«Растворяться» (2019) — единственный фильм корейского режиссёра Ким Ки Дука, снятый на русском языке. Фильм совместного производства Южной Кореи и Казахстана, его снимали в Казахстане, по жанру это драма. Я интересуюсь фильмами Ким Ки Дука, но намеренно смотрю их не каждый месяц, чтобы растянуть ознакомление с ними.
Главной героиней является девушка Дин, живущая с авторитарной мамой и старшим братом, который полностью разделяет позицию своей мамы. Папа в их семье не согласен с мнением жены, но он слишком слабохарактерный, как отец Настеньки в фильме «Морозко». Героине надо приходить домой в строго определённое время, каждый час звонить брату, когда она находится за пределами дома, принимать пищу только вместе со всеми, нельзя носить облегающую одежду. Дружить ей можно только с теми, кто нравится маме и брату. Например, телефон подруги по имени Аружан ей удалили из контактов за то, что Аружан раскритиковала их подход к воспитанию дочери. Также на телефоне Дин включают функцию отслеживания местоположения. Я предполагаю, что Дин студентка и учится на художницу, но в фильме ни разу не звучат слова, связанные с учёбой. Моё предположение основано на том, что по фильму она много рисует. То, что она рисует не по учёбе, а для себя, её маме точно бы не понравилось, если бы она увидела (откровенные рисунки на тему отношений). Дин ощущает себя дома, как в тюрьме. К ней относятся, как к маленькой девочке.
Однажды Дин видит на улице девушку с такими же чертами лица и фигурой, но вызывающе одетую, уверенную, умеющую постоять за себя, и начинает за ней следить. У этой девушки есть парень и женатый любовник Нурлан, на деньги которого она живёт. Он платит ей после каждой встречи. Девушка замечает, что Дин очень похожа на неё внешне и что Дин за ней следила. Она идёт за Дин и подслушивает у окна дома её родителей, как они опять отчитывают Дин. Девушка знакомится с Дин, предлагает сходить домой вместо неё и поставить всех на место. Дин соглашается. Но и у девушки есть ответная просьба: она просит Дин поужинать вместо неё с любовником, потому что ей хочется встретиться с парнем. Именно заменять себя в постели она не требует (к окончанию ужина должна подъехать она сама), но для девственницы Дин подержаться с кем-то за руку без любви — это уже напряжённая ситуация. Так они и будут подменять друг друга на протяжении фильма, а ситуации будут становиться всё более проблемными. У меня сложилось впечатление, что девушке-двойнику было намного легче (психологически) общаться с семьёй Дин, чем для Дин проводить досуг с чужим любовником.
Главных героинь играет одна и та же актриса Динара Жумагалиева, для которой эта роль стала дебютом в кино, а Нурлана играет Санжар Мади (судя по Кинопоиску, он много где снимался, но я не слежу за фильмами с ним).
Фильм «Растворяться» можно понимать либо дословно, либо иносказательно.
Если понимать его прямо, как историю о двух девушках, то фильм о том, что не все вещи такие, какими кажутся со стороны. Дин завидовала жизни своего «двойника», но потом поняла, что у той девушки тоже хватает проблем: она должна бежать к Нурлану по первому требованию, прерывать свои беременности, а его жена наняла детектива, чтобы выследить мужа с любовницей. Другой вопрос, что Дин не выбирала строгую маму, брата-тирана и папу-подкаблучника, а та девушка сама выбрала жить за счёт мужчины и зависеть от него. В конце фильма Дин говорит, что больше не хочет жить, как та девушка, но и не хочет снова жить так, как она жила раньше...
Но я читала интервью с самим режиссёром Ким Ки Дуком, поэтому знаю, что на самом деле это иносказательный фильм о том, что в одном человеке могут уживаться противоречивые желания и взгляды. На это намекает сцена, когда Дин гладит подругу по голове, но через секунду показывают, что она сидит на скамейке одна и гладит рукой воображаемую собеседницу, а также финал. Ведь жена Нурлана и детектив точно удивились бы, встретив у горного озера двух девушек с одинаковой внешностью, но такой сцены нет.
Поначалу при просмотре мне казалось, что в реальности этих девушек бы легко разоблачили, потому что они не знают привычки и мелкие детали биографии друг друга, но когда я поняла, что это иносказательный фильм, то стала относиться к этому моменту менее придирчиво. Да, подозрения у брата Дин и любовника той девушки возникли, но именно до разоблачения не дошло.
По сравнению с другими фильмами Ким Ки Дука, которые я смотрела, этот фильм кажется простым и незатейливым и по сюжету, и по визуальной стороне.
Но на некоторые сцены, когда девушки подменяли друг друга, было интересно посмотреть. Например, на то, как девушка-двойник впервые пришла домой вместо Дин и стала резко отвечать на их нападки, чем шокировала родителей и брата.
Оценка: 6 из 10.
Примечание: В заголовке я использовала вопрос "Всё ещё хочешь быть мной?", который задаёт та девушка героине Дин в конце фильма.
Если вы хотите посмотреть историю, где одна женщина решила заменить другую в прямом смысле слова, то есть фильм «Двойник» (1964), в котором женщина убила богатую сестру-близнеца, чтобы пожить в роскоши, я писала о нём: