Найти в Дзене
АвиаОбоз

Подлинная история поисков Трампом нового президентского самолёта

Катар безуспешно пытался продать роскошный самолёт в течение многих лет. Затем на него обратила внимание команда президента Дональда Трампа. Президент Трамп хотел быстро решить проблему с его президентским самолётом. В 2018 году США подписали контракт на $3,9 млрд с компанией Boeing на поставку двух самолётов для использования в качестве Air Force One - Борта №1, но из-за ряда задержек работа будет завершена намного позже установленного срока поставки в 2024 году, возможно, уже после второго срока президента Трампа. Теперь Трампу приходилось летать на тех же старых самолётах, которые перевозили Джорджа Буша-старшего 35 лет назад. Это проект не просто ради тщеславия. Эти самолёты, которые больше не производятся, требуют тщательного обслуживания и чиновники от обеих партий уже более десяти лет настаивали на их замене. Однако Трамп хотел получить новый самолёт ещё до того, как покинет свой пост. Но как? «Мы — Соединённые Штаты Америки, — сказал в недавно Трамп. — Я считаю, что у нас долже

Катар безуспешно пытался продать роскошный самолёт в течение многих лет. Затем на него обратила внимание команда президента Дональда Трампа.

Boeing 747-8 из Катара в аэропорту Палм-Бич во Флориде после того, как президент Трамп осмотрел самолёт в феврале. Фото: Эла Драго для The New York Times
Boeing 747-8 из Катара в аэропорту Палм-Бич во Флориде после того, как президент Трамп осмотрел самолёт в феврале. Фото: Эла Драго для The New York Times

Президент Трамп хотел быстро решить проблему с его президентским самолётом.

В 2018 году США подписали контракт на $3,9 млрд с компанией Boeing на поставку двух самолётов для использования в качестве Air Force One - Борта №1, но из-за ряда задержек работа будет завершена намного позже установленного срока поставки в 2024 году, возможно, уже после второго срока президента Трампа.

Теперь Трампу приходилось летать на тех же старых самолётах, которые перевозили Джорджа Буша-старшего 35 лет назад. Это проект не просто ради тщеславия. Эти самолёты, которые больше не производятся, требуют тщательного обслуживания и чиновники от обеих партий уже более десяти лет настаивали на их замене.

Однако Трамп хотел получить новый самолёт ещё до того, как покинет свой пост. Но как?

«Мы — Соединённые Штаты Америки, — сказал в недавно Трамп. — Я считаю, что у нас должен быть самый лучший самолёт».

История о том, как администрация Трампа решила принять бесплатный роскошный Boeing 747-8 из Катара в качестве Air Force One, включала в себя недели секретных контактов между Вашингтоном и Дохой. Пентагон и военное ведомство Белого дома приступили к действиям, а ключевую роль сыграл представитель Трампа на Ближнем Востоке Стивен Уиткофф.

Вскоре после вступления Трампа в должность военные чиновники начали обсуждать, как США могли бы купить временный самолёт для Трампа. Но 11 мая, когда президент объявил в социальных сетях, что Катар предоставит Соединённым Штатам самолёт, он подчеркнул, что это «бесплатный подарок».

Возникают вопросы, насколько целесообразной с финансовой точки зрения будет ещё не подписанная сделка, учитывая затраты на переоборудование самолёта для использования президентом и его эксплуатацию в долгосрочной перспективе, а также о том, сможет ли Трамп использовать самолёт до конца своего второго срока.

Возникшие в связи с этим разногласия также вызвали осуждение как демократов, так и республиканцев, а также юристов по этике, которые заявили, что это выглядит либо как получение подарка самим Трампом, либо как попытка катарцев добиться особого расположения администрации.

И до сих пор неясно, как именно план, который, по первоначальным предположениям чиновников Пентагона и других представителей администрации, предполагал покупку самолёта у Катара, вдруг превратился в подарок от ближневосточной страны.

Катар отрицает, что у него есть намерения использовать эту сделку в рамках кампании по оказанию влияния, а Дональд Трамп заявил, что не будет пользоваться самолётом после ухода с поста. О некоторых аспектах сделки по приобретению самолёта ранее сообщало издание CNN.

Президент Трамп спускается по трапу самолёта Air Force One. «Я считаю, что у нас должен быть самый впечатляющий самолёт», — сказал в начале мая Трамп. Фото: Эрик Ли/The New York Times
Президент Трамп спускается по трапу самолёта Air Force One. «Я считаю, что у нас должен быть самый впечатляющий самолёт», — сказал в начале мая Трамп. Фото: Эрик Ли/The New York Times

В интервью с несколькими специалистами, участвовавшими в поиске самолёта на замену или получившими информацию о нём, говорится, что всё началось с того, что военное ведомство, которое курирует президентские поездки, совместно с Boeing и Министерством обороны составило список всех В747 последних моделей на рынке с компоновкой бизнес-джета, которые можно было бы быстро переоборудовать в президентский самолёт.

В мире нашлось всего 8 самолётов, которые соответствовали требованиям, включая роскошный экземпляр, который Катар безуспешно пытался продать в течение нескольких лет.

В информации о самолете рекламировалась именно та роскошь, которую предпочитает Трамп. В спальне были «мягкие ткани высочайшего качества», в салонах «изысканные кожа и деревянная отделка», а также «роскошная» ванная комната, которая «почти произведение искусства».

Эмир Катара подарил Турции такой же самолет в 2018 году в знак поддержки президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Эрдоган поддержал Доху, когда непримиримые соперники страны в регионе разорвали дипломатические и транспортные связи с Катаром, фактически изолировав его.

Но этот второй В747 всё ещё был доступен для продажи.

Стивен Уиткофф, старый друг Трампа по работе в сфере недвижимости в Нью-Йорке, хорошо знал катарцев. Государственный инвестиционный фонд страны выручил его в 2023 году, когда сорвалась сделка по продаже недвижимости на Саут-Сентрал-Парк.

Поэтому мистер Уиткофф связался с катарцами, чтобы спросить о самолёте.

Любовь с первого взгляда

К середине февраля Катар согласился отправить самолёт во Флориду, когда Трамп будет в своём поместье Мар-а-Лаго и сможет лично увидеть самолёт.

Согласно записям отслеживания В747 прибыл утром 15 февраля после беспосадочного перелета из Дохи в Уэст-Палм-Бич, рейсов. Трамп покинул свой клуб, чтобы совершить короткую поездку в аэропорт, чтобы взглянуть на самолет, которым когда-то пользовалась королевская семья Катара.

«Каждая поверхность и деталь в этом произведении искусства отражают роскошный дизайн, — говорится в рекламной брошюре. — Для отделки интерьера использовались специалисты высочайшего уровня».

Документы, полученные The New York Times, содержат маркетинговые материалы по самолёту, который правительство Катара безуспешно пыталось продать в течение многих лет.
Документы, полученные The New York Times, содержат маркетинговые материалы по самолёту, который правительство Катара безуспешно пыталось продать в течение многих лет.

На верхней палубе есть гостиная и центр связи, а главная спальня может быть «переоборудована в полноценную медицинскую палату для с подачей кислорода». Для персонала предусмотрена секция «бизнес-класса» с 12 полностью откидывающимися креслами.

«Это огромное чудовище», — сказал в интервью Марк Фоулкрод, аэрокосмический инженер, который в какой-то момент пытался помочь Катару продать самолёт. «Boeing создал отличный самолёт, и это классика, когда речь идёт о VIP-версии», — сказал Фоулкрод, владеющий консалтинговой фирмой, которая помогает состоятельным клиентам и президентам государств покупать самолёты.

Но у таких самолётов ограниченное количество покупателей. «Возможно, вы найдёте того единственного с гипертрофированным эго, который захочет купить такое и разъезжать на нём», — сказал Фоулкрод.

Крупные авиакомпании не были заинтересованы в покупке этого самолёта, потому что он не приспособлен для коммерческого использования. А В747 в наши дни менее популярны даже среди глав государств. У этих самолётов 4 двигателя, и их обслуживание и эксплуатация обходятся дорого. Со временем будет сложнее и с запчастями, потому что эти самолёты больше не производятся.

Сборка последнего Boeing 747 в Эверетте в 2022 году. С прекращением их производства со временем будет сложнее получать запчасти. Фото: Джовелл Тамайо для The New York Times
Сборка последнего Boeing 747 в Эверетте в 2022 году. С прекращением их производства со временем будет сложнее получать запчасти. Фото: Джовелл Тамайо для The New York Times

Даже перелёт в США, чтобы Трамп мог попинать шины, обошёлся бы в кругленькую сумму. По данным одного отраслевого журнала, стоимость эксплуатации такого самолёта составляет примерно $25 тыс. в час. Почасовая стоимость аренды такого самолёта ещё выше — около $35 тыс. Это означает, что перелёт из Дохи во Флориду и обратно, который занимает около 30 часов, мог бы обойтись в $1 млн.

В то время Белый дом предположил, что поездка Трампа к катарскому самолёту была направлена на то, чтобы оказать давление на Boeing и ускорить работу над новыми президентскими бортами.

После того как мистер Трамп увидел самолёт, стало ясно - это любовь с первого взгляда.

Возвращаясь в Вашингтон на одном из существующих самолётов В747 Air Force One, он восхищался интерьерами катарского самолёта и говорил о нём так, словно его приобретение для было решённым делом. Его союзники в Белом доме полагали, что достаточно перекрасить самолёт и сделать несколько других быстрых обновлений, и он будет готов к полётам мистера Трампа уже через год.

Разговоры о его приобретении усилились.

Самолёты Boeing, за которые США уже заплатили, отошли на второй план для Белого дома. Илону Маску было поручено ускорить их производство, но представители ВВС прогнозировали, что первый из двух новых самолётов будет готов для Трампа не раньше 2027 года.

Представители Катара пытались продать свой В747 как минимум с 2020 года. По оценкам Фолкрода самолёт, поставленный компанией Boeing в 2012 году, в его нынешнем состоянии стоит от $150 до $180 млн.

Но оказалось, что Катар всё-таки не будет продавать самолёт.

«Подарок, бесплатный»

К тому времени, когда 15 февраля Трамп осматривал самолёт, обсуждения того, как его приобрести, изменились. Старшие помощники Трампа перешли от разговоров о продаже самолёта к разговорам о пожертвовании.

Это стало неожиданностью для представителей ВВС. По словам представителей Пентагона, ВВС ни в коем случае не предлагали передать самолёт в дар.

Стивен Уиткофф, представитель Трампа на Ближнем Востоке, имеет тесные связи с Катаром. Фото: Маанси Шривастава для The New York Times
Стивен Уиткофф, представитель Трампа на Ближнем Востоке, имеет тесные связи с Катаром. Фото: Маанси Шривастава для The New York Times

Один высокопоставленный чиновник из администрации сообщил нашему изданию, что Катар рассматривал возможность потенциального подарка или, по крайней мере, что катарские чиновники были «не против» безвозмездной передачи средств от правительства к правительству, когда об этом зашла речь. Второй чиновник сказал, что Уиткофф, например, всегда считал, что эта сделка будет пожертвованием.

Другой чиновник сказал, что катарские власти сами предложили идею пожертвования, но Катар отказался давать комментарии по этому поводу. У некоторых представителей администрации была простая реакция: если Катар готов сделать это в качестве подарка, то почему США не могут его принять?

Другие чиновники и юристы пришли к выводу, что пожертвование будет проще и быстрее оформить, чем продажу.

По словам человека, знакомого с хронологией событий, у правительственных чиновников в Катаре, которые давно хотели избавиться от самолета, была другая версия последовательности событий.

Они были готовы отправить самолёт во Флориду, чтобы Дональд Трамп смог совершить личную поездку. Но ожидалось, что самолёт будет продан Соединённым Штатам, а не предложен в качестве подарка.

Очевидно, что связи между США и Катаром уже сейчас чрезвычайно тесные, во многом благодаря большой авиабазе, откуда Соединённые Штаты проводят операции на Ближнем Востоке. И эти отношения предполагают крупные расходы с обеих сторон.

Только с 2003 года согласно оценкам Госдепартамента Катар вложил более $8 млрд в строительство авиабазы Аль-Удейд для использования Соединёнными Штатами. «Эти вложения необходимы для поддержки военных операций США по всему региону», — говорится в отчёте Госдепартамента, опубликованном в начале текущего года.

Катар был готов потратить столько средств на поддержку военной базы США на своей территории отчасти потому, что американское присутствие помогает держать на расстоянии соперников Катара, в том числе Саудовскую Аравию, заявили представители вооружённых сил Соединенных Штатов. На самом деле, во время визита Трампа в Катар в этом месяце он объявил, что Катар готовится потратить ещё $10 млрд на авиабазу.

Трамп выступает на авиабазе Аль-Удейд в Дохе, Катар, на прошлой неделе. Фото: Дуг Миллс/The New York Times
Трамп выступает на авиабазе Аль-Удейд в Дохе, Катар, на прошлой неделе. Фото: Дуг Миллс/The New York Times

У мистера Уиткоффа также есть прочные личные связи с королевством Персидского залива, которые насчитывают несколько лет. Помимо финансовой помощи со стороны суверенного фонда Катара, премьер-министр Катара Мохаммед бин Абдулрахман Аль Тани присутствовал на свадьбе одного из сыновей Уиткоффа.

«У меня с ним личные отношения», — сказал шейх Мохаммед в интервью Такеру Карлсону в этом году, когда шли переговоры о самолёте.

Этические и практические сложности

Первые сообщения о том, что Катар собирается подарить самолёт, вызвали возмущение. Этот самолёт станет одним из крупнейших иностранных подарков, когда-либо полученных правительством США, для использования конкретным человеком, без необходимости получать одобрение Конгресса.

Законодатели-демократы и группы, выступающие за прозрачное управление, выразили возмущение по поводу существенных этических проблем, связанных с этим планом. Трамп настаивал на том, что запланированное пожертвование было не личным подарком ему, а подарком Министерству обороны США, и что после его ухода с поста оно будет передано его президентской библиотеке.

Трамп сослался на тот факт, что в библиотеке президента Рональда Рейгана была выставлена выведенная из эксплуатации более старая модель президентского самолёта, как на прецедент для своего фонда, который может получить во владение действующий самолёт. По его словам, после ухода с поста он не будет использовать этот самолёт в качестве личного.

В ответ на запрос о комментарии представитель правительства Катара, говоривший на условиях анонимности в соответствии с протоколом, заявил, что решение о передаче самолёта Соединенным Штатам ещё не принято и что юридические службы министерств обороны Катара и США всё ещё рассматривают этот вопрос.

Однако конкретные условия планируемой сделки не были обнародованы, и возможность того, что библиотека Трампа получит во владение самолёт, остаётся неясной. И этические вопросы — не единственное затруднение.

Даже если условия передачи будут окончательно согласованы, нынешние и бывшие представители ВВС, отвечающие за закупки, предупреждают, что подготовить катарский самолёт к использованию президентом будет непросто.

Компания Boeing уже потратила пять лет на то, чтобы превратить стандартные В747, закупленные Пентагоном, в Air Force One с улучшенными коммуникационными возможностями, системами противоракетной обороны и другими мерами защиты от электромагнитного импульса, который может быть вызван ядерной бомбой.

Десятки мелких трещин в корпусе самолётов — которые обычно встречаются в В747-8, как и в катарском самолёте, — также были выявлены и отремонтированы.

Трамп в своем кабинете на борту президентского самолета в этом году. Фото: Пит Марович для The New York Times
Трамп в своем кабинете на борту президентского самолета в этом году. Фото: Пит Марович для The New York Times

У катарского самолёта роскошный интерьер. Но потребуется много работы, чтобы подготовить его к использованию в качестве настоящего президентского самолёта — в том числе избавиться от любых скрытых электронных подслушивающих устройств и добавить современное коммуникационное оборудование и системы для защиты самолёта от ракетных атак и других угроз. И даже если самолёт будет подарен, стоимость такой модернизации, по словам нынешних и бывших сотрудников Пентагона, будет огромной - не менее $1 млрд.

Фоулкрод сказал, что подготовка нового самолёта к использованию президентом США займёт годы, что сводит на нет все шансы на то, что Трамп будет использовать его после 2027 года.

«Это смешно», — сказал Фоулкрод о предположении, что катарский самолёт может стать быстрым решением проблемы, добавив, что существующие проекты Boeing, вероятно, можно было бы ускорить. «Это более выгодное вложение средств, чем попытка взять чей-то самолёт и превратить его в президентский. В этом нет смысла».

Согласно фото самолёта и записям о рейсе, которые изучило наше издание, катарский самолёт в настоящее время находится в Сан-Антонио.

Конгресс не одобрил никаких новых ассигнований на работы по самолёту, его обслуживание и обеспечение экипажа. Конгресс обязательно тщательно изучит любую сделку, заключённую с Катаром.

Представители Белого дома заявили, что рассматривают возможность найма военного подрядчика L3Harris для выполнения работ, необходимых катарскому самолёту, хотя источник финансирования этих работ или даже их общая стоимость не разглашаются.

Трамп также мог бы отказаться от требований по установке на самолёт передовых систем безопасности, хотя бывшие сотрудники Пентагона заявили, что это было бы ошибкой, поскольку самолёт является важной частью обороны страны в военное время.

Премьер-министр Катара Шейх Мохаммед, в последние дни отстаивал этот шаг, называя его обычной передачей средств от правительства к правительству, не отличающейся от военной помощи, которую две страны оказывают друг другу.

На прошлой неделе на конференции в Дохе он отверг идею о том, что это была взятка или попытка купить влияние, назвав это «нормальным явлением, которое происходит между союзниками» и основано на «институциональных отношениях» между двумя странами.

Шейх Мохаммед также предположил, что критика этого предложения основана на «традиционном представлении о Катаре как о маленькой арабской стране», которая «не может найти свой путь, не покупая его за деньги».

Эндрю Хантер, который до января занимал должность помощника министра ВВС, курировавшего проект Air Force One, сказал, что после приобретения самолёта — в качестве подарка или за деньги — это повлечёт за собой значительные дополнительные расходы для правительства.

Только оплата экипажа Air Force One обходится более чем в $37 млн в год, а общие годовые эксплуатационные расходы составляют $134 млн в год, как показывают документы Пентагона.

«Никто, кроме государства не может позволить себе эксплуатировать этот самолёт, — сказал Хантер. — Он безумно дорогой».

Air Force One пролетает над полем для гольфа в Бостоне в прошлом году. Фото: Хайюнь Цзян для The New York Times
Air Force One пролетает над полем для гольфа в Бостоне в прошлом году. Фото: Хайюнь Цзян для The New York Times

Источник: The New York Times

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале