80 лет назад закончилась страшная война, изменившая мир. Не только людей, но также мир автомобилей и оружия. На фронте и в тылу они, как и люди, трудились без отдыха, гибли и спасали жизни. Сегодня речь пойдет не просто о машине, а о легендарном оружии на базе автомобиля, ставшего, в итоге, прообразом всех реактивных систем залпового огня! Наверное, многие уже догадались, что речь пойдет о гвардейском реактивном миномете, прозванном в народе «Катюша». Всем приятного прочитывания!
Предисловие
Невероятно, но многие легендарные и овеянные славой образцы оружия были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 принят на вооружение в конце декабря 1939, первые Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941, а пушка ЗиС-3 впервые представлена через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось именно с «Катюшей». Ее серийное производство началось всего за полдня до нападения Гитлера, 21 июня 41го.
С тех пор характерный силуэт грузовика с наклонной конструкцией вместо кузова — стал символом стойкости, героизма и отваги советских воинов. Это оружие, во многом подарило технологическое превосходство Красной Армии, благодаря чему удалось выиграть немало сражений, а лишь его упоминание вызывало дрожь по телу у фашистских захватчиков. Согласно легенде, когда утихли первые боевые залпы установки, один из солдат запел популярную в то время песню «Катюша». Отсюда и произошло народное прозвище БМ-13…
История создания
Однако, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР еще в середине 30-х. Об этом говорят архивные документы. А именно договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА. Там фигурирует некий опытный образец ракетной установки на базе танка БТ-5 с десятью ракетами.
Первые же боевые реактивные снаряды советские ракетостроители создали еще в конце 20-х — начале 30-х. В 1937 году на вооружение приняли реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а год спустя — РС-132 на 132 мм. Причем, и тот и другой — для запуска с подкрыльевой установки самолетов... Еще через год, в конце лета 1939-го, РС-82 впервые применили в боевой обстановке. В ходе боев на Халхин-Голе пять И-16 использовали свои «эрэсы» против японских истребителей, немало удивив этим противника. А чуть позже, уже во время советско-финской войны, по наземным позициям финнов нанесли удары 6 бомбардировщиков СБ, вооруженных уже РС-132.
Результат был впечатляющими! Потому руководство начало торопить оборонщиков с созданием наземного варианта. У будущей «Катюши» были все шансы успеть на Зимнюю войну: основные проектные работы и испытания провели еще в 1938–1939 годах, но тогда результаты военных не удовлетворили — им требовалось более надежное, подвижное и простое в обращении оружие.
В общих же чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство №3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года. В числе его авторов значились сотрудники РНИИ Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.
Она серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938. Пусковая установка располагалась по продольной оси автомобиля, имела 8 балок, на каждой из которых размещалось по две направляющие для снарядов. Несложная арифметика дает предположить, что, таким образом, на одной установке всего было 16 реактивных снарядов. Да и сами снаряды были уже другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.
Собственно, в таком виде боевая машина и вышла на смотр новых образцов вооружения Красной армии, проходивший 15–17 июня 1941 года на полигоне в подмосковном Софрино. При том, реактивную артиллерию оставили «на закуску»: два образца этой боевой машины демонстрировали уже в последний день, 17 июня. Применили осколочно-фугасные реактивные снаряды. За действом этим наблюдали нарком обороны маршал Семен Тимошенко, начальник Генштаба генерал армии Георгий Жуков, начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик, его заместитель генерал Николай Воронов, а также нарком вооружений Дмитрий Устинов, и много других высокопоставленных военных. Можно только догадываться, какие эмоции обуревали их, когда они смотрели на стену огня и фонтаны земли, вздымающиеся на мишенном поле. Но судя по тому, что через 4 дня, 21 июня 1941 года, всего за несколько часов до начала войны, были подписаны документы о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 вместе с пусковой установкой, им весьма понравилось! Но и времени на раздумья не было… Официальное имя новинки - БМ-13, то есть «боевая машина — 13» (по индексу реактивного снаряда). Этот день и принято считать днем рождения «Катюши»!
Первый удар и боевое крещение
Производство развернулось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском заводе «Компрессор», а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение — особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флёрова — отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года.
В батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых, 7 специальных машин, 7 самих собственно БМ-13 на платформе Зис-6 и одна 152-мм гаубица, в роли пристрелочного орудия. Именно в таком составе флеровская батарея вошла в историю как первая в мире боевая часть реактивной артиллерии. Свой первый легендарный бой Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 открыли огонь по железнодорожной станции Орша: там необходимо было уничтожить скопившиеся эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, там же накапливалось подкрепление наступающих частей вермахта. Было решено одним ударом убить сразу двух «стратегических» зайцев.
