Найти в Дзене

Жан Бодрийяр: как симулякры превратили жизнь в аттракцион

Реальность в отпуске, а вместо нее работают харизматичные статисты? Откройте соцсети и увидите в ленте «идеальное утро» — манящий десерт с кофе, книга якобы Кафки. На деле: красивое, но безвкусное пирожное, кофе холодный как сердце бывшего, а книга — «интеллектуальная» бутафория. Но вы все равно хотите ТАК ЖЕ. Жан Бодрийяр, французский философ с театральной склонностью к катастрофам, видел в этом не случайность, а принцип эпохи. Мир, говорил он, все чаще подменяет подлинное его глянцевым изображением — тем, что не просто изображает, а убедительно им притворяется. Как голливудский вестерн, где все идеально, кроме фактов. Симулякр — это не просто копия чего-то реального. Это копия, у которой оригинала может уже и не быть. Или он есть, но забыт, как старый адрес до эпохи навигаторов. Симулякр — как глянцевый кадр для соцсетей, где чашка кофе, закат и томик Бодрийяра (или Фуко) собираются в идеальное сочетание интеллектуального досуга, которого, в сущности, никогда и не было. Бодрийяр опис
Оглавление

Реальность в отпуске, а вместо нее работают харизматичные статисты?

Откройте соцсети и увидите в ленте «идеальное утро» — манящий десерт с кофе, книга якобы Кафки. На деле: красивое, но безвкусное пирожное, кофе холодный как сердце бывшего, а книга — «интеллектуальная» бутафория. Но вы все равно хотите ТАК ЖЕ.

Жан Бодрийяр, французский философ с театральной склонностью к катастрофам, видел в этом не случайность, а принцип эпохи. Мир, говорил он, все чаще подменяет подлинное его глянцевым изображением — тем, что не просто изображает, а убедительно им притворяется. Как голливудский вестерн, где все идеально, кроме фактов.

Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр

Итак, что же такое симулякр?

Симулякр — это не просто копия чего-то реального. Это копия, у которой оригинала может уже и не быть. Или он есть, но забыт, как старый адрес до эпохи навигаторов. Симулякр — как глянцевый кадр для соцсетей, где чашка кофе, закат и томик Бодрийяра (или Фуко) собираются в идеальное сочетание интеллектуального досуга, которого, в сущности, никогда и не было.

-3

Бодрийяр описал четыре стадии развития образа — и это почти как четыре сезона в моде, только без надежды на обновление:

  1. Фаза отражения реальности. Копия, которая еще помнит, что она — отражение. Например, портрет, написанный с натуры. Узнаваемо, тепло, почти честно.
  2. Фаза искажения. Копия, которая уже приукрашивает оригинал — портрет, где глаза чуть больше, губы полнее, а фон «психологичнее». Правда, но с налетом салонной ретуши.
  3. Фаза притворства. Здесь копия утверждает, что она и есть оригинал. Как музейная реплика, которая считает себя «не хуже подлинника». Сомнительно, но уверенно.
  4. Фаза симулякра. Тут все особенно красиво. Нет ни оригинала, ни желания его искать. Только образ, играющий в реальность. Как реклама шампуня, где научная инфографика убеждает вас, что молекула блеска — реальна.
четыре стадии развития образа
четыре стадии развития образа

Симулякр — не копия. Это воспроизведение без памяти. Например, ваша любимая «винтажная» фотография в соцсетях, обработанная фильтром под «пленку 90-х» — хотя настоящие 90-е пахли проявкой пленки и надеждой, что из 36 кадров хоть один получится. Или Диснейленд, где башня Золушки — не аллюзия на Средневековье, а его стилизованный фантом, в котором даже тень падает по заранее рассчитанному маршруту.

-5

Почему это важно (или хотя бы любопытно)

Бодрийяр не просто брюзжал о низвержении истины в пропасть массмедиа. Он писал о смерти реальности в эпоху, где каждое отражение хочет быть убедительнее предыдущего. Мы больше не различаем, что подлинно, а что — плод продюсерской фантазии. Мир превращается в бесконечный зеркальный зал, где каждое отражение притворяется реальнее предыдущего.

Но вместо страха он предлагает своего рода эстетическое принятие: симулякр не обязан быть фальшивкой. Он — стиль, знак эпохи, новый нарратив. В конце концов, Мадонна эпохи Возрождения — тоже симулякр библейского сюжета, перепетый в красках времени.

-6

Бодрийяр не осуждал. Он смотрел на этот карнавал как на спектакль, где роль реальности давно играют дублеры, а публика счастлива хлопать не за подлинное, а за убедительное. Он писал о «гиперреальности» — состоянии, в котором искусственное становится настолько совершенным, что уже не нуждается в оригинале. Ваш бумажный стакан с кофе и именем — это не утренний напиток, а подтверждение собственного участия в ритуале под девизом «я живу и наслаждаюсь моментом, но это надо выложить в сторис». Даже наши эмоции порой напоминают симулякры: эмодзи вместо чувств, сторис вместо воспоминаний.

Философу вторит поп-культура: помните «Чёрное зеркало», где рейтинг заменяет личность? Бодрийяр бы усмехнулся: он предсказал это еще в 80-х, когда писал, что знаки и символы начинают жить своей жизнью, как котировки на бирже, оторвавшиеся от реального состояния компаний.

Фрагмент из сериала «Чёрное зеркало» («Нырок», 3-й сезон, 1-я серия)
Фрагмент из сериала «Чёрное зеркало» («Нырок», 3-й сезон, 1-я серия)

Постскриптум

Бодрийяр — хирург образов, вскрывающий их, чтобы показать: да, здесь когда-то было сердце. Но теперь — схема, логотип, реклама. Это и есть наш культурный климат: искусство жить в мире, где оригинал — устаревший миф, а подделка — новая реальность.

Стоит ли грустить?

Нет. Симулякры — не ложь, а форма игры, в которую мы сами согласились играть. Даже Платон утверждал, что материальный мир — лишь «тень» мира идей. Бодрийяр бы добавил: «Теперь тень снимает вертикальные ролики и ведет блог о духовных практиках».

Так что в следующий раз, покупая «органическую воду с ледников» в пластиковой бутылке, помните: вы не жертва системы, а ее соавтор. А реальность? Она никуда не исчезла. Просто, как настоящая дива, предпочитает появляться реже, но эффектно.

-8

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

P. S. Текст написан по мотивам моей вводной лекции про Жана Бодрийяра для онлайн-книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите мне в телеграм!

P.P.S. Участники книжного клуба имеют доступ к архиву всех предыдущих лекций — для вдумчивых пересмотров и неожиданных инсайтов.

Еще почитать:

Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения

Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно

Густав Климт и Эгон Шиле: дружба в мире искусства

Смех и краски: 5 историй из жизни художников

Оригинал или подделка? Секреты экспертизы произведений искусства