Найти в Дзене
Финансовый клуб

Капиталам рисуют маршруты

Содержательный обзор мнений, прозвучавших на Investfunds Forum XVI, от Анатолия Вожова, заместителя Председателя Правления РосДорБанка и Председателя Правления Финансового клуба Участники конференции институциональных инвесторов Investfunds Forum XVI высказали несколько идей, что нужно сделать для выполнения поручения президента РФ по удвоению доли капитализации фондового рынка к ВВП к 2030 году. Кроме того, они дали ряд прогнозов по изменению ключевой ставки ЦБ РФ и курса доллара к рублю. Задачи для инфраструктуры Управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Борис Блохин уверен, что для повышения капитализации рынка нужно как можно больше первичных размещений акций. И торговая площадка, по его словам, делает для этого всё, что от неё зависит. «Прошлый год был практически рекордным на рынке акционерного капитала, мы увидели огромное количество сделок, мы увидели сотни тысяч инвесторов, которые участвовали в сделках IPO, — похвастался он. — Более триллиона рублей у нас

Содержательный обзор мнений, прозвучавших на Investfunds Forum XVI, от Анатолия Вожова, заместителя Председателя Правления РосДорБанка и Председателя Правления Финансового клуба

Участники конференции институциональных инвесторов Investfunds Forum XVI высказали несколько идей, что нужно сделать для выполнения поручения президента РФ по удвоению доли капитализации фондового рынка к ВВП к 2030 году.

Кроме того, они дали ряд прогнозов по изменению ключевой ставки ЦБ РФ и курса доллара к рублю.

Задачи для инфраструктуры

Управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Борис Блохин уверен, что для повышения капитализации рынка нужно как можно больше первичных размещений акций. И торговая площадка, по его словам, делает для этого всё, что от неё зависит. «Прошлый год был практически рекордным на рынке акционерного капитала, мы увидели огромное количество сделок, мы увидели сотни тысяч инвесторов, которые участвовали в сделках IPO, — похвастался он. — Более триллиона рублей у нас добавили в целом капитализации. Мы помним, что у нас есть поручение, огромная задача по повышению уровня капитализации к ВВП. Поэтому, безусловно, это всколыхнуло рынок. Любые сделки на рынке капитала всегда приводят и новых инвесторов, новые идеи, и запускают переоценку целых секторов. Мы очень рассчитываем, что в этом году эта тенденция продолжится. Сейчас мы фиксируем определенную паузу на рынке капитала акционерного, но хотелось бы отметить, что невзирая на то, что основной рынок, рынок IPO, сейчас находится на паузе, мы надеемся, что он скоро из неё выйдет. Рынок непубличного акционерного капитала развивается достаточно активно. Буквально в прошлой неделе была закрыта крупнейшая сделка в нашей стране на рынке пре-IPO. Эта сделка была на платформе MOEX Start. Компания «Цифровые привычки» привлекла 900 млн рублей. Мы рассчитываем, конечно, увидеть эту компанию уже в публичном статусе и рассчитываем, что количество таких сделок будет расти».

Представитель биржи также отметил, что она активно развивает внебиржевой рынок акций, участники которого в перспективе могут пополнить список IPO. «У нас есть сегмент внебиржевых сделок с центральным контрагентом, — рассказал он. — На текущий момент там 262 инструмента и совокупная капитализация этих компаний больше 2 трлн рублей. Это практически 4% капитализации в целом нашего рынка. Потом многие компании могут из этого сегмента перейти и в публичный рынок».

Павел Прасс, генеральный директор Специализированного депозитария «Инфинитум», напомнил про перспективу возвращения иностранных инвесторов на российский фондовый рынок и заверил, что компании, заведующие учётом прав на ценные бумаги, вовсю к этому готовятся.

«Регулятор призывает, и это в общем понятно: давайте работать над тем, чтобы иностранные инвестиции приходили в нашу экономику, в том числе в инструменты рынка коллективных инвестиций. Правительство и Минфин анонсируют, что сейчас будут предложены нормативные новые конструкции, которые новым деньгам, новым инвестициям дадут возможность заходить и выходить из российского рынка. Это как раз призвано привлечь иностранного инвестора. Инфраструктура в этом тоже будет участвовать, разумеется, но, понятно, нужны сначала нормативные изменения для того, чтобы такая возможность появилась», — указал он.

Вместе с тем Павел Прасс сделал акцент на необходимости инвестировать в надёжность фондовой инфраструктуры. «Мы все будем тем или иным образом задействованы в борьбе и реализации мероприятий, посвященных росту капитализации рынка, — предупредил он. — Я считаю, что один из существенных фокусов в инфраструктуре, это операционная эффективность, потому что переваривать все объёмы запросов клиентов, требований регулятора и усложнения регулирования — это требует очень высокой операционной эффективности. И здесь мы, конечно, всегда должны актуализироватсья, использовать в том числе новые технологии, искусственный интеллект, роботов. В той степени, в которой мы можем себе позволить. От инфраструктуры всегда ожидается надёжность, поэтому вынуждены инвестировать в кибербезопасность».

В свою очередь, Андрей Оснос, управляющий директор Совкомбанка, полагает, что одной инфраструктурой, какой би прекрасной она ни была, новые инвестиции не заманить.

«Мне очень понравилась то, что Московская биржа делает, — похвалил он. — Это огромный плюс, большие молодцы в сложившейся обстановке. Но это напоминает, знаете, вечеринку, когда накрыли стол, пригласили музыкантов, гостей пригласили, а никто не пришёл. Если посмотреть на структуру рынка, то я насчитал максимум девять триллионов в пенсионных фондах, в пенсионных сбережениях у нас на рынке, на счетах у брокеров ещё двенадцать триллионов, а при этом на счетах в банках, на депозитах, на текущих счетах шестьдесят триллионов, в пять раз больше, чем на счетах у брокеров. Здесь, мне кажется, нужно проводить большую работу по популяризации фондового рынка — акций, облигаций. Это могут быть и налоговые стимулы, и, возможно, необходимо объяснить людям, что это просто, что это не обман, это не что-то такое эфемерное. Это просто и доступно. И тут, конечно, фондовый рынок конкурирует не только с депозитами, но и с недвижимостью. У людей первая мысль, когда есть какое-то накопление, купить, а) машину, б) недвижимость. И затем уже думать про какие-то акции, облигации. К сожалению, у населения еще есть недавняя память, когда пенсионные сбережения советских граждан были обесценены, и этот страх до сих пор сохраняется». 

Тренды заданы

По оценкам участников конференции, текущее состояние экономики позволяет с уверенностью прогнозировать начало снижения ключевой ставки в ближайшие месяцы. По крайней мере, пока не поступят новые вводные.

«Безусловно, сейчас все внимание инвесторов приковано к ключевой ставке, — полагает Евгений Жорнист, руководитель дирекции по работе с инструментами с фиксированной доходностью УК «Альфа Капитал». — И, в общем, ни у кого нет сомнений, что она будет снижаться. Вопрос, когда это начнётся и как быстро пойдёт. Но именно жёсткая денежно-кредитная политика Центрального банка вместе с макропруденциальными мерами в совокупности создают денежно-кредитные условия, которые задают тренды. Во-первых, мы можем говорить о том, что в последнее время существенно растут сбережения, причём как физических, так и юридических лиц. Мы видим накопление денег во вкладах. И ещё один интересный момент, это взрывной рост фондов денежного рынка. 

Безусловно, жёсткие денежно-предельные условия привели к тому, что ставки по облигациям существенно выросли. Это говорит о том, что заимствования для компаний стали дороже. Мы можем говорить и о том, что ставки по кредитам существенно выросли, что абсолютно логично. А это, в свою очередь, приводит к тому, что мы видим появление дефолтов. Пока немного, но дефолты уже начали происходить. Причём самое настораживающее, это то, что мы видим дефолты в том числе и по государственным компаниям. Как полноценные дефолты, так и технические тоже происходят, что привлекает к себе особое внимание и вызывает особую настороженность.

Мы видим тренд на смену собственников в последнее время, принудительную, и это тоже тренд, о котором стоит думать и учитывать. И как результат всего этого мы можем говорить о том, что сейчас существенно растёт значимость кредитного анализа». 

По мнению эксперта, облигации сейчас выглядят интереснее вкладов. «Если ставки будут снижаться, то мы увидим снижение доходностей на рынке, — прогнозирует он. — Снижаться будут как государственные доходности, так и корпоративные. Соответственно, мы можем говорить о том, что при снижении ставки облигации будут выигрывать у вкладов. Цены там будут расти, а по вкладам ставки будут снижаться. И отсюда вытекает логичный тренд, что сейчас то огромное количество денег, которое находится в денежном рынке, это почти 2 трлн рублей, и то огромное количество денег, которое находится во вкладах, у физических лиц сейчас находится порядка 57 трлн рублей, вот эти деньги могут перетекать на финансовые рынки. И мы можем увидеть их в акциях и облигациях. Когда это будет происходить, мы можем увидеть и сужение спредов по корпоративным бумагам, которые сейчас излишне широки, на мой взгляд, по историческим меркам. И мы можем увидеть удлинение дюрации, причём как по новым выпускам, которые будут выходить на рынок, так и в портфелях инвесторов». 

Директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг видит ряд признаков того, что реальный сектор начал ощущать на себе давление высоких ставок. «Во-первых, за последние пару недель колоссальное количество советов директоров компаний рекомендовали не выплачивать дивиденды, — отмечает он. — То есть акционеры приняли решение не распределять прибыли, в общем-то, относительно неплохого прошлого года и оставить их в компаниях. Второй момент. Мы увидели, что ряд достаточно крупных имён, таких как «Гарант Инвест», оказались в сложной ситуации и сейчас вынуждены идти на сложную реструктуризацию. 

То, что сейчас реальный сектор демонстрирует — ряд компаний сильно сокращают инвестпрограммы, конечно, говорит о том, что уровень ставки такой, который заставляет бизнес изыскивать последние резервы. Наверное, это говорит о том, что, всё-таки, начало снижения ключевой ставки достаточно близко».

Сергей Алексеенков, заместитель председателя совета директоров ПАО «ЕвроТранс», несколько сгладил тревожные ожидания, заявив, что высокая ставка не так страшна для многих компаний, как принято думать. «С одной стороны, у нас вроде есть ставка, с другой стороны, у нас снизился курс доллара, — пустился в рассуждения он. — Закупки, которые идут из дружественных стран, из того же Китая значительно подешевели. И из них идет освобождение определенного количества ресурсов, которые позволяют компенсировать это негативное влияние ставки.

В настоящий момент ставка, что бы кто ни говорил, соответствует инфляционному процессу. Стабилизация и рост курса рубля приводят к тому, что ставка должна снижаться. Если ставка сохранится, это значит, что есть определённые инфляционные тенденции, и реальный сектор на этих инфляционных тенденциях будет зарабатывать».

Главный экономист банка «Синара» Сергей Коныгин считает, что и российскому бюджету высокий уровень ставок не очень-то вредит. «Важно понимать, что у Минфина есть остатки в банковском секторе, примерно от 8 до 12 триллионов рублей размещены, — сообщил он. — И Минфин в некотором роде захеджирован от высоких ставок, он также зарабатывает на остатках довольно приличные суммы, поэтому нельзя утверждать, что Минфин будет специально давить на Центральный банк, чтобы быстрее снизить ставку. Если мы предположим, что Центральный банк будет снижать ставку, на мой взгляд, это будет очень медленное косметическое движение, ну вот скажем, в июле на 1% и конца года до 18%.

Вызов для бюджетной системы

Основным вызовом для бюджетной системы Сергей Коныгин назвал сохранение низких цен на нефть и крепкого курса рубля на горизонте трёх лет. «Как вы помните, осенью прошлого года Минфин планировал довольно такой позитивный, оптимистичный сценарий, я бы сказал, — отметил он. — Это слабый рубль, высокие цены на нефть. Но, однако, в реальности все оказалось иначе, поэтому Минфину требуется адаптировать бюджетную систему к новым параметрам. Я думаю, что нас ждут еще некоторые сюрпризы, так скажем, творческий подход Минфина, поскольку мы уже видели новости, связанные с дивидендами ВТБ. И у Минфина непростая задача, прямо сказать, чтобы адаптировать бюджетную систему к сценарию низких цен на нефть. Идёт обсуждение, в том числе, возможного снижения цены отсечки по нефти. Но, честно говоря, история последних лет говорит о том, что Минфин очень активно наращивает расходы и при сценарии снижения цены отсечки. На мой взгляд, нас ждёт не снижение расходов, а наоборот, увеличение налогов, что будет компенсировать необходимость дополнительных трат в следующем году.

Я считаю, что в этом году очень важно следить за исполнением бюджета. До осени, если не произойдёт сюрпризов, и курс не выстрелит, как хочет Минфин, в район 95 и выше, то потребность в изменении параметра будет очень существенной. Поэтому инвесторы, портфельные управляющие, на мой взгляд, сейчас недооценивают вклад бюджетной политики в действия Центрального банка. Считают, что это статус-кво, как говорит нам Минфин, что всё в рамках структурного дефицита бюджета. Однако, если мы верим в сохранение более крепкого курса, у Центрального банка желание снижать ставку будет ниже.

Валерий Вайсберг придерживается более традиционной точки зрения: что крепкий курс рубля — это позитивный фактор с точки зрения борьбы с инфляцией и он может способствовать ускорению снижения ставки Банком России. 

«Если ставка даже спустится до 18, предположим, всё равно относительно инфляции она будет достаточно жёсткая, она будет негативно влиять на спрос, она будет всё-таки подавлять инфляцию, — говорит он. — Тогда текущий уровень курса, в районе 80, может быть вполне устойчивым. Он может находиться на этом уровне значительную часть этого года. Хотя наш прогноз, что всё-таки курс начнёт постепенно слабеть.

Я думаю, что в ближайший квартал, даже может быть больше, мы будем видеть очень крепкий рубль, и постепенно это будет провоцировать выход оставшихся инвесторов из валютных активов. Они будут перекладываться в рубли, пока есть такая возможность».