Привет, меломаны! На связи Extreme Sound. Сегодня мы погружаемся в захватывающий мир бутлегов – неофициальных записей, которые открывают нам другую сторону творчества легендарных The Beatles.
Три тома «Антологии» The Beatles, выпущенные в 90-х, по идее, должны были положить конец бутлегерам. Ну, может, не совсем конец, потому что The Beatles – одни из самых «пиратствуемых» артистов в мире с тех пор, как в конце 60-х по рукам пошли неизданные студийные записи. Именно об этом и пойдет речь в нашем сегодняшнем топе!
Официальные двойные диски от Capitol Records, безусловно, были призваны удержать от покупки нелегальных пластинок Битлз всех, кроме самых ярых фанатов. И для большинства случайных слушателей их было достаточно.
Альбомы «Антологии» отлично справились с задачей представить образцы бесчисленных часов демо, миксов, альтернативных дублей и концертных записей. Но они лишь слегка коснулись поверхности всего того великолепия, что существует на самом деле.
Наш список Топ-10 Бутлег-Альбомов The Beatles рассматривает лучшее из того, что осталось за кадром, а также некоторые материалы, которые в итоге попали на «Антологию». Здесь представлена каждая эпоха короткой, но невероятно плодотворной карьеры Битлз – от ранних дней до получения контракта, до сессий, породивших их творческий взрыв в середине десятилетия, их последнего публичного выступления и записи финального альбома.
Серия «Антология» собрала сливки, но настоящие битломаны хотят всё, и их коллекции не будут полными без этих важнейших бутлегов. Существует гораздо больше подобных записей, большинство из которых покрывают тот же материал, что и на этих 10 альбомах. Но именно эти, наряду с официальными альбомами и релизами «Антологии», практически полностью рассказывают историю The Beatles от начала до конца.
10. The Complete Rooftop Concert (1998)
30 января 1969 года The Beatles в последний раз выступили вместе на публике – на крыше лондонского здания Apple Records. Это был короткий импровизированный концерт для счастливчиков, проходивших мимо во время обеденного перерыва. Этот альбом (включающий и другие треки с сессий «Get Back») содержит полную запись выступления, состоявшего из песен, которые в итоге, в слегка измененных дублях и миксах, вошли в «Let It Be».
9. Sessions (1994)
В 1985 году британская звукозаписывающая компания Битлз собрала кучу неизданных треков из студийных архивов и планировала выпустить альбом «Sessions». По тем или иным причинам пластинка так и не вышла. Этот бутлег 1994 года «восстанавливает» тот самый, охватывающий всю карьеру, LP. Большинство песен в конечном итоге попали на альбомы «Антологии», но как же здорово услышать такие жемчужины, как "Leave My Kitten Alone", "Not Guilty" и альтернативный дубль "Ob-La-Di, Ob-La-Da" так, как фанаты могли бы их услышать в 1985 году.
8. The Complete BBC Sessions (1993)
Capitol выпустил двухдисковый CD с 69 треками в 1994 году, собранными из радиосессий, которые Битлз записывали с 1963 по 1965 год, а затем в 2013 году добавил еще 63 песни. Этот массивный 10-томный сет собирает в одном месте каждую ноту, сыгранную ими на BBC, где они исполняли множество каверов (Чака Берри, Литтл Ричарда и т.д.), а также множество своих собственных песен с игривой, необузданной энергией.
7. Artifacts (1993)
Эта пятидисковая серия начинается в Ливерпуле конца 50-х с до-битловского кавера на песню Бадди Холли "That'll Be the Day" и заканчивается последней сессией наложений для альбома «Let It Be». Между этими точками – раритеты, демо и альтернативные дубли многих любимых песен. Подобно официальным альбомам «Антологии», «Artifacts» хронологически рассказывает историю The Beatles от начала до конца.
6. Get Back: The Glyn Johns Final Compilation (1999)
Сессии «Get Back» должны были вновь объединить враждующих Битлз для создания веселой, расслабленной пластинки после разрозненного «Белого альбома». Но все пошло не так, и сессии почти сразу стали хаотичными (разные участники группы в разное время покидали ее во время записи). Звукоинженер Глин Джонс свел раннюю версию альбома, которая многим кажется предпочтительнее склеенного наспех официального релиза, переименованного в «Let It Be» и утопленного в струнных и прочих «сладких» аранжировках продюсером Филом Спектором.
5. Unsurpassed Masters (1989)
Эта семитомная серия, как и несколько других в нашем списке, собирает широкий спектр оставшихся дублей, демо и неизданных песен из обширного студийного архива группы. Здесь битломаны найдут множество переработанной классики (например, песни с неудачным вокалом или без наложений).
4. The Alternate Abbey Road (1997)
Последний альбом The Beatles, «Let It Be», на самом деле не содержал последнюю записанную ими музыку; «Abbey Road» был последним альбомом, над которым они работали вместе. И в отличие от сессий «Get Back» / «Let It Be», наполненных взаимной неприязнью (см. № 6 нашего списка), работа над «Abbey Road» проходила в расслабленной и относительно свободной от стресса атмосфере. Этот великолепный бутлег реконструирует «Abbey Road» из альтернативных дублей, предлагая по-новому взглянуть на скрупулезный процесс записи группы.
3. Turn Me on Dead Man: The John Barrett Tapes (1999)
Чтобы чем-то занять себя во время лечения от рака в начале 80-х, Джон Барретт, инженер студии Abbey Road, начал разбирать архивы и каталогизировать часы зарытых там пленок. Он обнаружил настоящую золотую жилу неизданного материала The Beatles. Этот двухдисковый сет собирает его величайшие находки, включая черновые наброски, ранее не слыханные миксы и некоторые песни, которые так и не попали на официальные пластинки.
2. Ultra Rare Trax (1988)
До того, как Apple в 90-х выпустила CD «Антологии», превосходная серия «Ultra Rare Trax» была лучшим сборником неизданного материала The Beatles (официальный, довольно скудный LP «Rarities» был выпущен в 1980 году, но быстро исчез из продажи). Охватывая восемь томов, «Ultra Rare Trax» включает всё: от ауттейков «Rubber Soul» до небрежных джемов с сессий «Get Back». Даже при наличии официальной серии «Антология», эти сеты остаются незаменимыми.
1. From Kinfauns to Chaos (1999)
Не секрет, что на «Белом альбоме» четверо Битлов по сути выступали друг для друга в качестве аккомпанирующей группы. Эта коллекция является убедительным доказательством того, что каждый работал над своим собственным материалом, который они позже приносили в студию для групповых наложений. В отличие от большинства других пластинок в нашем списке, «From Kinfauns to Chaos» включает откровенные сольные акустические демо Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона. Это, по сути, «Белый альбом» до того, как в него добавили красок.