Найти в Дзене
Однажды в мае

«Тонкая штучка»: привет из поздних 90-х

«Тонкая штучка» (1999), комедия. Учительница Юля напекла пирожков и ждёт подруг на девичник, но вместо них в дверь звонит незнакомый пьяный мужчина. Правда, быстро выясняется, что он не столько пьяный, сколько почти мёртвый. Милиция начинает своё расследование, бандиты во главе с братом незваного гостя – своё. Помните, как главный герой «Покровских ворот» удивлялся: «Пятидесятые годы, они уже скрылись за поворотом. Отшумели шестидесятые, семидесятые пролетели, восьмидесятые проросли…». Вот и девяностые скрылись, хотя, кажется, совсем недавно ещё были тут. Очень талантливое кино всегда вне времени, а обычное мухой в янтаре хранит приметы этого самого времени. «Тонкая штучка», будем честны, не шедевр киноискусства, зато припасло для нас множество забавных деталей быта. Комп в избушке «Штучку» снял режиссёр Александр Полынников («Берегите женщин», «Приморский бульвар») по повести набиравшей тогда популярность Татьяны Поляковой. Книгу я читала ещё в юности и помню, что она не совсем уж без
Юля, бандит и утюг. Кадр из открытых источников
Юля, бандит и утюг. Кадр из открытых источников

«Тонкая штучка» (1999), комедия. Учительница Юля напекла пирожков и ждёт подруг на девичник, но вместо них в дверь звонит незнакомый пьяный мужчина. Правда, быстро выясняется, что он не столько пьяный, сколько почти мёртвый. Милиция начинает своё расследование, бандиты во главе с братом незваного гостя – своё.

Помните, как главный герой «Покровских ворот» удивлялся: «Пятидесятые годы, они уже скрылись за поворотом. Отшумели шестидесятые, семидесятые пролетели, восьмидесятые проросли…». Вот и девяностые скрылись, хотя, кажется, совсем недавно ещё были тут. Очень талантливое кино всегда вне времени, а обычное мухой в янтаре хранит приметы этого самого времени. «Тонкая штучка», будем честны, не шедевр киноискусства, зато припасло для нас множество забавных деталей быта.

Комп в избушке

«Штучку» снял режиссёр Александр Полынников («Берегите женщин», «Приморский бульвар») по повести набиравшей тогда популярность Татьяны Поляковой. Книгу я читала ещё в юности и помню, что она не совсем уж безудержно весёлая – иронический детектив, но и печальных страниц там хватает. По сравнению с повестью фабулу фильма сильно упростили, урезали количество героев, сохранив хороший темп повествования, но, к сожалению, густо пересыпали не всегда удачными шутками и гэгами.

– А энурез – это заразное?
– Нервное.

Главная героиня в исполнении очаровательной Александры Захаровой – это такой гибрид: а) бесшабашных девиц, которые толпами бегают по ироническим детективам 90-х и, в свою очередь, во многом срисованы с Иоанны – альтер-эго Хмелевской, б) мадемуазель Алисы Постик из «Ищите женщину». Последняя – вплоть до прямого цитирования.

– Мой внутренний голос подсказывает мне…
– У тебя ещё и внутренний голос есть?

Но барышня получилась очень милой, забавной и непосредственной – хотя, как подсказывает нам название, она не так уж проста. А бандиты, конечно, абсолютно карикатурные. Печатка на мизинце, привычка сидеть «по-американски», устроив щиколотку одной ноги на колене другой, пальцы веером – в буквальном смысле, разноцветные пиджаки, фасонистая белая шляпа, запугивание горячим утюгом, покупка гранат на рынке – на излёте 90-х всё это ещё смешно, но уже слегка заветрилось. С той же полки – неуклюжие намёки на эротику и настойчиво голый бандитский торс.

Пишут, что снимался фильм в Ленинградской области. Кадр из открытых источников
Пишут, что снимался фильм в Ленинградской области. Кадр из открытых источников

Зато мелькающие в кадре сотовые и компьютеры – это прямо писк. Компьютерную тему обыгрывает эпизод, которого в книге нет: у деревенской бабки-знахарки в избушке с заспиртованными пауками и банными вениками под потолком есть и компьютер. Бабуля деловито цокает кнопками – и выдаёт болящему диагноз. Сегодня такая шутка попросту не сработает: за компьютеры давно уселись все, от мала до велика.

В чём пойти в ресторан

Самое интересное – это, конечно, платьица. Мода уже сделала круг, так что дамские наряды конца 90-х не выглядят нелепыми. И Юля, и героиня второго плана, певица Анжела (Алика Смехова), одеты вполне симпатично: клетчатая рубашка с джинсами, сарафан плюс футболка (помните, мы такое носили?), жакет, топ и свободные брюки, чёрное вечернее платье. А вот представления об уместности и неуместности («Я не могу в ресторан, я не одета!») уже изменились: в ресторан сегодня особо не наряжаются. Вульгарно, даром что фильм про бандитов, выглядит только девушка из отеля, но там и род занятий особый.

Чёрное платье и модная игра бильярд. Кадр из открытых источников
Чёрное платье и модная игра бильярд. Кадр из открытых источников

А ещё жилище Юлино вызвала у меня острый приступ ностальгии. Похожие тюлевые шторы и хрустальная вазочка были у моей бабушки, рисунок на обоях напомнил о квартире подруги. Странное время, когда советские вещи были вполне в ходу, но и новые интерьерные идеи уже пробили себе дорогу («Турки делают евроремонт. Где логика?»).

О сюжете и актёрской игре пусть напишет кто-нибудь другой, я и так уже много настрочила про платья и утюги. Играть в «Штучке», честно говоря, особо нечего, но на Александру Захарову, Игоря Бочкина, покойного ныне Илью Олейникова посмотреть приятно – вот, кстати, коротенький рассказ его героя про юность и завод, реплики типа «Споймались, голубчики» точно понравятся тем, кто скучает по «Городку».

Вор Матвеев по прозвищу Мотя и его ассистент. Кадр из открытых источников
Вор Матвеев по прозвищу Мотя и его ассистент. Кадр из открытых источников

А вы смотрели «Тонкую штучку»? Как вам?