают человеку путь к размышлениям о природе бытия и смысле жизни.
Но существует вместе с этим и церковное право. Причем взялось оно не с потолка: его основы были заложены еще Апостолами («Правила святых Апостолов») и далее получили развитие по результатам Вселенских и Поместных Соборов.
Сейчас поясню «на пальцах».
- Правила Апостолов подобны основному закону страны – Конституции. Они являются своего рода фундаментом церковной правовой системы.
- Подобно тому, как в дополнение (но никак не в противоречие) Конституции издаются законы, так и в развитие Апостольских правил могут приниматься дополнительные положения.
- Подобно тому, как законы могут быть федерального или регионального уровня, так и новые правила могут приниматься на Вселенских (общехристианских) или Поместных (региональных) соборах, то есть собраниях.
- Подобно тому, как принятие светских законов обсуждается депутатами дум, так и принятие церковных законов обсуждается епископами, то есть прямыми продолжателями дела Апостолов.
В настоящее время большинством христиан признаются каноническими источники церковного права первого тысячелетия: это правила Апостолов, а также правила семи Вселенских и девяти Поместных соборов. Вместе они составляют сборник под названием Номоканон или, как именуют его староверы, Кормчую книгу.
Правомерность же соборов, проводившиеся после, вызывает сомнения у последователей разных церквей в связи с рядом произошедших в христианстве расколов (например, на православных и католиков).
Так что же из себя представляет Номоканон? С полным его текстом можно ознакомиться по ссылке.
Вот несколько правил из него:
- Епископа да поставляют два или три епископа. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. – В православии священнослужители могут иметь один из трех духовных санов: епископа, иерея (то есть пресвитера) и диакона. Данное правило устанавливает порядок перехода священника из низшего духовного сана (чина) в высший.
- Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. – То есть, став священнослужителем, человек должен посвящать себя духовной жизни и не имеет права, например, работать по найму.
- Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина. – Тут, думаю, все понятно.
- Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне. – Обратите внимание на терминологию: священников из сана (чина) извергают, а церковнослужителей и мирян – отлучают от церкви.
- Если кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Так же и мирянин. – Под клиром в данном случае понимаются как священнослужители, так и церковнослужители.
Трактовка правил Номоканона (а точнее даже умение их понимать) является предметом отдельного материала, который в будущем планируется подготовить. То же касается и церковной иерархии, знание которой существенно упростит понимание христианских текстов.
Эта же статья носит более обзорный характер и прежде всего акцентирует внимание читателя на важных вещах, о которых редко говорят при знакомстве с православной культурой.
Надеюсь, было интересно! До новых встреч!