Найти в Дзене
Артфикшн

«Демон» Михаила Врубеля: как падший ангел стал символом Серебряного века

Тема Демона появилась в творчестве Михаила Врубеля в 1891 году, когда он писал иллюстрации к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова, посвящённому 50-летию с его смерти. Большая часть иллюстраций, написанных чёрной акварелью, относилась к поэме «Демон». Одновременно с работой над оформлением книги Врубель написал картину «Демон сидящий», на которой герой сидит среди гор Кавказа на закате. Через несколько лет художник изобразил голову Демона в майолике (разновидности керамики), а в 1899 году написал картину «Демон летящий», на которой герой, словно властелин мира, летит над заснеженными горами Кавказа и бурной рекой Терек. Картины Врубеля похожи на витражи или мозаики. Он добивался этого эффекта, накладывая плоские мазки мастихином. Этот стиль начал формироваться, когда он работал над реставрацией Кирилловской церкви и Софийского собора в Киеве. Он перенёс монументальность византийских мозаик и росписей в станковую живопись. Его фирменный приём — дробление формы на грани, словно

Тема Демона появилась в творчестве Михаила Врубеля в 1891 году, когда он писал иллюстрации к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова, посвящённому 50-летию с его смерти. Большая часть иллюстраций, написанных чёрной акварелью, относилась к поэме «Демон».

Одновременно с работой над оформлением книги Врубель написал картину «Демон сидящий», на которой герой сидит среди гор Кавказа на закате.

Михаил Врубель. Демон. 1890. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Демон. 1890. Третьяковская галерея, Москва

Через несколько лет художник изобразил голову Демона в майолике (разновидности керамики), а в 1899 году написал картину «Демон летящий», на которой герой, словно властелин мира, летит над заснеженными горами Кавказа и бурной рекой Терек.

Михаил Врубель. Демон (майолика). 1894. Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Демон (майолика). 1894. Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899. Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899. Русский музей, Санкт-Петербург

Картины Врубеля похожи на витражи или мозаики. Он добивался этого эффекта, накладывая плоские мазки мастихином. Этот стиль начал формироваться, когда он работал над реставрацией Кирилловской церкви и Софийского собора в Киеве. Он перенёс монументальность византийских мозаик и росписей в станковую живопись. Его фирменный приём — дробление формы на грани, словно смальта мозаики, — особенно заметен в «Демоне».

Самой волнующей и изматывающей для Врубеля стала работа над «Демоном поверженным», последней картиной серии. В начале 1902 года её привезли Санкт-Петербург на выставку объединения «Мир искусства». Каждое утро Врубель приходил в выставочный зал и в исступлении переписывал Демона, меняя лицо, позу и фон.

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Третьяковская галерея, Москва

Работа над этой картиной довела художника до психического расстройства, вскоре он был помещён в частную психиатрическую клинику. А «Демона поверженного» купил меценат Владимир фон Мекк.

Врубель переосмыслил лермонтовского героя, создав не просто иллюстрацию, а визуальную притчу о гордыне и одиночестве. Его Демон — не традиционный злодей, а трагическая фигура. Образ Демона стал символом Серебряного века, а эксперименты Врубеля с цветом и формой предвосхитили авангард.