Япония известна своими успехами в автомобильной индустрии — от легендарной Toyota Corolla до неукротимого Mitsubishi Montero. Страна славится не только инновационными гибридами и мощными внедорожниками, но и великолепными спортивными автомобилями.
От доступных и динамичных двухдверных моделей до эксклюзивных гоночных болидов — вот десять японских купе, которые могут войти в историю.
Toyota 2000GT
В 1967 году Toyota выпустила совершенно новый автомобиль — 2000GT. Это двухместное купе с элегантными линиями кузова стало заметным шагом вперёд для компании, которая до этого специализировалась на компактных моделях, таких как Corolla, и престижных седанах Crown. Toyota всегда славилась своей надёжностью и качеством, но 2000GT выделялся особенно.
Алюминиевая головка блока цилиндров от Yamaha и внутренняя отделка из натурального дерева, позаимствованная у фортепианного подразделения Yamaha, сделали 2000GT роскошным, комфортным и спортивным автомобилем. Он оправдывал своё название «гранд-туринг».
Однако высокая цена ограничила продажи — всего 351 экземпляр был выпущен. Для фильма о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды» с Шоном Коннери в главной роли была создана специальная версия родстера. Его более поздний преемник, Дэниел Крейг, назвал Toyota своим любимым автомобилем Бонда во всей франшизе.
Mazda Cosmo L10A
Автомобили Mazda и Toyota могли бы стать отличными партнёрами в плане укрепления репутации Японии. Хотя Cosmo и 2000GT вышли почти одновременно, они кардинально отличались друг от друга.
Mazda Cosmo была компактнее и легче, а её двухместный кузов оснащался роторным двигателем Ванкеля, который стал одним из первых в мире. Этот компактный агрегат объёмом 982 куб. см выдавал впечатляющую мощность — 110 лошадиных сил в ранних версиях и 128 л. с. с 1968 года. При весе всего 907 кг Cosmo был быстр даже по современным стандартам.
Что особенно важно для Mazda, так это доступная цена Cosmo по сравнению с 2000GT. Компания выпустила почти 1200 таких автомобилей, прежде чем прекратить производство этой модели. Помимо стильного дизайна и высокой производительности, Cosmo открыл новую эру для Mazda, введя роторный двигатель в линейку спортивных автомобилей.
Datsun 240Z
Модель Datsun 240Z стала, вероятно, первым японским автомобилем, созданным исключительно для американских потребителей. В Японии она известна как Nissan Fairlady Z. Эту машину разработал Ютака Катаяма, тогдашний президент Nissan Motor Corporation в США.
Мистер Катаяма был поклонником спортивных авто, а расположение штаб-квартиры Nissan в Южной Калифорнии позволяло ему черпать вдохновение из американской автомобильной культуры. Хотя у Z-car не было откидной крыши, он стремился создать автомобиль, который привлекал бы внимание своим дизайном, обеспечивал комфортное управление и динамические характеристики, оставаясь при этом надёжным, как японские машины.
Первый 240Z оснащался 2,4-литровым рядным шестицилиндровым двигателем с плавной работой. Этот автомобиль быстро завоевал популярность благодаря своей практичности, впечатляющим характеристикам и доступной цене. Позже объём двигателей в Z-карах увеличили до 2,6 и 2,8 литра, но первый 2,4-литровый Fairlady по-прежнему считается самым совершенным.
Несмотря на свой легендарный статус, 240Z в хорошем состоянии можно приобрести по относительно доступной цене благодаря его популярности на вторичном рынке. То же самое касается и его преемника Nissan Z 2025.
Toyota Corolla GT-S AE86
Если вы автолюбитель, геймер или ценитель дрифта, то наверняка знаете Toyota Corolla поколения AE86. Эта модель известна под разными названиями в зависимости от типа кузова: Levin, Sprinter или Corolla GT-S в США (в кузове лифтбэк).
В отличие от современных моделей, AE86 имела задний привод, что сделало её популярной среди поклонников поп-культуры. Бело-чёрный Sprinter Trueno, автомобиль главного героя аниме Initial D, стал символом этой эпохи. Он использовался для доставки тофу по извилистым дорогам под вымышленной горой Акина.
Сегодня Toyota Corolla AE86 — важный элемент японской автомобильной культуры. Многие из этих автомобилей пострадали в авариях или были оставлены на обочинах любителями гонок. Но даже в таком виде AE86 доказывает, что Toyota умеет создавать компактные автомобили с динамичным дизайном и высокой производительностью.
Honda Prelude
Honda Prelude третьего поколения на первый взгляд кажется обычным компактным купе. Однако это был настоящий технологический прорыв своего времени.
Привлекательность автомобиля заключалась в его заниженном, подтянутом и угловатом дизайне. Но со временем владельцы оценили и другие преимущества. Например, у Prelude были невероятно тонкие стойки крыши из высокопрочной стали, что обеспечивало отличный обзор. Низкий капот достигался за счёт наклона рядного четырёхцилиндрового двигателя на 18 градусов.
Главной особенностью модели была система рулевого управления всеми четырьмя колёсами (4WS). В отличие от современных автомобилей с задним приводом, в Honda Prelude 4WS использовались передние и задние рулевые рейки с физической рулевой колонкой, соединяющей их. На высоких скоростях колёса поворачивались синхронно, повышая устойчивость на поворотах и шоссе. Но при повороте руля более чем на 140 градусов колёса поворачивались в противоположные стороны, улучшая манёвренность.
