Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Этот день в истории Арктики – 26 мая

Оглавление

118 лет назад родился лётчик Георгий Байдуков, 129 лет назад родился советский полярный лётчик Фабио Фарих, а 145 лет назад родился академик Владимир Сукачёв

26 мая 1907 года родился лётчик Георгий Байдуков

Георгий Филиппович Байдуков (1907–1994) родился под Новосибирском, в семье железнодорожника. Рано остался сиротой, воспитывался в интернате. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС. Позже – лётчик-испытатель.

В начале августа 1935 года в составе экипажа С.А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25. 20–22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В. П. Чкалов, штурман – А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд. 18–20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США). Эти перелёты стали важнейшим вкладом в освоение Арктики.

Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

-2

26 мая 1896 года родился советский полярный лётчик, участник арктических и высокоширотных экспедиций Фабио Фарих

Фабио Брунович Фарих (1896–1985) родился в Петербурге. В 1916 году Фарих окончил Михайловское реальное училище, в 1918 году ушёл добровольцем в Красную Армию и три года воевал на гражданских фронтах. В 1923 году Фабио Брунович поступил механиком в Гражданский воздушный флот и в течение пяти лет работал на среднеазиатских воздушных линиях. В 1928 году, окончив Московскую школу бортмехаников, перевелся на север.

Под руководством опытного полярного пилота Маврикия Слепнева, Фарих осваивал первую полярную воздушную линию Иркутск – Якутск.

Фабио Брунович участвовал в поисках пропавших на Чукотке американских лётчиков – Эйельсона и Борланда. Бортмеханик Фарих и лётчик Слепнев весной 1930 года обследовали предполагаемое место гибели самолета, нашли его обломки и тела пилотов. По просьбе американцев они доставили останки погибших летчиков на Аляску.

В 1931 году на самолете У-2 он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки. В феврале 1932 года Фарих открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва – Архангельск – Усть-Цильма. Зиму и лето 1934 года Фарих провел на Чукотке. За это время он совершил труднейший в зимних условиях полет – с мыса Шмидта до острова Врангеля. В 1935-1936 годах он продолжил службу в авиации в агитэскадрилье им. Горького. В марте 1936 года Фарих на АНТ-4 «СССР Н-120» совершил перелет Москва – Амдерма – Москва.

В феврале-июне 1937 года Фарих на самолете АНТ-4 «СССР Н-120» совершил трансарктический перелет по маршруту Москва – Уэллен – Москва. Продолжительность полета составила 145 летных часов, за это время самолет преодолел 24 000 км. Впервые был совершен полет вдоль трассы Северного морского пути в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи.

Более подробную биографию полярного лётчика читайте на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».

-3

26 мая 1880 года родился академик Владимир Сукачёв

Владимир Николаевич Сукачёв (1880–1967) окончил Санкт-Петербургский лесной институт. Геоботаник, лесовод, эколог, внёсший заметный вклад в изучение флоры и фауны Севера, в особенности – в изучение растительности Кольского полуострова.

В 1920 году возглавлял ботаническую экспедицию Географического института на побережье озера Имандра. Ввёл в науку понятие «биогеоценоз» (1942), заложил основы научного направления – биогеоценологии.

Герой Социалистического труда, почётный член многих академий мира. В 1979 году Академия наук СССР учредила Золотую медаль и премию имени В.Н. Сукачёва.

-4