Найти в Дзене

Аграфена Купальница, Иван Купала и день памяти апостолов Петра и Павла

Летнее солнцестояние традиционно отмечали славяне несколькими взаимосвязанными праздниками, такими как Аграфена Купальница, Иван Купала и Петра-Павла. Эти события воспринимались народом как единый масштабный праздник, соединяющий элементы древней языческой культуры с христианскими обрядами и символикой. В результате возникла уникальная традиция, отражающая глубинное переплетение веры предков и новых религиозных представлений, укрепившихся на русской земле с момента принятия православия. Накануне Ивана Купалы день Аграфены Купальницы – 6 июля. День этот считался началом купания. Погожим летом, при тёплой погоде, купаться начинали, конечно, гораздо раньше. Но в этот день купание было особенным. С цветами Иван-да-Марья, с душистыми травами. И совершалось оно торжественно с песнями. Издавна повелось в день Агрофены-Купальницы париться утром в бане. Для этого готовили специальные веники. В них вставляли разные цветы, травы, собранные рано утром, пока они еще в россе. Парились, сидя на жгуче
Оглавление

Летнее солнцестояние традиционно отмечали славяне несколькими взаимосвязанными праздниками, такими как Аграфена Купальница, Иван Купала и Петра-Павла. Эти события воспринимались народом как единый масштабный праздник, соединяющий элементы древней языческой культуры с христианскими обрядами и символикой. В результате возникла уникальная традиция, отражающая глубинное переплетение веры предков и новых религиозных представлений, укрепившихся на русской земле с момента принятия православия.

Аграфена Купальница (6 июля)

Накануне Ивана Купалы день Аграфены Купальницы – 6 июля. День этот считался началом купания.

Погожим летом, при тёплой погоде, купаться начинали, конечно, гораздо раньше. Но в этот день купание было особенным. С цветами Иван-да-Марья, с душистыми травами. И совершалось оно торжественно с песнями.

Издавна повелось в день Агрофены-Купальницы париться утром в бане. Для этого готовили специальные веники. В них вставляли разные цветы, травы, собранные рано утром, пока они еще в россе. Парились, сидя на жгучей крапиве.

-2

А попарившись, по веникам гадали, бросали в воду и смотрели, куда поплывет. При выходе из бани садились завтракать. Да не что-нибудь ели, а обетную кашу.

Для того, чтобы её приготовить, с вечера собирались девицы у одной из подруг. Из каждого дома несли ячмень в общую складчину. Ячмень толкли в ступе и весело пели при этом. Наутро варили кашу и съедали с маслом. Её обязательно носили людям больным и одиноким.

-3

По народному поверью, в это время ведьмы бегают в рожь и пшеницу заломы делать. Колдуют, чтобы поле не уродило. Потому с обетной кашей обходили поле. Посевы надо было оберегать.

Днём или вечером под Ивана Купала, собирали повсюду травы. Верили, что после самого долгого дня в году появляются у растений волшебные свойства.

-4

Для лечения собирали целебные травы, для ворожбы – чародейные. Заплетали травы в плети, клали под Иванову росу. Приговаривали. "Мать-земля, Отец-небо, дайте детям вашим от этой травы здоровья".

Иван-Купала (7 июля)

Говорят, деревья в эту короткую ночь разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место.

А в глубине леса расцветает чудесным огненным цветком папоротник. И тому, кто сумеет достать цветок, откроются все клады. Станет он сильным, будет понимать язык животных и птиц. Увы, современная наука отрицает возможность цветения папоротника.

-5

Издревле в ночь на Ивана Купалу было принято на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры и прыгать через них. Огонь для костров добывали древним способом – трением дерева о дерево. Называли такой огонь "живым", "лесным", "лекарственным" или "царь-огнем".

Прыгали еще через костер из крапивы. Ведь крапиву особенно ведьмы боятся. Кто через такой костер прыгнет, весь год здоров будет.

-6

Через костры прыгали парами юноша с девушкой. Если прыгнут, да рук не разомкнут или искры им вслед вспыхнут, значит, обязательно поженятся в этом году. Вокруг костров водили хороводы. Пели при этом о любви.

Венки на головах у девушек были во всё время игрищ, а под утро по венкам гадали. Прикрепляли к ним зажжённые свечи и пускали по воде. Так и плыли по воде огоньки, неся в себе чью-то судьбу.

-7

А ещё диво! Купались в ночь на Ивана Купалу в росе.

Настоянная на целебных Ивановских травах, считалась она чудодейственной. По шелковой траве, по медовой росе катались, купались поутру в сласть.

