ВАЗ-21099, или как её ласково называли на районе — "девяносто девятка", стала настоящей мечтой для многих советских и российских автолюбителей начала 90-х. Этот автомобиль появился в судьбоносный 1990 год и стал символом целой эпохи, когда страна переживала кардинальные перемены, а автомобильная промышленность искала новые пути развития.
Популярность "девяносто девятой" объяснялась просто: это был седан, а не хэтчбек. В те времена "зубилы" (так называли хэтчбеки) многим не нравились — люди хотели полноценный автомобиль с отдельным багажником.
Современное поколение часто недоумевает: почему сначала выпустили ВАЗ-2108, потом ВАЗ-2109, а седан появился только в конце? Для этого есть несколько веских причин, но начнём с самого начала.
История началась в 1971 году, когда Волжский автомобильный завод приступил к разработке совершенно нового переднеприводного семейства. Правда, тогда это были ещё не те автомобили, которые мы знаем. Сам проект ВАЗ-2108 начал активно развиваться только в 1977 году.
К 1984 году была проделана огромная работа, направление развития стало понятным, и первые "восьмёрки" сошли с конвейера.
Почему же первой появилась именно "зубила"? Дело в том, что машина изначально создавалась с прицелом на западный рынок:
- В создании автомобиля участвовали иностранные специалисты, включая инженеров Porsche
- Были приобретены различные лицензии на технологии
- В Европе того времени на дорогах царили хэтчбеки — это было модно
А вот в СССР властвовали хозяйственные мужики, которым нужен был нормальный автомобиль с полноценным багажником, а не "пацанская тачка".
Долгий путь к седану
"Девятка" немного исправила положение, но не кардинально — багажник в салоне мало кого радовал в те времена. При создании семейства "Спутник" АвтоВАЗ изначально планировал целую гамму кузовов, но серьёзно к этому вопросу подошли только в 1980 году. Проект разработали, но, образно говоря, деньги кончились. Поэтому производство ВАЗ-21099 началось только 22 декабря 1990 года.
Хитрость с индексом
Интересный факт: изначальный индекс этого автомобиля был ВАЗ-2110. Это было сделано для обхода долгой сертификации новой модели. Присвоив машине индекс 21099, они представили её как модификацию уже прошедшую сертификацию.
Дизайн и внешний вид
Над созданием облика трудились талантливые художники-конструкторы. Они понимали, что просто приварить багажник сделает машину уродливой. Поэтому на ВАЗ-21099 впервые появились:
- Длинное крыло
- Капот с характерным "клювом"
- Иная решётка радиатора
Все эти элементы потом перекочевали на всё семейство "Спутник". Кстати, решётка радиатора на более поздних машинах (после 2001 года) была уже другой, но в любом случае всё это делалось в рамках унификации.
Подвеска и технические решения
В подвеску вносить изменения не стали — и правильно сделали. Она и сегодня по конструктиву остаётся современной. Тем более что в ней много иностранных (точнее, лицензионных) решений.
Для производства "Спутника" было приобретено около 20 лицензий на передовые технологии:
- Передняя подвеска типа MacPherson (или "качающаяся свеча")
- Задняя балка от Volkswagen
- Передние дисковые тормоза Lucas
- Реечный рулевой механизм ZF (Zahnradfabrik)
- Синхронизаторы КПП от ZF
- ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) от GKN Driveline (Hardy Spicer)
Понятно, что произведённое в 90-е годы часто было не самого лучшего качества, но зато какой был замах!
Багажник: главное достоинство и недостаток
Багажник получился большим — целых 400 литров объёма. Внутри всё сделано достаточно аккуратно: запаска под полом, велюровая обивка. Но есть одно большое "НО" — проём багажника, да он широкий, но туда ничего толком не засунешь. Спасибо хотя бы за раскладывающийся задний диван — так можно впихнуть побольше.
Интерьер: функциональность по-советски
Меня всегда волновал вопрос: почему основная часть ВАЗов в салоне такая суицидально унылая? Почему всё такое хмуро-серое и безрадостное? В какой момент пропали красные, бежевые, голубые салоны?
Торпеда высокая — её сделали специально для "девяносто девятой". Посадка в ВАЗ-21099 в принципе удобная. Есть регулируемая рулевая колонка (в будущих версиях).
Силовой агрегат
Двигатель хороший, ремённый, карбюраторный с карбюратором Solex:
- Мощность: 72 л.с. при 5600 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 115 Нм при 3000 об/мин
- Диаметр цилиндра: 82 мм
- Ход поршня: 71 мм
Динамические характеристики
Как машина стартовала в те 90-е? Резко, дерзко — передок приподнимается, корма приседает, и длинная серебристая "зубила" летит. Но в седане всё то же самое ощущается комфортнее и престижнее. Зимой теплее — багажник открыл, и "хата" не выстуживается, не то что в хэтчбеке. А если картошечку везёшь, то в салоне пылью не пахнет. Роскошь!
Показатели производительности
- Разгон до 100 км/ч: около 13 сек
- Максимальная скорость: 150 км/ч легко (если не сильно нагружены)
- Расход топлива: средний 9 л/100 км, если топить — 10 л/100 км, если экономить — 7-8 л/100 км
Некоторые сказочники утверждали, что разгоняли "девяносто девятую" и до 170, и до 180 км/ч. Верю, но сам не пробовал. Управляется хуже "девятки". Что-то в расчётах инженеры напортачили. Нет остроты, что ли? Вроде всё то же самое, но что-то не то.
Проблемы управляемости (по мнению критиков)
- Зажатая подвеска
- "Ватные" тормоза
- Неинформативный руль
- Умеренная динамика
Но знаете что? Это было более чем достаточно!
Долгая жизнь модели
О том, что ВАЗ-21099 был востребован, говорит его долгая конвейерная жизнь:
- В России: с 1990 по 2004 год
- На Украине: до 2011 года
Экспортные версии
Автомобиль активно экспортировался и был востребован благодаря простоте, надёжности и доступной цене. Правда, названия там были другие: Forma, Sagona, Diva и т.д.
ВАЗ-21099 — это была не просто машина — это был символ перемен, мечта целого поколения и надёжный друг для тысяч семей.