Когда в июле 1985 года в прокат вышел первый "Назад в будущее", зрители в зале сразу поняли: они стали свидетелями чего-то особенного. Номинации на "Золотой глобус", "Оскар", более 380 миллионов долларов сборов и моментальный культовый статус. С тех пор прошло почти 40 лет, но фильм всё ещё работает - в нём есть ритм, стиль, уникальное чувство времени. И это даже не метафора.
Но за обаянием картины скрываются решения, компромиссы и странные идеи, которым не суждено было попасть на экран. Какие-то из них могли всё изменить. А какие-то - сделали "Назад в будущее" именно тем, что мы любим сегодня.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
Финал мог быть совсем другим
Привычная концовка, где Док Браун улетает в 2015 год на летающем "Делореане", появилась далеко не сразу. В изначальной версии сценария всё заканчивалось на более камерной и двусмысленной ноте: в 1980-х Джордж МакФлай (Криспин Гловер) находит старую газету из 1955 года, где на фото его сын Марти (Майкл Джей Фокс) играет "Johnny B. Goode" на школьном балу. Он произносит: "Не может быть... Но это он", - и затем - затем наступали титры.
Это был бы тонкий, слегка мистический финал. Без путешествий в будущее, без намёков на продолжение. Просто идея, что время не линейно - и что иногда отголоски прошлого дают о себе знать.
Но режиссёр Роберт Земекис добавил "летающую машину времени" как ироничную точку. Он сам позже признался: это был скорее визуальный гэг, чем серьёзный задел на продолжение. Ошибался ли он насчёт последствий? Очевидно.
- И всё же, вопреки сегодняшнему восприятию, изначально никакой трилогии никто не задумывал.
Сиквелы не входили в план
На VHS-кассетах в финале первого фильма есть надпись "Продолжение следует". Но в кинотеатральной версии 1985 года её не было. Потому что её не планировали. Вообще.
Земекис и сценарист Боб Гейл хотели создать завершённую историю - с энергией, с цикличной структурой, но без обременения франшизой. Поездка в будущее казалась весёлым способом попрощаться. Летающий "Делореан" с "топливом из отходов", Дженнифер в машине - всё это задумывалось как стилизованная шутка.
Сиквелы появились лишь потому, что фильм выстрелил. Настолько, что Universal потребовали продолжения. Это можно понять: сборы, фанаты, мерчандайз. Но структура первого фильма, внимание к деталям, лёгкость повествования - всё это создавалось как единичный проект.
- Что, кстати, объясняет один странный момент, связанный с персонажем Дженнифер...
Время, холодильник и атомный взрыв
В самом начале работы над сценарием всё выглядело иначе. Марти и Док не использовали машину. По крайней мере, не в привычном нам виде.
Идея заключалась в том, что подростку нужно вернуться из 1955 года с помощью... взлома атомной электростанции. Сценаристы писали сцены с кражей плутония, с ядерным взрывом на фоне американской глуши. И машина времени в те версии - холодильник. Серьёзно. Холодильник.
Название проекта? "Человек с Плутона" ("Spaceman from Pluto"). Так его хотел назвать тогдашний руководитель Universal - Сид Шайнберг. Но продюсер Стивен Спилберг оказался категоричен: он просто ответил письмом, в котором поблагодарил его за "подход с юмором" - и на этом вопрос был закрыт.
Оставим в стороне, насколько странно всё это звучит. Важно то, что сценарий менялся до самого старта съёмок - и именно отказ от изначальных идей сделал фильм по-настоящему доступным. Понятным. Захватывающим.
- Но это не спасло съёмки от серьёзных проблем за кадром.
Конфликты, замены и суд
В индустрии кино проблемы - почти обязательный пункт. Но в случае с "Назад в будущее" они зашли слишком далеко.
Например, актриса Мелора Хардин была утверждена на роль девушки Марти. Её кандидатуру одобрили, но после нескольких съёмочных дней контракт с ней расторгли - из-за "творческих разногласий" с Земекисом. Позже выяснилось: она чувствовала дискомфорт от режиссёрских указаний, и просто отказалась продолжать.
Криспин Гловер (Джордж МакФлай) не вернулся ни во второй, ни в третий фильм. Его заменили актёром Джеффри Вайсманом, который с помощью грима, парика и специальной оснастки имитировал движения и голос Гловера. Тот подал в суд - и выиграл дело. Причина? Использование образа без согласия.
Это было прецедентом. После иска Гловера в киноиндустрии начали активнее прописывать юридические детали, связанные с внешностью и её цифровым воспроизведением.
- Но и при всём этом команда не забывала про мелочи. Иногда - до невероятной точности.
Молния, часы и 7 минут 22 секунды
Сцена, в которой Док Браун объясняет Марти, что молния ударит в башню с точностью до секунды - это не просто эффектный момент. Это проверяемый факт.
Если отсчитать ровно 7 минут и 22 секунды экранного времени с момента, когда Док даёт инструкцию, - молния действительно ударит именно тогда. Без запаздывания, без монтажа, без допущений.
Такая педантичность не бывает случайной. Сценарий, режиссура, монтаж - всё работало на общую идею. "Назад в будущее" не просто развлекал. Он показывал, что кинематограф может быть выстроен, как механизм.
- Хотя чтобы этот механизм заработал, понадобилось 44 отказа.
Почти полсотни "нет"
Первыми интерес к сценарию проявили в Columbia Pictures. И довольно быстро от него отказались. Мотивировка была... странной: "слишком мило", "слишком по-семейному", "в кино про путешествия во времени не верим".
Сценарий обошёл 44 студии. Везде - вежливые отказы. Лишь после Земекис и Гейл решились показать текст Стивену Спилбергу. Тот сразу понял, что перед ним нечто редкое. Но даже тогда авторы не хотели, чтобы фильм делался только "по протекции". Поэтому снова - пауза, поиски, переговоры.
В итоге проект взяла Universal. И всё изменилось.
- Хотя многое могло пойти иначе - если бы кастинг прошёл по-другому.
Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд могли не попасть в фильм
Сегодня трудно представить кого-то другого в роли Марти МакФлая и Дока Брауна. Но оба актёра были на грани отказа.
Фокс был первым выбором Земекиса, но снимался в сериале "Семейные узы", и студия не хотела отпускать его на съёмки. Вместо него роль получил Эрик Штольц - и снимался в течение пяти недель. Но Земекис понял, что Штольц не даёт нужной энергии. Сменили актёра - и начали всё сначала. Фоксу разрешили участвовать в проекте с условием, что он не будет пропускать съёмки сериала. Он работал по 18 часов в сутки, с тремя часами сна. Так продолжалось два месяца.
Кристофер Ллойд поначалу отказался. Он просто не понял сценарий - и выбросил его в мусорное ведро. Лишь после уговоров продюсера Нила Кэнтона он дал тексту второй шанс. И предложил своё: создать Дока как смесь Альберта Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковского. Этот образ сразу зацепил Земекиса.
И вот уже 40 лет "Назад в будущее" продолжают обсуждать, смотреть, цитировать. Не из-за ностальгии. А потому что этот фильм помнит, как важны детали, энергия и - пусть даже случайное - вдохновение.
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!