В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства. «…должен убо есть сицевый с всяцем благоговением и чистотою освящати божественыя и святыя церкви по правителному преданию. Обретающеи же ся тамо священници почитати и послушати его, и повиноватися, яко протопопу нашего смерениа по обычаю». В начальном протоколе другого извода этой же грамоты, сохранившейся в составе требника XVI в., архиерей, рукоположивший кандидата в протопопы, отмечен
Протопопы Древней Руси: правовое положение и церковные функции (ч. 2)
30 мая30 мая
2 мин