Найти в Дзене
Сегодня в космосе

Освоением Луны вместо NASA займется компания Blue Origin

После того, как NASA, по настоятельным рекомендациям новой администрации США, переключает свое внимание на Марс, закрывая программу ракеты-носителя SLS и корабля Orion, Луна отдается на откуп частным компаниям. По крайней мере так рассчитывают в американском космическом агентстве. И в этом вопросе начинают появляться первые претенденты.

Компания Blue Origin раскрыла новые детали разработки лунного посадочного модуля Blue Moon Mark 2, который станет ключевым элементом программы по доставке астронавтов на естественный спутник нашей планеты. На весенней встрече Консорциума по инновациям на лунной поверхности была продемонстрирована концепция транспортёра для доставки криогенного топлива. Проект, изначально порученный партнёрам, полностью перешёл под контроль Blue Origin после получения гранта NASA в $3,4 миллиарда в 2022 году.

Космический танкер. Рисунок: Blue Origin
Космический танкер. Рисунок: Blue Origin

Транспортёр предназначен для перевозки жидкого водорода и кислорода с околоземной на окололунную орбиту, где топливо будет передаваться модулю Blue Moon Mark 2 для посадки. Запуск системы запланирован на ракету-носитель New Glenn, а заправка топливом будет осуществляться за счёт избытков с верхних ступеней этой же ракеты. Конструкция транспортёра включает семиметровые баки, идентичные используемым в New Glenn, что позволяет избежать создания новых производственных линий.

Ключевой технологией станет «нулевое выкипание», предотвращающее испарение криогенного топлива в космосе. Первый прототип системы уже был успешно протестирован в вакуумной камере. К концу лета компания планирует отработать и подтвердить технологию стабильности хранения водорода и кислорода, а к декабрю — начать выпуск лётных образцов. Эта технология станет прорывом, так как жидкий водород и кислород можно добывать из лунной воды, что критично для долгосрочных миссий.

Посадочный модуль. Рисунок: Blue Origin
Посадочный модуль. Рисунок: Blue Origin

Транспортёр способен доставить до 100 метрических тонн груза к Луне и до 30 тонн — к орбите Марса. Хотя точные даты испытаний Blue Moon Mark 2 не названы, но, как надеются в компании, до конца 2030-х компания состоятся как беспилотные, так и пилотируемые тесты.

Параллельно Blue Origin готовит к запуску роботизированный модуль Blue Moon Mark 1, который в 2025 году доставит камеру на южный полюс Луны в рамках программы NASA CLPS. Аппарат уже собран во Флориде и отправлен в Центр им. Джонсона для финальных испытаний. Для минимизации рисков компания строит второй экземпляр Mark 1.

Стратегия Blue Origin включает серийное производство посадочных модулей, что, по замыслу компании, ускорит создание инфраструктуры для постоянного присутствия человека на Луне. Успех этих проектов может стать основой для более амбициозных миссий, включая освоение Марса и пояса астероидов.

#космические_полеты #частная_орбитальная_станция #Orbital_Reef #NASA #Blue_Origin #астронавт #частные_космические_полеты #микрогравитация #околоземная_орбита #космические_исследования #Blue_Moon_Mark