Капитан «Камских Белок 40+» Максим Виноградов после успеха ижевской команды на ФОНБЕТ Фестивале хоккея-2025 вошёл в число пяти игроков, кому трижды удавалось завоевать Кубок Крутова. Примечательно, что лидер ижевской дружины завоёвывал трофей с разными коллективами. О том, как ему удаётся всегда быть в числе лучших игроков Ночной лиги и сохранять безраздельную любовь к хоккею, Максим Виноградов рассказал в своём интервью.
«Чтобы добраться до Кубка Крутова, нужно проделать тяжёлый путь»
- Максим, насколько тяжёлым по вашим ощущениям получился путь «Камских Белок 40+» к триумфу?
- Чтобы добраться до Кубка Крутова, нужно действительно проделать тяжёлый путь. Могу отметить, что у нас собралась команда единомышленников. Все настолько горели желанием победить, что нам было в чём-то легче двигаться к заветной цели. Роли распределились так, что все были готовы отдаваться полностью и у нас получилось выполнить установки тренера и отработать на все сто процентов. Лично по моим ощущениям, путь к финалу у нас получился намного сложнее, чем была сама финальная игра.
- Какой матч на турнире считаете наиболее сложным для вашей команды?
- Считаю, что самые сложные игры у нас были против челябинской «Стали». Мы с ними встретились в заключительном туре в группе, а на следующий день сыграли в четвертьфинале.
Во-первых, нам хотелось ответить уральцам за поражение на Фестивале 2024 года. Мы очень хотели победить. Сначала стремились к первому месту в группе, чтобы получить более высокий посев в плей-офф.
Перед четвертьфинальной игрой понимали, что нам будет легче в том плане, что мы хорошо знаем соперника, но в это же время тяжелее, поскольку они нас знают не меньше.
- Как прокомментируете полуфинальную игру против «Элвиса-Авто»?
- Игра была очень сложная как для нас, так и для соперника. Все ощущали давление нужного результата. И нам, и им нужна была только победа. Как минимум, выход в финал гарантировал «серебро», хотя это была не наша цель.
- Когда в финале «Большой Спорт» повёл в две шайбы, понимали, что сможете перевернуть игру? Что в тот момент говорил вам тренер? Что вы говорили команде?
- Со скамейки мне казалось, что мы играем до первой заброшенной шайбы. При этом в моём понимании, мне казалось, что мы играем интереснее, чем «Большой Спорт». У нас было преимущество в скорости, мы больше создавали в атаке.
Первый гол в наши ворота - несчастный случай. Олег Максимов подставил клюшку, чтобы перекрыть бросок. Шайба угодила в черенок и по непредсказуемой траектории попала в ворота. Был бы это чистый бросок, Айрат Валиуллин точно бы с ним справился. Второй гол мы пропустили вследствие провала в средней зоне. Их игрок хорошо вошёл в нашу зону. Скинул шайбу под себя. Сергей Лопандин, с которым мы становились чемпионами в «Вольфраме», на хорошей скорости ушёл в край и здорово исполнил. Тут только поаплодировать - красивый гол!
Даже при счёте 0:2 я был уверен, что мы сильнее и должны забирать эту игру. Тренер нам говорил, нужно нагнетать у ворот соперника, а я попросил ребят немножко успокоиться.
Нам просто нужно было забросить первую шайбу. Для нас это был главный психологический порог, который нам нужно было просто перешагнуть.
Ещё до турнира я сказал ребятам - мы сможем победить, если у нас будут дисциплина и характер. И то, и другое нам помогло в финальной игре.
«Прошедший турнир отличался сильными вратарями»
- Ваш вратарь Айрат Валиуллин провёл отличный турнир. Как бы вы оценили его игру?
- Все прекрасно знают, что вратарь - это пятьдесят процентов команды. У нас был великолепный вратарский тандем. Николай Баласанян тоже был хорошо готов, но тренер доверил место Айрату. У него за плечами большой опыт игры в Ночной лиге, но он не был чемпионом. Практически в каждой игре мы проводили концовки в меньшинстве, и вратарь нас каждый раз выручал. Айрат Валиуллин внёс огромный вклад в общий успех нашей команды, он отыграл выше всяких похвал.
Хочу отметить, что прошедший турнир отличался сильными вратарями. У Мурманска, Москвы и Челябинска играли отличные вратари, но наш оказался ещё лучше и не случайно именно он получил индивидуальный приз в своём амплуа.
- Как могли бы прокомментировать работу вашего тренера Сергея Владимировича Пушкарёва?
- Это был первый тренер в моей практике, который нам без планшета объяснял, что мы должны делать, и все его понимали. В определённый момент Сергей Владимирович нам сказал: «Ребят, я уже не смогу научить вас играть в хоккей. Вы взрослые люди и переучиваться достаточно сложно. Каждый из вас должен найти в себе ваш лучший хоккей, и показать его в каждом матче».