За несколько секунд был выпущен полный боекомплект из 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг! На станции разразился ад! Он стал возможен благодаря главной способности БМ-13: выпускать массированный залп всего за 7-10 секунд. За это короткое время 16 осколочно-фугасных 132-мм ракеты, прилетающих в один квадрат с площадью от половины до одного гектара делали свое черное дело!
Площадь поражения зависела от рассеивания снарядов, которые тогда еще не отличались высокой точностью, а также от типа местности. На открытом пространстве площадь поражения была больше, чем в лесу или населенном пункте. Однако, это нивелировалось плотностью артиллерийского огня, потому что одновременный залп даже из одной установки позволял накрыть значительный кусок местности, оказывая массированное огневое воздействие. Что уж говорить про залп целого полка "Катюш" из 576 снарядов! Такой мог накрыть свыше 100 гектаров, уничтожая все на своем пути!
Те же, кто выживал после таких атак, долгое время пребывали в шоковом состоянии! Немалую роль в этом играл звук летящих реактивных снарядов "Катюши", который был очень характерным и ни на что до этого не похожим! В тоже время, внезапность и мощь огненного шквала вызывали панику и снижали боевой дух.
В общем, вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Аршы́ца — с тем же успехом. А через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи — лейтенантов Александра Куна и Николая Денисенко. Обе нанесли первые свои удары в последних числах июля тяжелого 1941 года. А уже с начала августа в Красной армии началось бурное формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии. Начался необратимый процесс, который перевернул всю военную науку, породив род войск без которого больше не проходила ни одна более-менее крупная война! Ведь Грады, Ураганы, Смерчи, Торнадо и т.д. берут свое начало именно отсюда!
Значение реактивно-ракетных
войск для Красной Армии
Действительно, в советском командовании очень быстро стали придавать реактивным минометам огромное значение! 4 августа 1941 из этих систем появился первый полк, который получил звание гвардейского раньше даже всех стрелковых частей. А 8 августа, четыре дня спустя, было утверждено штатное расписание полка реактивных установок: каждый состоял из трех или четырех дивизионов, а каждый дивизион — из трех батарей по четыре боевые машины. Той же директивой сразу предусматривалось формирование первых девяти полков реактивной артиллерии.
Также был создан отдельный наркомат минометного вооружения: единственный в СССР, занимавшийся только одним видом оружия и просуществовавший, к слову, до 17 февраля 1946 года! А тогда, 8 сентября 1941, вышло постановление Госкомитета по обороне, фактически превращающее реактивную минометную артиллерию в особый, привилегированный вид вооруженных сил. По сути, их тогда вывели из состава артиллерии, образовав отдельный род войск со своим собственным командованием, подчинявшимся лишь непосредственно Ставке Верховного главнокомандования!
Это ли всё не свидетельство того, какое огромное значение руководство страны придавало реактивным минометам?
Первым командующим гвардейскими минометными частями и соединениями стал военинженер 1-го ранга Василий АборенкОв — человек, чье имя, как вы помните, фигурировало в авторском свидетельстве на «ракетную автоустановку». Именно он сделал все, чтобы Красная армия получила новое, невиданное оружие.
После этого процесс формирования новых артиллерийских подразделений пошел полным ходом. Основной тактической единицей стал полк, состоящий из трех дивизионов реактивных установок М-8 или М-13, зенитного дивизиона, а также подразделений обслуживания. Всего в полку числились 1414 человек, 36 боевых машин БМ-13 или БМ-8, а из прочего вооружения им причиталось 12 зенитных пушек калибра 37 мм, 9 зенитных пулеметов ДШК и 18 ручных пулеметов, не считая ручного стрелкового оружия личного состава. Залп одного полка М-13 состоял из 576 реактивных снарядов — по 16 «эрэсов» у каждой машины, а полка реактивных установок М-8 — из 1296 реактивных снарядов, так как одна машина выпускала сразу 36 снарядов, правда поменьше, калибра 82 мм, выросших из тех самых РС-82…
Какое шасси было лучшим для БМ-13 «Катюша»?
«Катюша» устанавливалась на шасси самых разных машин — танков, тракторов, автомобилей. Однако гусеничный транспорт имел некоторые весомые недостатки — низкую скорость и высокий расход топлива. Страдала мобильность, да и асфальт при транспортировке основательно разрушался… Именно поэтому, в основном, их устанавливали на грузовые автомобили.
Первым носителем такой ракетной установки стал советский ЗИС-6, созданный на базе двухосного заднеприводного ЗИС-5. Новый четырехтонный грузовик имел колесную формулу 6х4 и отличную проходимость. Но «Катюш» на нем было выпущено относительно немного — в основном только в начале войны, когда она ещё была секретной. А затем в СССР стали активно поступать ленд-лизовские «Студебеккеры». Именно эти шестиосные американские тяжеловозы стали основными носителями М-13!
