Найти в Дзене
Homo mobilis

Балет "Баядерка". Акт Теней

Сегодня хочу подробно разобрать 3-й акт, «Царство теней» из балета «Баядерка» М. Петипа. Перед прочтением рекомендую освежить в памяти и посмотреть его. Ссылка на спектакль Мариинского театра. Итак, 3 акт состоит из 2 картин и начинается с того, что Солор безутешен и его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовёт заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном. Во второй картине перед Солором из мрака появляются тени мёртвых. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию среди них.  Несомненно, главные выразительные средства «Теней» - это сама хореография и композиция хореографической картины.  Сюита начинается с выхода кордебалета. «Тени» появляются как будто со скал, постепенно спускаются вниз. Танцовщицы появляются одна за одной, повторяется одна и та же танцевальная комбинация на протяжении всего выхода. Легкость танцовщицам придают легкие рукава, которые так же символизируют принадлежность девушек к царству теней. В. М. К

Сегодня хочу подробно разобрать 3-й акт, «Царство теней» из балета «Баядерка» М. Петипа. Перед прочтением рекомендую освежить в памяти и посмотреть его. Ссылка на спектакль Мариинского театра.

Итак, 3 акт состоит из 2 картин и начинается с того, что Солор безутешен и его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовёт заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном.

Во второй картине перед Солором из мрака появляются тени мёртвых. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию среди них. 

Несомненно, главные выразительные средства «Теней» - это сама хореография и композиция хореографической картины. 

Сюита начинается с выхода кордебалета. «Тени» появляются как будто со скал, постепенно спускаются вниз. Танцовщицы появляются одна за одной, повторяется одна и та же танцевальная комбинация на протяжении всего выхода. Легкость танцовщицам придают легкие рукава, которые так же символизируют принадлежность девушек к царству теней.

В. М. Красовская очень точно описывает этот момент: «Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица, повторяя начатый пластический мотив. В бесконечно повторяющемся движении арабеска развивалось мерное шествие теней, постепенно заполняя всю сцену. Образуя группы и линии, исполнительницы не нарушали симметричной правильности танца. Медленно разворачивалась на подъеме вверх нога, корпус сгибался вслед за откинутыми назад руками, утверждая в разных вариантах основной орнамент танца. Словно облака клубились у горных вершин».

Стоит отметить, что это antre (введение) происходит под медленную мелодию, и длится достаточно долго. Но оно не выглядит скучным и затянутым, а погружает зрителя в мир духов, неземных воздушных существ. Можно даже назвать эту часть медитативной.

Далее все тени (а их 32) выстраиваются в прямоугольник и продолжают синхронное движение. С появлением в музыке нот тревоги, волнения, добавляется па де буре. Потом снова появляется первая тема, и кордебалет снова двигается плавно. В конце меняется рисунок: танцовщицы выстраиваются в 2 линии по 12 человек по бокам сцены.

Появляются 3 солистки и исполняют «трио теней». Интересно, что кордебалет не статичен, а также участвует в действии.

Далее следует выход Солора, а затем и Никии. Начинается классическое па де де, состоящее из адажио, вариаций и коды. Во время па де де, кордебалет продолжает «аккомпанировать» солистам: фигуры снова меняются (линии-прямоугольники), но симметрия всегда сохраняется. На мой взгляд, интересный прием, когда кордебалет находится в партере. Это подчеркивает движения солистов.

Вариации трех солисток различны по темпам и характерам. Каждая солистка показывает свои технические возможности. Далее следует адажио с шарфом. Этот аксессуар подчеркивает легкость и невесомость балерины, а так же «связывает» Никию и Солора, хотя они находятся в разных мирах. Адажио перетекает в вариацию Никии. Это подчеркивает ее принадлежность уже не к миру живых, а к миру теней. 

Завершается все общей кодой. Снова кордебалет из 32 танцовщиц действует в унисон, сначала образуя прямоугольник как в самом начале, затем 2 линии, подчеркивая стремительные вращения балерины. В финале кордебалет образует 8 линий по 4 человека и таким рисунком переходит в партер, подчеркивая финальную позу солистов.

Таким образом, в третьем акте зритель в полной мере погружается в неведомый мир, чувствует легкость и невесомость танцовщиц-теней, которая подчеркивается не только выразительными танцевальными средствами, но и деталями костюма. Акт теней являет собой «чистый танец», это гимн возвышенным чувствам главных героев.