Роман Перфильевич – брат моей мамы, был старше ее на три года, родился в 1930 году. Трудное детство было у них без отца, которого потеряли в малолетстве. А потом началась Великая Отечественная во*на…
Мама рассказывала, как они детьми ходили осенью на поля собирать колоски и мерзлую картошку. Зимой заготавливали дрова и хворост.
Весной засаживали огромный огород картошкой и подсолнечником. Садили репу, турнепс, лук, чеснок и многое другое.
Летом шли в лес по черёмуху и дикие яблочки, по сопкам рыли луковицы дикого лука, собирали мангыр. Всё это их мамой, Евдокией Львовной перерабатывалось и использовалось для пропитания семьи зимой.
Бабушка Дуня во что бы то ни стало, старалась прокормить и вырастить всех детей. Дети все понимали, жалели свою маму, всячески старались ей помочь.
Рома рос, как вспоминала моя мама, отчаянным и шустрым ребёнком. Несмотря на свой темперамент и характер, о работе не забывал. А трудиться он начал с раннего возраста. Малым подростком уходил с местным дедом пасти овец. Едва подрос, стал работать и на лесозаготовках.
С этими самыми лесозаготовками в соседнем районе, куда их отправили работать,связаны две истории, о которых я хочу рассказать.
До родной деревни от того места было приличное расстояние. Машин и автобусов в то время особо не было. Выдались как то выходные пара дней у Романа, решил он навестить своих родных. Дело было зимой. Где пешком, где на попутной подводе, он уже почти добрался до деревни. Всего- то ничего осталось идти пешком, но время уже позднее, темнеет зимой рано. Уже с трудом, по глубокому снегу, шел Рома, устал очень. Целый день в пути. Присел отдохнуть на какой-то камень под скалой, стал проваливаться в сон. Вдруг слышит, дед, у которого он в подпасках когда-то числился, кричит ему: «Ромашка, не спи! Бараны у тебя разбежались!»
Очнулся Роман от тяжелой дрёмы, аж вздрогнул: «Боже! Да деда-то нет в живых, на самом деле. И какие могут быть бараны среди сплошной темноты и снега?» Не по себе стало Роме, поднялся, убрал рукавицей иней с лица и дальше пошёл. Снова, думает, присяду, отдохну немного, дремать уж точно не буду! Да не тут то было, снова окрик старого пастуха: «Ромашка, не спи! Бараны разбежались!» И так дух старого пастуха вёл своего подпаска, измученного и замёрзшего, до самого дома. Евдокия Львовна, как увидела сына в таком состоянии, скорее стала оттирать его, отпаивать горячим чаем, кормить.
Роман продолжать работать на лесозаготовках. Когда баба Дуня собирала Рому туда в первый раз, сшила ему теплую одежду и обувь из овчины – шапку, тулуп, ичиги и рукавицы. Роман по неопытности, подвернул рукавицы, меховым краем наружу. Во время работы падающая лесина зацепилась сучком за этот подворот рукавицы, падая, сильно вывернула и повредила ему руку. Начался воспалительный процесс, поднялась температура, Рома не то что работать, ходить не мог, совсем слёг. Так и лежал в рабочем бараке больной, в горячке и голодный. В то время, тому, кто не выходил на смену, не начисляли трудодень, соответственно не было и пайка.
Случилось одному человеку из этой лесозаготовочной бригады, приехать по делам на день-другой, в село Барановск. В этой деревне жил брат Перфила Ананьевича, Андриан. Слава Богу, что тот мужчина с лесозаготовок повстречал дядю Андриана и спросил у него: «У нас есть парень в бригаде, Роман, он тебе не родственник?» Андриан Ананьевич ответил, что да, это сын брата, мой племянник. Тогда командированный рассказал дяде Андриану про всю ту тяжелую ситуацию. Андриан Ананьевич тут же, немедленно запряг коня в сани и помчался на лесопилку в соседний район.
Там он увидел племянника в плохом состоянии - худого и больного.
Дядя немного покормил Романа на дорогу, уложил его в сани, сверху накрыл еще одним тулупом и повез к себе домой. Чтобы не напугать Евдокию Львовну, дядя Андриан дня два-три выхаживал Рому у себя дома - помыл в бане, приложил компресс на руку, и стал потихонечку отпаивать брусничным сиропом, кормить бульоном и сметаной – по ложечке. После сообщил бабе Дуне, отвез Романа домой, к матери. Теперь уже Евдокия продолжала лечить своего сына.
Эти две истории мне рассказала моя мама давно, еще в детстве. Я на всю жизнь их запомнила. Меня потрясло многое, но больше всего – человеческая доброта, забота, которые могут в трудное время спасти чью то жизнь.
Я благодарна Андриану Перфильевичу за помощь моей бабушке, за спасение дяди, за его многие добрые дела! Это был деловой, хозяйственный человек, настоящий мужчина, с крепким внутренним стержнем и сильный духом, мамин родной дядя.
Он часто интересовался, как живут его племянники, помогал, чем мог, семье уме*шего брата, хотя у самого было много детей и собственных забот. Евдокия Львовна это хорошо понимала, поэтому никогда ничего у него сама не просила.
Благодарна я и странному провидению, благодаря которому, дядя Рома не замёрз в одиночестве в тот далёкий зимний вечер.
Благодаря этим двум спасителям – земному и волшебному, мой дядя смог прожить еще несколько десятков земных лет – женился, стал отцом шестерых детей, много трудился.
Как и все в семье Барановых, был трудолюбивым человеком. Работал чабаном на дальних стоянках, был передовиком производства, неоднократно награждался за свой добросовестный труд.
И свой последний день он провёл в работе – заготавливал древесину для хозяйственных нужд. Пилили, как обычно, зимой на дальней делянке.
Одна большая сосна стала падать, дядя Роман просто не успел…
Пока довезли на скорой до города, было уже поздно. Не приходя в сознание, дядя скон*ался. Он не дотянул до своего 50-летнего юбилея всего три месяца. Так, в бесконечных трудах и заботах, прошла и закончилась жизнь Романа Перфильевича Баранова –преданного своей земле, сельского труженика.