Согласно тренерским установкам, мы все активно отрабатывали, как впереди, так и в защите. Ещё до начала турнира у нас было две тренировки на льду. Мы сделали акцент на игру в большинстве. В итоге уже в играх практически ничего в большинстве не забили. Зато мы хорошо действовали в меньшинстве.
Мне понравилось, что тренер был очень живой на лавке. Он грамотно руководил сменами, в том числе в индивидуальном порядке. Каждый знал, в какой момент ему выходить на лёд.
- Какие первые эмоции вы испытали после завершения финальной игры?
- В первую очередь - радость! Перед финальной игрой сказал речь наш тренер, я постарался зарядить ребят эмоционально и попросил слово Айрат Валиуллин. Он сказал: «Ребят, мы боремся не только за Кубок Крутова. Мы должны помочь Ижевску с получением гранта на новую ледовую арену».
И вот, когда ты понимаешь, что помог региону получить новый дворец, где будут заниматься дети, взрослые, любители, неважно кто - это самое главное! С этой мыслью в сердце мы и выходили!
«Ко мне человек 10 подошли за автографами»
- Вы один из немногих игроков Ночной лиги, кто трижды выигрывал Кубок Крутова. Какой из трёх трофеев дался вам тяжелее?
- Моё первое чемпионство - это «Флагман» в 2018 году. В той команде у нас был хоккей по заданию. На турнире присутствовал мой отец, мой самый преданный болельщик.
Я очень хотел победить. Для меня это было колоссальное напряжение. Для себя я решил, что мой первый трофей был завоёван для папы.
Второе чемпионство было с «Вольфрамом». К сожалению, папы на тот момент уже не стало. На Фестиваль приехали мама с сестрой. В том случае хотелось завоевать трофей для Приморья. Клуб уже имел успехи в других дивизионах, но Кубок Крутова не покорялся. В данном случае я посвятил победу маме и региону, который точно заслужил сам трофей и грант на арену.
В этом году за меня и нашу команду снова болели мама с сестрой. Я приехал с настроением завоевать трофей для Ижевска и для себя.
Если с точки зрения спортивной составляющей смотреть, самый сложный для меня финал был «Вольфрам» - «Квин Гайва». Финальная игра этого года получилась самой эмоциональной.
- Было что-то такое, что вас удивило на ФОНБЕТ Фестивале хоккея?
- Было. Когда мы уже отмечали 80-летие Великой Победы и нашу победу в Кубке Крутова, ко мне человек 10 подошли за автографами. Я обалдел, если честно. Говорю, ребята, тут такие Легенды хоккея присутствуют, из последнего поколения Данис Зарипов приехал, берите у них автографы. Люди почему-то и ко мне решили подойти. Это было удивительно и в то же время очень приятно.
- На будущий сезон уже понимаете, в какой команде будете выступать в Ночной лиге?
- Пока нет. Как говорится, я открыт для предложений. На следующем Фестивале мне будет 50 лет, но у меня день рождения в апреле. Получается, что в следующем сезоне я пока не смогу сыграть в Региональном чемпионате в «Любителе 50+».
Если через сезон буду переходить в «50+», скорее всего, это будет «Невский Легион», а возможно и какая-то другая команда.
Если на будущий сезон позовут в команду «40+», я с удовольствием. Единственное, я хочу играть только за такой коллектив, перед которым будут стоять самые высокие задачи.
Даже в нашем любительском хоккее я хочу совершенствоваться, а это можно делать, играя в сильной команде против сопоставимых соперников.
- Максим, уверен, что о вас уже все знают в Ночной лиге, но мало кто знает, как вы пришли в хоккей. Где занимались?
- Я учился во втором классе. К нам в школу пришёл мой первый тренер Сергей Николаевич Ажигин, пригласил заниматься хоккеем в спортивный клуб «Большевик». Каких видов спорта в нём только не было. Там же был построен большой ледовый дворец. Мы, ещё будучи детьми, раз в месяц имели возможность покататься на искусственном льду.
Начинал кататься на фигурных коньках сестры, а клюшка у меня была для хоккея с мячом. Постепенно появилась экипировка для хоккея с шайбой. До института играл в этом клубе. Уже после учёбы меня пригласили работать в Южную Америку.
Год жил в Эквадоре. И даже там я играл в хоккей. Форму мне привезли из России. Её передали из России с экипажем корабля.
- Максим, хоккей - это навсегда?
- За всю жизнь у меня был небольшой перерыв. Какое-то время не играл. Мне было лет 25, когда позвонил институтский друг. Он позвал меня на тренировку и с тех пор я с хоккеем не расставался.
Для меня хоккей стал частью моей физиологической структуры. Если я хотя бы неделю не занимаюсь спортом - чувствую себя некомфортно.
То же самое у супруги. Она тренер по фитнесу. Даже когда мы едем в отпуск, всегда подбираем такие места, чтобы были тренажёрные залы или другие спортивные площадки.
Спорт придаёт нам силы и уверенность, в жизни, в работе и в любви. Есть и эстетическая составляющая - выглядим нормально. (улыбается)