Летнее солнцестояние традиционно отмечали славяне несколькими взаимосвязанными праздниками, такими как Аграфена Купальница, Иван Купала и Петра-Павла. Эти события воспринимались народом как единый масштабный праздник, соединяющий элементы древней языческой культуры с христианскими обрядами и символикой. В результате возникла уникальная традиция, отражающая глубинное переплетение веры предков и новых религиозных представлений, укрепившихся на русской земле с момента принятия православия.
Аграфена Купальница (6 июля)
Накануне Ивана Купалы день Аграфены Купальницы – 6 июля. День этот считался началом купания.
Погожим летом, при тёплой погоде, купаться начинали, конечно, гораздо раньше. Но в этот день купание было особенным. С цветами Иван-да-Марья, с душистыми травами. И совершалось оно торжественно с песнями.
Издавна повелось в день Агрофены-Купальницы париться утром в бане. Для этого готовили специальные веники. В них вставляли разные цветы, травы, собранные рано утром, пока они еще в россе. Парились, сидя на жгучей крапиве.
А попарившись, по веникам гадали, бросали в воду и смотрели, куда поплывет. При выходе из бани садились завтракать. Да не что-нибудь ели, а обетную кашу.
Для того, чтобы её приготовить, с вечера собирались девицы у одной из подруг. Из каждого дома несли ячмень в общую складчину. Ячмень толкли в ступе и весело пели при этом. Наутро варили кашу и съедали с маслом. Её обязательно носили людям больным и одиноким.
По народному поверью, в это время ведьмы бегают в рожь и пшеницу заломы делать. Колдуют, чтобы поле не уродило. Потому с обетной кашей обходили поле. Посевы надо было оберегать.
Днём или вечером под Ивана Купала, собирали повсюду травы. Верили, что после самого долгого дня в году появляются у растений волшебные свойства.
Для лечения собирали целебные травы, для ворожбы – чародейные. Заплетали травы в плети, клали под Иванову росу. Приговаривали. "Мать-земля, Отец-небо, дайте детям вашим от этой травы здоровья".
Иван-Купала (7 июля)
Говорят, деревья в эту короткую ночь разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место.
А в глубине леса расцветает чудесным огненным цветком папоротник. И тому, кто сумеет достать цветок, откроются все клады. Станет он сильным, будет понимать язык животных и птиц. Увы, современная наука отрицает возможность цветения папоротника.
Издревле в ночь на Ивана Купалу было принято на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры и прыгать через них. Огонь для костров добывали древним способом – трением дерева о дерево. Называли такой огонь "живым", "лесным", "лекарственным" или "царь-огнем".
Прыгали еще через костер из крапивы. Ведь крапиву особенно ведьмы боятся. Кто через такой костер прыгнет, весь год здоров будет.
Через костры прыгали парами юноша с девушкой. Если прыгнут, да рук не разомкнут или искры им вслед вспыхнут, значит, обязательно поженятся в этом году. Вокруг костров водили хороводы. Пели при этом о любви.
Венки на головах у девушек были во всё время игрищ, а под утро по венкам гадали. Прикрепляли к ним зажжённые свечи и пускали по воде. Так и плыли по воде огоньки, неся в себе чью-то судьбу.
А ещё диво! Купались в ночь на Ивана Купалу в росе.
Настоянная на целебных Ивановских травах, считалась она чудодейственной. По шелковой траве, по медовой росе катались, купались поутру в сласть.
А днём, берегись, не успеешь спрятаться, обольют водой из ведра. Хочешь, не хочешь, всё равно на речку купаться пойдёшь. А спрячешься, вытащат, да тоже и будет. И смех, и горе. А старые люди объясняют, для дождя обливались. До сих пор сохранился обычай седьмого июля обливать друг друга водой.
А гадали на Купалу так. Собирали двенадцать особенно редких, разных трав с двенадцати полей и клали их под подушку, чтобы приснился суженый. Приговаривали. «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов. Кто сужиный ряженый мне покажися и меня погляди.» А маленькие ребятишки пели, припевали, торопили Иван День.
