Экс-президент Мексики Лопес Обрадор начал реформу судебной системы, которая, которая не имеет аналогов мире. Теперь мексиканские судьи будут избираться голосованием, точно так же, как избираются представители законодательных и местных органов власти. Обрадор считал, что такая реформа ликвидирует коррупцию – это бич мексиканской судебной системы.
1 июня состоятся первые выборы судей, и уже появились тревожные сигналы, предупреждающие, что судебная реформа Обрадора, как минимум, сомнительна.
Самым скандальным кандидатом является Сильвия Дельгадо, баллотирующаяся в Чиуауа, которая представляла интересы крупнейшего в Мексике бандитского главаря - Хоакина Гусмана Лоэры (он же «Эль Чапо» - «Коротышка»), руководителя картеля «Синалоа». Она не жалеет о том, что защищала бандита, виновного в гибели сотен людей, и не раскаивается в этом. Дельгадо прямо говорит, что «это был большой шаг вперёд для неё как для юриста», и она бы сделала его снова: «Мне было интересно, потому что это была возможность карьерного роста... Работать над делом такой известной личности!».
Дельгадо – самый скандальный, но не единственный кандидат от мафии на этих выборах. Юридическая организация Defensorxs выявила среди кандидатов в судьи не менее 20 человек, имеющих судимости, обвинения в коррупции или прошлые связи с картелями.
В частности, избирателям штата Дуранго предлагается проголосовать за некоего Леопольдо Чавеса, проведшего почти шесть лет провёл в тюрьме в США за преступления, связанные с наркотиками: в 2015 г. он контрабандой перевёз более 4 килограммов метамфетамина.
В штате Халиско на должность судьи баллотируется Франсиско Эрнандес - бывший судья, отстранённый от должности Федеральным судебным советом из-за обвинений в сексуальном насилии и коррупции.
В Нуэво-Леоне на должность федерального судьи претендует Фернандо Эскамилья - адвокат наркокартеля «Лос-Зетас», известного своими зверствами. Он цинично заявляет СМИ, что это не может быть поставлено ему в вину, а умение защищать главарей картеля сделало его ценным специалистом.
Зачем Лопес Обрадор придумал эту, с позволения сказать, реформу – понятно. Таким образом правящая в Мексике левая партия «Морена» получает возможность псевдодемократическим путём взять под контроль судебную систему. То, что в мексиканских условиях эту систему, с большим шансом на успех, попытаются взять под контроль преступные группировки, Обрадора и действующую главу государства Клаудию Шейнбаум не волнует. Самая апокалиптическая для Мексики версия заключается в том, что руководство «Морены» сознательно идёт на проникновение преступников в судебную систему для того, что их представители в судах, в случае необходимости, дополняли юридическими решениями вооружённое насилие, при помощи которого наркокартели захватывают власть на местах.
Большая часть действующих судей категорически не согласны с реформой, и намерены покинуть свои должности. 6 мая 14 действующих и бывших федеральных судей подали петицию в Межамериканскую комиссию по правам человека с требованием «возмещения ущерба за нарушения прав человека», которые, по их словам, вызваны судебной реформой. «Несмотря на кажущуюся нейтральность, реформа представляет собой механизм политизации и захвата судебной власти», - говорится в петиции.
Вряд ли партия «Морена» сознательно планирует установить в Мексике гибридный режим, в котором наркокартели будут играть роль неофициальных силовых структур, а судьи – обеспечивать её юридическими решениями. Но на местах, в штатах, где наркокартели уже превратились в теневых правителей (Синалоа, Чиуауа, Дуранго, Халиско, Коауила, Чьяпас, Нижняя Калифорния Северная), такая система уже существует. И демонстрирует тенденцию к росту, и распространению на всю страну.
Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez