📍 1200 км за три дня, броды, снег, только хардкор и ни одного туриста на сложных участках.
Иногда достаточно трёх дней, чтобы прожить целый маршрут внутри себя.
Я выехал на своём Voge 300 Rally, полностью укомплектованный для автономки:
⛺ палатка, коврик, спальник, всё для кемпинга
🥣 немного еды, воды и личных вещей
⛽ запаски (канистры) с бензином и водой
План был простой: обнулиться, проехать знакомыми местами в обратную сторону, добраться до Эльбруса через Гумбаши и максимально впитать горы.
Получилось. Даже больше.
🗓 День 1: Краснодар — Аксаутское ущелье
С утра — заезд в сервис, замена масла, обед у товарища в Майкопе.
Дальше — до конца асфальта в Аксаутском ущелье и ещё 13 км по грунту.
Нашёл идеальную поляну у реки, скрытую от дороги. Поставил палатку. Никого. Только шум речки и вечер.
🌌 Звёзды как в детстве.
Это и есть та самая точка, когда обнуляется всё лишнее.
🗓 День 2: Гумбаши, Джилы-Су, снег и подъём на Бермамыт снизу
С утра солнце, бодрящий "заплыв" в реке.
Завтрак — и в путь “по памяти”. Маршруты знакомы, но теперь — в обратную сторону.
А в горах, как известно, одна дорога туда и обратно — это две разных дороги.
А если ещё и промахнуться — то все три.
🎧 Музыка в шлеме, заправка в Карачаевске, подъём на перевал Гумбаши по асфальту, съезд на грунтовку в сторону разрушенного сырзавода Бечасын.
Навигатор особо не смотрю — кайфую от движения.
Еду чётко на Эльбрус — он всё ближе с каждым километром. Бермамыт слева. Погода супер: видно всё, небольшие облака.
Встречаю чабанов, стада — лошади, овцы, коровы.
Потом замечаю: Эльбрус стал чуть сбоку. Я уехал далеко и уже Эльбрус слева.
Навигатор предлагает веломаршрут до ДжылыСу - по прямой так совсем рядом — он дикий, дорога особо не просматривается, следов нет.
Доезжаю до первых "сложных участков" и разворачиваюсь. Еду обратно, туда, где видел чабана.
🤝 Он рад пообщаться. Приглашает на обед. Похлёбка, лепёшка, сыр, салат.
Сидим в его доме на колёсах — всё есть: кухня, отопление, спальное место.
Рассказывает, что живёт тут по 5–6 месяцев в году.
Говорит: две недели назад выпал снег, 30 см лежало. Навигатор показывает высоту 2377 м.
После обеда провожает меня на “Ниве” до нужного съезда на Джилы-Су.
Это точно не та дорога, по которой я ехал раньше, 3 года назад.
Спускаюсь в ущелье. Дорога до этого шла по верхам, на высоте 2000–2500 м.
А внизу — речка и брод.
Еду. Потом — ещё один бро. И ещё.... Всего было 3 брода.
Проехал, промок до яиц, но справился. Подъем вверх и выехал на асфальт к дороге на Джилы-Су.
Асфальт красивый. Но тот путь, что я прошёл — был ещё красивее.
Буквально несколько километров — и поворот на поляну Эммануэля (2550 м).
Еду — а дорога закрыта снегом.
Разворачиваюсь — пора к товарищу в Зеленчукскую.
По асфальту до долины нарзанов, потом грунтовка вдоль речки до села Хасаут. Там — одинокая телефонная будка.
Потом подъём на плато Бермамыт (2591 м).
И вот тут начинается настоящая жесть.
Большие камни, уклон, байк переставляет, ловишь на каждом кочке.
Подъём взят. Пришлось вспотеть. Вид — на миллион.
🔁 С Бермамыта ухожу в сторону Учкекена — тут лайт.
Раньше, 3 года назад, на этом участке встретил парня на Honda NC.
Дальше — 100 км асфальта до Зеленчукской, к товарищу.
Ужин, разговоры — лучше не придумаешь.
Максимальная высота за день — 2733 м, 10,5 часов в седле, почти 400 км, половина — по грунту.
🗓 День 3: Архыз, Пхия и марш-бросок домой
Утро. Завтрак. В путь.
Маршрут — в сторону Архыза через село Маруха.
Дальше вверх по грунтовке до обсерватории. Различные пейзажи и поля и лес и наверху уже только луга и камни. Очень колоритная и разнообразная дорога - однозначно рекомендую - степень средняя, ближе к легкой.
Всё пусто. Только чабаны, кони, коровы.
Тишина, солнце, супер виды.
📡 Спускаюсь на асфальт — через Нижний Архыз — в само ущелье и вверх к перевалу Пхия через Архыз . Обед — суп в кафе “Горный воздух”.
И дальше — марш-бросок: перевал Пхия, вдоль Лабы, и выезд на асфальт в Курджиново.
🌊 В Пхие — брод длиной метров 50. Моста нет, строится.
КамАЗ проезжает - смотрю траекторию. Я думаю: “не хочу мочиться, но назад — не вариант”.
Зажал очко — и поехал.
Проскакиваю. Уже на закате — дома.
📍 Финальный день: 460 км, из них 100+ грунтовки, почти 10 часов в пути.
⚠️ Что важно знать, если соберёшься в такой маршрут:
- Не ехать в дождь ❌
- Не ехать на плохой резине ❌
- Не ехать на тяжёлом мото, если слово “грунт” тебе знакомо только из учебника по ботанике ❌
- На всём маршруте (кроме участка Бермамыт–Учкекен) я не встретил ни одного мотоциклиста. Ни туристов, ни машин. Только горы и я.
🛠 Это не массовый маршрут. Это для тех, кто знает, куда и зачем едет.
С собой — всё для автономки. И готовность встретиться с собой. А еще серьезная такая физ нагрузка, все грунтовки в стойке - мой фитнес трекер показывал по 500% активности в день.
🎯 Вывод
Три дня. Три маршрута. Три состояния.
💭 Тишина и звёзды в Аксаутском ущелье — обнуление
🤝 Чабан, похлёбка и виды на миллион — душевность
🌊 Брод в Пхии — момент “назад не вариант” — решимость
Я ехал там, где уже бывал.
Но в другую сторону — и это были совсем другие дороги.
Такая вот геометрия маршрута. И жизни.
📩 Поехали бы сами по такому маршруту?
Пишите в комментариях.
#мотопутешествия #кавказнабайке #внедорожье #эльбрус #джилысу #бермамыт #voge300rally