Найти в Дзене

Протопопы Древней Руси: правовое положение и церковные функции (ч. 2)

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства. «…должен убо есть сицевый с всяцем благоговением и чистотою освящати божественыя и святыя церкви по правителному преданию. Обретающеи же ся тамо священници почитати и послушати его, и повиноватися, яко протопопу нашего смерениа по обычаю». В начальном протоколе другого извода этой же грамоты, сохранившейся в составе требника XVI в., архиерей, рукоположивший кандидата в протопопы, отмечен

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства.

В обязанности протопопа входило освящение церквей округи, а окрестным священникам предписывалось почитать протопопа и слушать его:

«…должен убо есть сицевый с всяцем благоговением и чистотою освящати божественыя и святыя церкви по правителному преданию. Обретающеи же ся тамо священници почитати и послушати его, и повиноватися, яко протопопу нашего смерениа по обычаю».

В начальном протоколе другого извода этой же грамоты, сохранившейся в составе требника XVI в., архиерей, рукоположивший кандидата в протопопы, отмечен как епископ Туровский и Пинский: «По благодати Святаго Духа, даней нам, и благословением рукоположения господина и отца нашего епископа Туровского и Пиньскаго (имярек)». Этот извод имел западнорусское происхождение, на что указывает как титул архиерея, так и упоминание панов в формулярном тексте помещенной ниже архиерейской наставительной грамоты протопопу, который приводим почти полностью: «Слово наукы святительской к протопопу. Сыну и съслужебнику нашего смирения (имярек)… свершили есмо тебе протопопом нашее соборное церкви великой, старейшину священником, на освящение церквам, по нашему благословению, и на устроение церковному исправлению: и ты буди протопоп, церкви божественое будь пилен, службы деля божественое, в час пения, приходи и братию свою крылошан в осмотрении держи, абы божественнаа хвала полна была всегда чинно, по уставу святых Отец и по нашего смирения приказанию и благословению. Если будешь церкви божественое пилен, будешь исправовати ряд церковный и священников, по уставу соборной церкви, тогды от Господа Бога прощение грехов приимеши, а от нашего смирения благословение и любовь, а от князей и панов и боар, детей наших, хвала и честь тебе въздана будет; аще ли своею леностию и небрежением и пианством сия презирати начнешь и нерадити о сем моем завещанию, тогда не токмо чести и сана лишен будеши, ино и казнь нашу духовную понесеши».

Документы указывают на лидерство протопопа среди белого духовенства на церковно-административном участке, включавшем город и, возможно, его окрестности. По-видимому, принципы назначения и функции протопопов были примерно одинаковыми как в Московской митрополии, так и в западнорусской Церкви; неслучайно в митрополичьем формулярнике первой трети XVI в. сохранились тексты, регламентировавшие статус протопопа, которые имели хождение и в западнорусской Церкви.

Источник: Давиденко Д. Г. Протопоп в Древней Руси и его канонический статус (по материалам памятников церковного права русского происхождения) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2025. Вып. 122. С. 11–27