Дело в том, что Studebaker US6 — первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами! Учитывая привелигированное положение установок БМ-13, неудивительно, что было решено снабжать их лучшим из лучшего! Но это ни в коем случае не значит, что без Студебеккеров не было бы Катюши, как многие, наверняка, сейчас заверещат в комментариях! Это лишь шасси, а оно могло быть любым. И это никак не влияло на убойность самой установки! Просто сама платформа Студебеккера оказалась чуть лучше и современнее, ЗИСовской. И, опять же, подчеркивала статус этих войск.
Американский грузовик благодаря полному приводу мог похвастаться прекрасной проходимостью и грузоподъемностью, что выгодно отличало его от советских собратьев. По сравнению с «трехтонкой» ЗИС, Студебекер свободно перевозил на две тонны больше! И это при том, что американцы рекомендовали не грузить свыше двух с половиной тонн. Наши же так и послушали, по ходу дела выяснив, что американец в состоянии увезти намного больше. К тому же, автомобиль мог спокойно преодолевать небольшие речные броды, не боясь повредить жизненно важные детали, так как они располагались достаточно высоко.
В общем, автомобиль оказался настолько удачным, что некоторые грузовики исправно служили Союзу до 1980-х годов. И стали прообразом для других машин. Всего же, по ленд-лизу было поставлено около 200 тыс. Студебекеров US6. Так что на большинстве фотографий военного времени узнаётся именно его силуэт с угловатыми крыльями и круто наклонённым лобовым стеклом.
Однако, существовали модификации пусковых установок, размещенные и на других поступавших по ленд-лизу грузовиках. Например, двухосное шасси Chevrolet G7107...
А потому, на просторах бывшего СССР есть множество памятников «Катюше», однако далеко не все из них соответствуют историческим фактам. Например, существует такой на базе ЗИС-5, на который никогда не ставили эту установку, или даже на базе ЗИС-150 — машине, которую начали выпускать уже после войны. Конечно, это делалось исключительно с позиций патриотизма, поскольку «Студебекер» всегда был и оставался американцем. Тем не менее, этот автомобиль регулярно снимали в многочисленных советских фильмах про войну.
Какие аналоги были у БМ-13 «Катюша»?
В общем, подразделения из реактивных минометов, как на то и рассчитывали, стали грозной ударной силой, оказавшей существенное влияние на ход боевых действий. К маю 1945 на вооружении стояли боевые машины трех видов. Прежде всего это были сами «Катюши» — самые массовые установки подобного рода. С июля 1941 по декабрь 1944-го их выпустили 6844 экземпляра. Но у нее были также младший и старший брат.
Первый – это 82-миллиметровая БМ-8. Она ставилась на гораздо большее количество платформ. Благодаря небольшим габаритам и весу их удавалось монтировать на шасси легких танков Т-40 и Т-60. (БМ-8-24).
Также их ставили на железнодорожных платформах, бронекатерах и торпедных катерах и даже на дрезинах. А на Кавказском фронте их переделывали под стрельбу с земли, без самоходного шасси, которому было бы сложно развернуться в горах. Но, все же, основной модификацией для реактивных снарядов М-8 стала пусковая установка на шасси грузовика Форд Marmon-Herrington (БМ-8-48). С 1942 до конца 1944 их было выпущено 2086 штук: эти машины имели 24 балки, на которые устанавливались 48 реактивных снарядов М-8. Пока же не появилось иностранное шасси, аналогичные установки активно размещали на базе грузовика ГАЗ-ААА (БМ-8-36), трехосной модификации полуторки, которой я посвятил отдельный ролик на канале!
Последней и самой мощной модификацией «Катюши» стали гвардейские минометы БМ-31-12. Их история также началась в 1942 году, когда удалось сконструировать новый реактивный снаряд М-30, представлявший собой привычный М-13, но с новой боевой частью 300 мм калибра! Эта головная часть была очень крупной и массивной, содержала большой заряд взрывчатого вещества, около 28,9 кг, на фоне 5 кг у М-13! Поскольку менять реактивную составляющую снаряда не стали, получился своего рода «головастик». Из-за такого «мужского начала», видимо, его и прозвали славным именем «Андрюша».
Но по этой же причине, страдала аэродинамика, что сказывалось на дальности и точности. Залп мог достать лишь на расстояние от 2800 до 4000 метров… Это на фоне 8.5 км у «Катюши»! Т.е. дальность упала более чем вдвое! Но у БМ-13 существовала модификация снаряда М-13ДД (дальнего действия), разработанная позже, так вот она имела дальность стрельбы до 12 км! Т.е. это было оружием «дальней руки»! Думаю, не стоит объяснять плюсы этого….
Правда, чуть позже, в 1943м, и для «Андрюши» появился снаряд М-31 с удлинённой, более обтекаемой головной частью оживальной формы, диаметр которой был меньше калибра реактивной части. Это улучшило аэродинамику, но и он не летел далее 4.5 км! Масса же взрывчатого вещества была примерно такой же, как у М-30, около 30 кг. Тем не менее, именно под этот новый боеприпас к апрелю 1944 года была сконструирована пусковая установка БМ-31-12 на шасси трехосного все того же «Студебеккера». Их выпустили 1807 шт.!
Какими были иностранные современники БМ-13 «Катюша»?
В годы Великой Отечественной войны советская реактивная артиллерия не имела себе равных по другую сторону фронта. Несмотря на то что печально знаменитый немецкий реактивный миномет Nebelwerfer, носивший у советских солдат прозвища «Ишак» и «Ванюша», имел сопоставимую с «Катюшей» эффективность, он был значительно менее мобильным и имел в полтора раза меньшую дальность.
Достижения союзников СССР по антигитлеровской коалиции в области реактивной артиллерии были еще более скромными. Американская армия только в 1943 году приняла на вооружение 114-миллиметровые реактивные снаряды М8, для которых разработали три типа пусковых установок. Их Т27
больше всего напоминали «Катюши»: они монтировались на грузовиках повышенной проходимости и представляли собой два пакета из восьми направляющих каждый, установленные поперек продольной оси машины. Этим они, кстати, повторили первоначальную схему «Катюши», от которой советские инженеры отказались: поперечное расположение приводило к сильной раскачке машины в момент залпа, что катастрофически снижало кучность стрельбы. Существовал вариант Т23: тот же пакет из восьми направляющих устанавливаемый на шасси «Виллиса». А самым мощным был вариант Т34: 60 (!) направляющих, размещенных на корпусе танка «Шерман», прямо над башней, из-за чего наведение в горизонтальной плоскости производилось с помощью поворота всего танка.
В Великобритании с 1941 года стоял на вооружении пятидюймовый реактивный снаряд 5”UP. Для залповой стрельбы такими использовались 20-трубные корабельные пусковые установки или 30-трубные буксируемые колесные.
Но все эти системы были, по сути, лишь подобием советской реактивной артиллерии: догнать или превзойти «Катюшу» им не удалось ни по распространенности, ни по боевой эффективности, ни по масштабам производства, ни по известности.
Что принесла БМ-13 "Катюша" в военную отрасль?
В общем, главным фактором успеха «Катюши» была связка мобильности и огневой мощи. Это позволяло быстро развертываться и менять позиции после залпа, избегая ответного огня. Помимо этого, в «Катюше» соблюдались следующие важнейшие черты успешного оружия, среди них:
- Простота конструкции и массовое производство: Конструкция реактивных снарядов и пусковой установки была относительно простой, что позволило быстро наладить массовое производство в условиях военного времени на различных заводах.
- Дальность стрельбы: как я уже говорил, М-13 имели дальность полета до 8,5 километров, что позволяло поражать цели на значительном удалении от линии фронта. Позднее были разработаны еще более улучшенные снаряды. Например, М-13УК, с повышенной кучностью, и М-13ДД с увеличенной дальностью до 12 километров.
- Революция в применении полевой артиллерии: "Катюша" открыла собой целый класс успешных образцов реактивных систем залпового огня, РСЗО. До ее появления артиллерия вела огонь отдельными орудиями, и достижение высокой плотности огня требовало сосредоточения большого количества стволов. "Катюша" продемонстрировала эффективность совершенно нового подхода.
- Изменение тактики боя: Новый тип оружия повлек за собой и изменения в тактике боя. Массированные залпы "Катюши" позволяли быстро подавлять оборону противника, уничтожать живую силу и технику на больших площадях, расчищая путь для наступления пехоты и танков. Тогда это повлияло на науку общевойскового боя не меньше, чем сегодня это сделали ФПВ-дроны!
Легендарная система залпового огня БМ-13 "Катюша" стала «началом» всей мировой реактивной артиллерии! Концепция залпового огня после нее получила активнейшее развитие в послевоенный период в различных странах. Himars и М270, белорусские «Полонез», китайские PHL-16, и конечно же, русские Град, Ураган, Смерч и Торнадо – все это наследники той самой «Катюши»! БМ-13 до сих пор остается одним из самых узнаваемых и эффективных видов вооружения Второй мировой войны, став символом мощи и новаторства советской военной промышленности! Эта машина внесла огромнейший вклад в Победу, которой в этом году исполнилось 80 лет! И поэтому мы сегодня и вспомнили эту легенду! до очень скорой встречи в следующих выпусках!