А днём, берегись, не успеешь спрятаться, обольют водой из ведра. Хочешь, не хочешь, всё равно на речку купаться пойдёшь. А спрячешься, вытащат, да тоже и будет. И смех, и горе. А старые люди объясняют, для дождя обливались. До сих пор сохранился обычай седьмого июля обливать друг друга водой.

-8

А гадали на Купалу так. Собирали двенадцать особенно редких, разных трав с двенадцати полей и клали их под подушку, чтобы приснился суженый. Приговаривали. «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов. Кто сужиный ряженый мне покажися и меня погляди.» А маленькие ребятишки пели, припевали, торопили Иван День.

Говорят, солнце в этот день при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду, купается и снова появляется. Не верите? Встаньте пораньше, седьмого июля. Посмотрите сами.

День апостолов Петра и Павла (12 июля)

Хоть и пели в эти дни, водили хороводы, гадали, но помнили. Дни идут постные, строгие. Петровки.

Петров пост перед днем памяти апостолов Петра и Павла.

-9

Так вот и получилось, что строгие святые Иоанн Креститель, Пётр и Павел дали своё имя весёлым народным праздникам перед напряжёнными днями летней страды, которая вот-вот должна была начаться.

С Петрова дня начинается ягодное время.

-10

Бегают дети и подростки в лес за душистой сладкой ягодой, земляникой, и прислушиваются. Если кукушка перестала куковать до Петрова дня, зима рано придет, а если после Петрова дня, осень затянется.

На Петров день пост кончался.

В этот день шли Петровские молодежные гуляния. Многое в них было так же, как на Пасху, Троицу, как на Купалу. Петровские гуляния последние перед жатвой, и потому, наверное, самые желанные.

В ночь под Петров день тоже жгли костры, водили хороводы, пели о будущей свадьбе.

А под утро шли все и стар и млад караулить солнце. Это был главный Петровский обряд.

Ведь утром солнце играет. Надо всем на него насмотреться, ведь играет оно последний раз в году. Сейчас не насмотришься, ждать тебе до Рождества Христова. Встарь обряд совершался торжественно. Все поднимались на горку и, затаив дыхание, ждали первых солнечных лучей.

-11

Как только выплывал краешек жаркого солнечного диска над горизонтом, все встречали его радостными возгласами. И раздавалась песня, которой люди приветствовали появление солнца на ясном небе.

Петровский вечер и ночь особенны.

Собиралась, слеталась всякая нечисть к селу, поближе к людям. Вроде и нет никого, а за каждым углом чудится что-то. То филином ухнет, то белым пятном у окна мелькнёт, в избу заглядывает. Не то леший, не то еще какой немытик пакостит. Как ни стереги, все утащит, что плохо лежит, и свалит в кучу на дороге. Или дверь загородит. Ни войти, ни выйти.

-12

Вот и брали парни с девушками косы, печные заслонки, сковородки, ухваты. Ходили с ними вокруг села, гремели, стучали, громко пели, отпугивали нечистую силу. Ведь еще в древние времена считалось, что грохот, крики, шум, а еще и домашняя утварь, оберегают людей от всего злого и страшного.

И хотя все знали, что это парни озоруют, в белую простыню рядятся, да городушки городят, никто в деревне не сердился. Понимали пожилые люди, что молодым потешиться надо перед жаркой летней работой.

На Петров день обильно разговлялись после долгого и строгого поста.

Заранее выбирали у кого-то в дворе подходящего барана, выкупали его всем миром, а в праздничное утро устраивали братчину. Общий пир.

Обычай этот очень давний. Так, наши предки приносили жертвы перед жатвой

-13

Еще в Петров день справляли обетные угощенья. Крёстные отцы и матери навещали своих крестников и угощали их принесенными пирогами, а сватов, родителей своих названных детей приглашали к себе в гости и подчивали ужином. Назывался этот ужин отводной стол. Стол не убирали на ночь. Угощения оставляли предкам. К концу дня веселье усиливалось. Ходят в гости, приезжают родственники. Долго засиживаются за столом. Так и говорят "у мужика то и праздник что Петров день". С Петрова дня солнце на зиму, лето на жару. Начинается страдная пора. Наступает лето – припасиха.

С принятием христианства на Руси многие древние славянские праздники были переосмыслены и получили новые названия, соответствующие христианским традициям. Например, праздник Аграфены Купальницы стал отмечаться как день святой Агриппины великомученицы. День Ивана Купалы получил новое значение и стал праздноваться как Рождество Иоанна Крестителя, знаменующее рождение пророка-предвестника Иисуса Христа. Праздник Петры-Павлы теперь отмечается верующими как память святых апостолов Петра и Павла, сыгравших важную роль в распространении христианского учения. Таким образом, старые народные обычаи постепенно интегрировались в новую религиозную систему, сохранившись в народной культуре и сознании поколений.