Найти в Дзене

Классическая музыка и подростки

Греческий поэт Гесиод еще в 729 году до нашей эры писал: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» Как видим, проблема нового поколения, которое не устраивает взрослых существует уже многие годы. Не стало исключением и наше время. Многие педагоги и родители жалуются на то, что детей ничего, кроме телефона, не интересует. Они смотрят глупые видео, слушают примитивную музыку, продолжать можно очень долго… Конечно, ребенка интересует лёгкий контент, не требующий усилий ума и чувств. Как и любого современного человека (если он, конечно, не живёт в глухой тайге, где на тысячу километров вокруг только ягель и северные олени). Попробуйте сами провести день, не общаясь ни с кем в социальных сетях и мессенджерах, не пользуясь поисковиком и такси или доставкой еды (здесь многие закроют статью в негодовании, ссылаясь на то, что они в телефоне заняты
Оглавление
Представитель подрастающего поколения)
Представитель подрастающего поколения)

Греческий поэт Гесиод еще в 729 году до нашей эры писал:

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

Актуальность проблемы

Как видим, проблема нового поколения, которое не устраивает взрослых существует уже многие годы. Не стало исключением и наше время. Многие педагоги и родители жалуются на то, что детей ничего, кроме телефона, не интересует. Они смотрят глупые видео, слушают примитивную музыку, продолжать можно очень долго… Конечно, ребенка интересует лёгкий контент, не требующий усилий ума и чувств. Как и любого современного человека (если он, конечно, не живёт в глухой тайге, где на тысячу километров вокруг только ягель и северные олени). Попробуйте сами провести день, не общаясь ни с кем в социальных сетях и мессенджерах, не пользуясь поисковиком и такси или доставкой еды (здесь многие закроют статью в негодовании, ссылаясь на то, что они в телефоне заняты важными делами (рецепта домашнего майонеза и подборка фильмов с глубоким содержанием вздыхают где-то на задворках диалога с самим собой). Кажется, что места для музыкального искусства нет в современной жизни, но это совсем не так. Перейдём к делу:

5 этапов решения проблемы

  1. Начните с наблюдения за собой. Сколько Вы проводите времени со смартфоном в руках? Какая информация интересует Вас? Если понимаете, что время пролетает незаметно за просмотром турецких сериалов (например), то пора что-то менять. Ребёнок (даже подросток) берёт пример, в первую очередь, с Вас. Даже если у него в приоритете друзья, в беседах с ними он всё равно сравнивает обстановку в своём доме с семьями друзей.
  2. Постепенно меняем свои привычки. Попробуйте заменить часть своего контента на тот, который хотели бы видеть у ребёнка в телефоне. В ход может пойти всё: трансляции концертов, видео об история группы The Beatles или записи лекций Анны Виленской (последние просто потрясающие по наполненности и доступности языка!). Главное, чтобы Вам было интересно! Во время долгих поездок вместо Русского радио, переключитесь на Радио Орфей. В любом случае, радио включается ради фона. Так не лучше ли, чтобы фон был более спокойным и полезным. Общаясь с родителями способных учеников, часто слышу от них как раз об этом способе развивать наслушанность ребёнка.
  3. Говорите с подростком о музыке. Часто ребёнок отдаляется от родителей в период взросления. Беседы о музыке могут стать одним из мостиков в ваших взаимоотношениях. Может получиться не сразу. Ваш ребёнок может рассказывать Вам о гениальности странного, фриковатого вида, индивида, или явно маргинальной личности, пропагандирующей вредные привычки. Здесь важно ни в коем случае не принижать вкусы ребёнка (вспомните ваших родителей, они, наверное, тоже не были в восторге от группы Тату или Иванушек), а наоборот похвалить, поддержать, найти в этих исполнителях что-то хорошее.
  4. Слушайте музыку вместе. Признаю, звучит странно в наш век интровертов и социопатов. Начните с малого. Как говорилось выше, можно слушать музыку в машине (и вашу и ребёнка!). Попробуйте найти видео, где классические музыканты исполняют современную музыку или любимый исполнитель ребенка играет вместе с классическими коллективами. Ищите, в музыкальной среде все связаны. Если Ваш подросток учится в музыкальной школе, попробуйте вместе сделать домашнее задание по музыкальной литературе (часто ученики про него забывают и где то в кабинете грустит один учитель), послушайте изученное на уроке произведение, предложите помощь в подготовке к викторине. Попробуйте вместе осмыслить те впечатления, эмоции, которые возникают у вас во время прослушивания.
  5. Если вышестоящие пункты выполнены, пришло время Главного Босса. Сходите вместе на концерт. Не обязательно бежать в филармонию на симфонический оркестр. Оглядитесь вокруг. Возможно, рядом с Вашим домом есть дом культуры или музыкальная школа. Репертуар концертов таких заведений обычно разнообразен и рассчитан на широкую аудиторию – вы обязательно найдете что-то интересное для себя. Покупка билетов – это только начало приключения! А после концерта самое важное – обсудить впечатления. Что понравилось? Что удивило? Какие чувства вызвала музыка? Это поможет вам глубже понять услышанное и закрепить полученные знания.

Готовы к встрече с Главным Боссом? Тогда вперед, за билетами! И не забудьте поделиться своими впечатлениями в комментариях – мне будет очень интересно услышать ваше мнение!

Вывод

Приобщение подростка к классической музыке – это не миссия невыполнима, а скорее увлекательное путешествие, требующее терпения, такта и готовности к компромиссам. Помните, что запреты и навязывание вызовут лишь отторжение. Вместо этого, станьте проводником в мир классики, делитесь своими увлечениями, создавайте благоприятную музыкальную среду дома и искренне интересуйтесь музыкальными предпочтениями подростка. Начните с малого, ищите точки соприкосновения между классикой и современной музыкой, и, возможно, со временем ваш ребенок откроет для себя всю глубину и красоту классического наследия. Главное – помните, что музыка – это язык чувств, и если вы сможете говорить на этом языке со своим ребенком, то классика обязательно найдет свое место в его жизни.

Если после посещения концертов у вас возникло желание глубже погрузиться в мир музыки, разобраться в ее истории, формах и стилях, я с удовольствием приглашаю вас на свои уроки музыкальной литературы! Мы вместе будем открывать новые горизонты в музыкальном искусстве, анализировать произведения, узнавать интересные факты о композиторах и их эпохах. Вместе мы превратим прослушивание музыки в осознанное и захватывающее путешествие!