Говорят, солнце в этот день при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду, купается и снова появляется. Не верите? Встаньте пораньше, седьмого июля. Посмотрите сами.
День апостолов Петра и Павла (12 июля)
Хоть и пели в эти дни, водили хороводы, гадали, но помнили. Дни идут постные, строгие. Петровки.
Петров пост перед днем памяти апостолов Петра и Павла.
Так вот и получилось, что строгие святые Иоанн Креститель, Пётр и Павел дали своё имя весёлым народным праздникам перед напряжёнными днями летней страды, которая вот-вот должна была начаться.
С Петрова дня начинается ягодное время.
Бегают дети и подростки в лес за душистой сладкой ягодой, земляникой, и прислушиваются. Если кукушка перестала куковать до Петрова дня, зима рано придет, а если после Петрова дня, осень затянется.
На Петров день пост кончался.
В этот день шли Петровские молодежные гуляния. Многое в них было так же, как на Пасху, Троицу, как на Купалу. Петровские гуляния последние перед жатвой, и потому, наверное, самые желанные.
В ночь под Петров день тоже жгли костры, водили хороводы, пели о будущей свадьбе.
А под утро шли все и стар и млад караулить солнце. Это был главный Петровский обряд.
Ведь утром солнце играет. Надо всем на него насмотреться, ведь играет оно последний раз в году. Сейчас не насмотришься, ждать тебе до Рождества Христова. Встарь обряд совершался торжественно. Все поднимались на горку и, затаив дыхание, ждали первых солнечных лучей.
Как только выплывал краешек жаркого солнечного диска над горизонтом, все встречали его радостными возгласами. И раздавалась песня, которой люди приветствовали появление солнца на ясном небе.
Петровский вечер и ночь особенны.
Собиралась, слеталась всякая нечисть к селу, поближе к людям. Вроде и нет никого, а за каждым углом чудится что-то. То филином ухнет, то белым пятном у окна мелькнёт, в избу заглядывает. Не то леший, не то еще какой немытик пакостит. Как ни стереги, все утащит, что плохо лежит, и свалит в кучу на дороге. Или дверь загородит. Ни войти, ни выйти.
Вот и брали парни с девушками косы, печные заслонки, сковородки, ухваты. Ходили с ними вокруг села, гремели, стучали, громко пели, отпугивали нечистую силу. Ведь еще в древние времена считалось, что грохот, крики, шум, а еще и домашняя утварь, оберегают людей от всего злого и страшного.
И хотя все знали, что это парни озоруют, в белую простыню рядятся, да городушки городят, никто в деревне не сердился. Понимали пожилые люди, что молодым потешиться надо перед жаркой летней работой.
На Петров день обильно разговлялись после долгого и строгого поста.
Заранее выбирали у кого-то в дворе подходящего барана, выкупали его всем миром, а в праздничное утро устраивали братчину. Общий пир.
Обычай этот очень давний. Так, наши предки приносили жертвы перед жатвой
Еще в Петров день справляли обетные угощенья. Крёстные отцы и матери навещали своих крестников и угощали их принесенными пирогами, а сватов, родителей своих названных детей приглашали к себе в гости и подчивали ужином. Назывался этот ужин отводной стол. Стол не убирали на ночь. Угощения оставляли предкам. К концу дня веселье усиливалось. Ходят в гости, приезжают родственники. Долго засиживаются за столом. Так и говорят "у мужика то и праздник что Петров день". С Петрова дня солнце на зиму, лето на жару. Начинается страдная пора. Наступает лето – припасиха.
С принятием христианства на Руси многие древние славянские праздники были переосмыслены и получили новые названия, соответствующие христианским традициям. Например, праздник Аграфены Купальницы стал отмечаться как день святой Агриппины великомученицы. День Ивана Купалы получил новое значение и стал праздноваться как Рождество Иоанна Крестителя, знаменующее рождение пророка-предвестника Иисуса Христа. Праздник Петры-Павлы теперь отмечается верующими как память святых апостолов Петра и Павла, сыгравших важную роль в распространении христианского учения. Таким образом, старые народные обычаи постепенно интегрировались в новую религиозную систему, сохранившись в народной культуре и сознании поколений.