Современные дорожные испытания показали, что Prelude с системой 4WS проходит трассу слалома быстрее, чем C4 Corvette.
Honda/Acura NSX
В 1980-е годы японские автопроизводители создавали выдающиеся машины, но настоящего суперкара среди них не было. Всё изменилось в 1991 году, когда появилась Honda/Acura NSX.
Этот потрясающий автомобиль поражал ярким дизайном и расположением двигателя в центре. Он стал первым серийным авто с цельнометаллическим монококом. Благодаря этому решению вес машины снизился до 1360 кг, а структурная жёсткость оказалась лучшей в своём классе.
NSX оснащался фирменным V-образным шестицилиндровым двигателем Honda серии C. Сначала его объём составлял 3 литра, но позже увеличили до 3,2 литра. После этого выпуск NSX прекратился.
Автомобиль предлагался в разных версиях: от NSX-T с убирающейся крышей до гоночного NSX Type S и экстремального NSX-R.
При дебюте в 1991 году NSX поражал воображение, конкурируя с Ferrari и Porsche по всему миру. Но за десять лет постоянных улучшений к 2002 году он устарел.
Тем не менее, NSX оставил заметный след в мире автомобилей. Его технологически продвинутая конструкция и надёжность расширили границы возможностей для экзотических машин. Этот автомобиль по праву заслуживает всех похвал.
Mazda RX-7 FD
В конце 1980-х — начале 1990-х годов Япония столкнулась с экономическим кризисом. В этих условиях компания Mazda представила RX-7 поколения FD — модель, опередившую своё время.
На внутреннем рынке деньги были дешевы, и Mazda могла позволить себе амбициозные решения. Для 1,3-литрового роторного двигателя разработали систему последовательного турбонаддува, которая улучшала отклик на низких оборотах без потери мощности на максимальных 8000 об/мин.
RX-7 был легким и жестким автомобилем с отличной управляемостью. Недостаток пространства и комфорта он компенсировал динамикой, маневренностью и вовлеченностью водителя.
Но вскоре после выхода RX-7 экономика Японии рухнула. Неблагоприятный курс иены сделал автомобиль невыгодным, и продажи сократились.
В новом десятилетии Mazda выпустила четырёхместный RX-8. С тех пор компания не выпускает роторные спортивные автомобили.
Toyota Supra A80
Жизненный путь Toyota Supra был необычным. Сначала это была более мощная версия Celica, но со временем она превратилась в высокотехнологичный автомобиль класса GT.
В последнем поколении, выпущенном до возрождения на базе BMW, Toyota сосредоточилась на Supra. Автомобиль отличался стильным дизайном и мощным 3,0-литровым шестицилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом. Этот двигатель развивал 320 лошадиных сил, делая Supra одним из самых быстрых спортивных автомобилей в мире.
Кроме того, Supra славилась отличной управляемостью и комфортной ездой на большие расстояния. На крыше можно было установить съёмный верх, чтобы наслаждаться свежим воздухом во время поездок.
Supra дольше других конкурентов от Mazda и Nissan продержалась на рынке. Однако её постигла та же участь, и в 1998 году она ушла из-за падения спроса и финансовых сложностей. Новый Supra, который выйдет в 2025 году, может столкнуться с похожими проблемами.
Nissan Skyline GT-R R34
Nissan GT-R вызывает восхищение, как и многие другие легендарные автомобили. За шесть поколений, помимо последнего, основанного на седане и купе Skyline, GT-R получил прозвище «Годзилла». Это имя он заслужил благодаря своим выдающимся характеристикам как на грунтовых дорогах, так и на японских гонках на туристических автомобилях.
В 1999 году Nissan представил мощный вариант GT-R на базе Skyline поколения R34, который выпускался с 1998 по 2002 год. Его 2,6-литровый шестицилиндровый двигатель с двойным турбонаддувом развивал 276 лошадиных сил. Хотя в японской автомобильной промышленности было негласное соглашение не указывать мощность выше этой отметки, современные тесты на динамометрическом стенде показали, что реальная мощность GT-R составляет не менее 330 лошадиных сил.
R34 Skyline стал культовым благодаря франшизе видеоигр Gran Turismo и роли в фильме «Форсаж 2», где он был любимой машиной Пола Уокера.
Lexus LFA
В начале 2010-х годов Lexus стремился утвердить себя как производитель передовых автомобилей. Гибридный LS 600h L и спортивный IS F выделялись своими характеристиками, но настоящим хитом стал LFA.
Под капотом LFA находился 4,8-литровый двигатель V10, созданный с учётом технологий «Формулы-1». Этот мотор мог раскручиваться до 9000 оборотов в минуту, что делало механический тахометр бесполезным. Поэтому Lexus разработал специальный цифровой прибор.
Интересно, что углеродное волокно для LFA в основном изготавливалось на станках Toyota, которые компания использовала десятилетиями.
LFA не позиционировалась как доступная альтернатива Ferrari, как когда-то Acura NSX. Но когда вы слышите рев V10 на пределе возможностей, деньги перестают иметь значение.