Найти в Дзене
Михаил Марков

Фряново

Хочу поделиться впечатлениями от очередной поездки по интересным – как мне кажется – местам. В этот раз главной целью поездки было Фряново с его музеем-усадьбой, и немного окрестностей Фряново. Фряново расположено на северо-востоке Подмосковья, это поселок городского типа в Щелковском районе, он довольно разбросанный по площади – я так думаю, современное Фряново поглотило несколько окрестных сел и деревень. Может быть, там где-то и есть какая-то многоквартирная застройка, но я не видел, один только частный сектор, и можно сказать, что это такое очень большое село.

В этой части Подмосковья есть несколько городов или поселений с похожими названиями – Фрязино, Фрязево… Когда-то здесь московские великие князья выделяли земли иностранцам, «фряжским гостям», или фрязинам. Генуэзцам, например… Так здесь зарождались промыслы, такие, как шелкоткачество. Шелк дал свое имя и поселению Щелково, ныне районному центру. При Иване III фрязинов стали отселять подальше, а промыслы сохранялись. Фряново своей главной достопримечательностью, одноименной усадьбой, обязано семейству Лазаревых – сначала купцов и промышленников, со временем получившим дворянство. Про Лазаревых пишут, что изначально это была армянская семья выходцев из Персии, но фамилия больше подходит горским или бухарским евреям.

Кем бы они ни были изначально, важно то, что они делали и что от них сохранилось. А сохранилась великолепная церковь Иоанна Предтечи конца XVIII века, и усадьба с парком, но уже первой половины века XIX, все в духе классицизма. Каменная церковь – побогаче и посолиднее, усадьба – не сказать, чтоб простая, но рядом с церковью смотрится несколько попроще. Усадьба в два этажа, с флигелями, деревянная, и сам факт ее сохранности – уже великое чудо. Еще двадцать лет назад в здании усадьбы находилась местная школа, а сейчас там отделение Щелковского историко-художественного музея.

Вот с посещением музея оказалась накладка. Ссылка с Яндекс-карты ведет на общий сайт Щелковского музея, и найти там информацию о работе именно Фряновского отделения у меня не получилось. Оказалось, что в эту субботу в парке и усадьба проходит праздник, фестиваль, с музыкальным конкурсом, и все сотрудники музея задействованы в проведении этого конкурса. Так что в музей не я попал. Но что потерял на одном, выиграл на другом, и кто знает, возможно, выиграл гораздо больше. Музей мог и разочаровать, такое часто бывает с недавно созданными музеями. А вот шанс прогуляться по парку под живое высококлассное исполнение русских романсов выпадает нечасто. Так, возможно, гуляли господа в XIX веке )))

В это же время в парке готовились участники фольклорной части конкурса, и это стало самым замечательным и лучшим событием этой поездки. Сначала, отойдя от сцены с вокалистами вглубь парка, я послушал, точнее подслушал, как распевается, поёт «для себя» фольклорный коллектив из Подольска. А потом захотел сфотографировать этих замечательных женщин поближе, и мы познакомились. Какая у них потрясающая положительная энергетика! Не знаю, они такими родились, и потому пришли в народное пение, или это пение их таким сделало, но находится рядом с ними - один сплошной позитив! Какие лица, как сияют глаза, какие потрясающие костюмы – и ничего, рассчитанного на внешний блеск и сценическую эффектность! Коллектив не чисто женский, у них есть и один замечательный мужчина, которого они просто окружают волной обожания )) Я обещал им выложить их фотографии, что и делаю с огромным удовольствием – девчата (и парни), вы лучшие!!!

Кроме усадьбы Фряново, хотел заехать в село Рязанцы в нескольких километрах от Фряново. Село считается «алябьевским» местом, в нем находилась усадьба зятя Александра Алябьева (не сохранилась) и церковь, в которой венчался великий композитор (сохранилась).

Александр Алябьев – трагическая фигура, судьба с ним обошлась очень круто. Но с другой стороны – он реализовал свой талант, оставив после себя прекрасные романсы, а «Соловей» - просто его билет в бессмертие. Может быть, я заблуждаюсь, но по-моему, в этому году исполняется 200 лет этому мировому шедевру! Романс популярен во всем мире, его вставляли другие авторы в свои произведения как вставной номер, его пели, поют и будут петь! Единственное, что меня огорчает, что помешанные на аутентичности исполнения европейцы упорно не хотят петь «Соловья» на русском, а все поют какого-то «Найхтигаля». Хотя неплохо поют, буду объективен. Все исполнения этого романс отследить невозможно, но одно из самых лучших, на мой взгляд - ныне, увы, покойной чешкой Эдитой Груберовой, «королевой колоратуры».

Алябьев был подполковником в отставке, известным автором романсов, вел богатую и беззаботную светскую жизнь до своих 33 лет. 1825 год перемолол его жизнь, разделил на до и после – и восстание декабристов тут не причем. Во время пирушки у себя дома, как водится с картами, между его гостями случился некоторый картёжно-финансовый инцидент. Сам Алябьев участия в игре не принимал… Один из виновников инцидента ушел домой, скажем так, помятый, а на следующий день скончался от апоплексического удара у себя дома. Алябьева, как хозяина, обвинили в убийстве, и посадили в крепость на время следствия. Накануне ареста Алябьев, еще не ведающий о тучах, сгустившихся над его головой, познакомился с Екатериной Римской-Корсаковой… Через двадцать лет, успев за этой время выйти замуж и овдоветь, она выйдет замуж за любившего ее все эти годы Алябьева, и венчаться они будут в церкви в подмосковных Рязанцах.

Следствие не нашло вины Алябьева, но контролировавший полицию судья не удовлетворился такими выводами и инициировал продолжение следствия. Судьей этим был лицейский друг Пушкина Иван Пущин. А другой лицейский друг Пушкина, Антон Дельвиг –автор текста знаменитого «Соловья», написанного как раз в заточении в крепости. Так по-разному проявили себя в этой судьбе друзья-лицеисты… Сестра композитора добилась того, что композитору в камеру поставили фортепьяно. К концу 1825 года Пущин сам оказался в крепости, как участник восстания, но делу Алябьева это не помогло. Новый царь, прозванный впоследствии в народе Палкиным, посчитал правильным наказать Алябьева за слишком веселую жизнь. Его лишили наград, звания и состояния, подвергли гражданской казни и сослали в Тобольск. После ссылки ему запрещено было бывать в публичных местах. Потому и венчался он в имении своей сестры и зятя, в дальнем Подмосковье. Судьба отмерила ему еще 10 лет жизни с любимой женой.

Село Рязанцы произвело на меня очень приятное впечатление – по крайней мере, та часть, что я видел, а именно улочка, ведущая к церкви. Чувствуется, что люди заботятся о том, как выглядит место, в котором они живут. Да и само место к этому располагает. Живописный овраг, в котором, похоже, когда-то господа запрудили ручей и превратили в пруд, отделяет церковь от старого парка, где, похоже, и была усадьба. Сельская администрация занимает здание странного вида – думаю, что-то из сохранившихся хозяйственных построек усадьбы, все, что дошло до нас. Перед администрацией, в окружении вековых лип, установлен скромный памятник композитору. А вокруг гремят соловьи, даже днем. Сейчас они, конечно, везде поют, но тут это звучит по-особенному. Если выберетесь во Фряново, то не доехать несколько километров до Рязанцев просто грешно. На дорогу потратите минут десять, а удовольствия получите немеряно!

На обратной дороге снова остановился во Фряново – изменилась погода и проглянуло солнце. Сделал несколько фотографий парка и усадьбы с другим светом )))

Спасибо за внимание!