Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Казимир Малевич и его получашка

В XIX веке бытовало выражение «аппетитная чашка»: так называли большую чашку для тех, кто любил чай, «испытывал к нему аппетит». В 1920-х годах художник-авангардист Казимир Малевич придумал так называемую получашку. Почему «получашку»? Рассказываем. После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод национализировали. Отныне художественная работа по фарфору должна была служить делу агитации и пропаганды советского образа жизни, поэтому Государственный фарфоровый завод (позже он станет Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова) попал в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1923 году художественным руководителем завода стал историк искусства и музейный работник Николай Николаевич Пунин, который симпатизировал авангардистам. Так что воплощать новые идеи в новые же формы Пунин пригласил автора уже нашумевшего супрематистского «Черного квадрата» Казимира Малевича и его учеников – Николая Суетина и Илью Чашника. Но Малевича не интересовала функциональность предм

В XIX веке бытовало выражение «аппетитная чашка»: так называли большую чашку для тех, кто любил чай, «испытывал к нему аппетит». В 1920-х годах художник-авангардист Казимир Малевич придумал так называемую получашку. Почему «получашку»? Рассказываем.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод национализировали. Отныне художественная работа по фарфору должна была служить делу агитации и пропаганды советского образа жизни, поэтому Государственный фарфоровый завод (позже он станет Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова) попал в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1923 году художественным руководителем завода стал историк искусства и музейный работник Николай Николаевич Пунин, который симпатизировал авангардистам. Так что воплощать новые идеи в новые же формы Пунин пригласил автора уже нашумевшего супрематистского «Черного квадрата» Казимира Малевича и его учеников – Николая Суетина и Илью Чашника.

Но Малевича не интересовала функциональность предметов: верный идеям супрематизма он возводил в некий художественный абсолют форму, стремился освободить искусство от «предметной реальности и обыденности». «Предметы остались торговцам и хлопотливым хозяйкам, художественным ремесленникам... Нам же это основание не нужно, как и формы природы. Воля наша творить – выше, и цели ее другие», – провозглашал он.

Из созданного им в 1923 году чайника – странного, напоминающего по словам критиков паровоз – очень трудно было налить воду. Малевич отвечал: «Это не чайник, а идея чайника». Чашки же он выполнил в виде полусфер с квадратными ручками. Люди прикладываются к чашке с одной стороны, поэтому вторую нужно убрать за ненадобностью, объяснял художник. Позже Малевич будет рассказывать, как ругалась его жена, пытаясь зачерпнуть такой получашкой муку из мешка.

Созданные Малевичем чайник и две чашки были представлены публике в витрине завода на Невском проспекте, но в массовое производство они не пошли. В музеях же сохранились экземпляры, расписанные по эскизам Суэтина и Чашника.

В 1980-1990-е годы на Ленинградском фарфоровом заводе начали работы по воссозданию форм, придуманных Малевичем. В 1991 году появился первый качественный образец. И начиная с 2002 года, супрематический чайник Казимира Малевича вошел в ассортимент современного Императорского фарфорового завода.

Чайник и чашки Малевича из ассортимента современного Императорского фарфорового завода. Фото © Императорский фарфоровый завод
Чайник и чашки Малевича из ассортимента современного Императорского фарфорового завода. Фото © Императорский фарфоровый завод

«Получашка» Малевича с росписью по эскизу Суетина. © Государственный Русский музей
«Получашка» Малевича с росписью по эскизу Суетина. © Государственный Русский музей