Среди довольно большого количества автомобилей, ставших истинными легендами, есть тот, чьё имя олицетворяет не просто движение, но само господство над дорогой и временем. Его имя - Mercedes-Benz S-Class. Это не просто машина, это манифест инженерного совершенства, символ безупречного вкуса и технического могущества, облечённого в сталь. S-Class - это вершина эволюции автомобильной мысли, где каждая линия — как мазок мастера, а каждый механизм — как нота в симфонии комфорта, силы и величия. Это не просто автомобиль премиум-класса — это арена, где рождается будущее.
Возможно, кто-то до сих пор верит, что вся вышесказанная высокопарная маркетинговая чепуха действительно является истинной в последней инстанции и Mercedes-Benz S-Class до сих пор остается той самой ареной, где рождается будущее… но многие, однако, совершенно уверены в обратном: S-Class уже не тот, говорят они, и золотой век этой, действительно знаковой для мирового автопрома модели, остался далеко позади. Причем очень далеко. Существует определенная группа товарищей, которая считает что лучший представитель «Зондеркласса» поступил в продажу полвека назад – в 1975-м. Его имя - Mercedes-Benz 450 SEL 6.9, и именно ему посвящен наш очередной выпуск.
Можно сказать, что история 450 SEL 6.9 началась с лимузинов 600-й Серии, а если точнее – то с их могучего 6,3-литрорвого 8-цилиндрового двигателя с кодовым обозначением М100. Еще в 1966 году мерседесовский инженер Erich Waxenberger выступил с идеей использования этого двигателя на куда более легкой, чем 600-е лимузины четырехдверной серии 300, и в результате на свет появилась модель 300 SEL 6.3 – роскошный седан, весивший более чем на тонну меньше, чем лимузин. Обладая мощностью в 250 лошадиных сил, 300 SEL 6.3 оказался настолько быстрым, что, согласно легенде, один из тест-пилотов, резко утопив педаль газа, не поверил в происходящее и тут же сбросил обороты — столь внезапным и неожиданным якобы было ускорение.
300 SEL поступил в продажу в 68 году и стал первым свидетельством того, что седаны Mercedes могут быть не только роскошными и комфортабельными, но и быстрыми машинами, однако настоящий прорыв в направлении динамичных разгонов и высокой максимальной скорости был еще впереди.
В 1972 году немецкая компания представила своего новейшего флагмана W116 – первую модель, официально получившую имя S-Class. Став последней работой легендарного немецкого дизайнера Friedrich Geiger, работавшего в Мерседес еще с 1933 года, W116 стал огромным шагом вперед по всем направлениям – и в части технологий и в части дизайна, фактически ставшего каноном для марки как минимум на ближайшее десятилетие.
Топовый 4,5-литровый М117 V8 на моделях W116 450 SE и 450 SEL обладал мощностью в 225 лошадиных сил, подкрепленных моментом в 348 Ньютон-метров, что по меркам европейского автопрома тех лет, уже было весьма впечатляюще, но мерседесовкие инженеры, успевшие прочувствовать настоящую динамику на модели 300 SEL 6.3, которая была снята с производства в 72 году, уже не могли остановиться.
В 1974 году, на Женевском Автомобильном Салоне, состоялась премьера седана 450 SEL 6.9, в имени которого были зашифрованы слова «Супер», «Впрыск» и «Длинный». Последнее слово, в частности, указывало на удлиненную на 10 сантиметров колёсную базу в сравнении со стандартными W116. Общая длина машины, таким образом, составила 5 метров 6 сантиметров. Число 6.9 означало объем двигателя в литрах, и это был самый большой автомобильный двигатель, который не только Мерседес построил со времен Второй мировой войны, но и в принципе самый большой европейский послевоенный автомобильный двигатель.
В его основе лежал тот самый M100 V8, чей рабочий объем путем расточки цилиндров был увеличен до 6 834 кубических сантиметров. Чтобы разместить этот громадный силовой агрегат под капотом, его оснастили системой сухого картера, что позволило значительно уменьшить его общую высоту. Однако это потребовало увеличения объёма масла — вместо привычных пяти литров, понадобились все двенадцать. Но зато интервал замены масла увеличился аж до 20 тысяч километров. При этом использование гидрокомпенсаторов, автоматически регулировавших тепловой зазор, избавило от необходимости периодической и весьма дорогостоящей процедуры регулировки клапанов, кроме того, новейшая прокладка головки блока была сконструирована таким образом, чтобы отпала необходимость в её повторной протяжке.
Трёхступенчатая автоматическая коробка передач была заимствована у стандартной версии W116, но серьёзно усилена, чтобы справляться с колоссальным для европейского автопрома тех лет крутящим моментом в 550 Ньютон-метров. Мощности двигателя тоже была не маленькой – все 286 лошадиных сил. В итоге пятиметровый седан весом чуть-чуть меньше двух тонн смог разгоняться с места до сотни километров (по данным производителя) всего за 7,4 секунды, то есть лишь на полсекунды медленнее, чем ту же операцию проделывала новейшая Ferrari 308 GTB, запущенная в продажу в том же 1975 году, когда и 6.9. Максимальная скорость немецкой машины достигала 225 километров в час, а вот средний заявленный расход топлива составил 16 литров на 100 километров пробега. Правда дотошные журналисты выяснили, что при постоянной скорости движения в 100 километров в час реальный расход немного превышает 21 литр. В городском цикле это число, очевидно было еще больше.
Примечательно, что для североамериканского рынка, на который Мерседес тогда уже имел огромные виды, мощностные характеристики двигателя были довольно заметно снижены, в силу серьезно ужесточившего экологического законодательства и необходимости использования неэтилитрованного бензина. Катализатор, встроенный в выхлопную систему, а также уменьшение степени сжатия в цилиндрах с 8,8:1 до 8:1 привели к уменьшению мощности до 249 лошадиных сил по американской системе измерения и момента до 488 Ньютон-метров.
Помимо могучего и достаточно надежного двигателя, еще одной сильной стороной 450 SEL 6.9 стала его новейшая самовыравнивающаяся гидропневматическая подвеска, которая использовалась на обеих осях, а не только на задней, как у всех прочих версий W116. В отличие от знаменитой Ситроеновской гидропневматики тех лет, в которой применялся один насос для прокачки масла по всем гидравлическим системам, включая усилитель тормозов, рулевое управление, сцепление и саму подвеску, мерседесовские инженеры использовали иной подход, установив отдельные независимые насосы для каждой из этих систем. Благодаря этому обеспечивался более высокий уровень надежности. Кроме того, на немецких машинах имелись жёсткие резиновые демпферы, выполнявшие роль временных пружин и позволявшие продолжать движение даже при отказе гидравлических или других компонентов системы.
Считается, что именно версия 6.9 в 1978 году стала первым в мире автомобилем, получившим (в качестве опции) электронную в современном понимании антиблокировочную тормозную систему Bosch на всех колесах. Стоит отметить, однако, что еще в 1970 году американская роскошная яхта Lincoln Continental Mark III уже в базе (а в 1969 - в качестве опции) оснащалась системой ABS под названием Sure-Track, которая работала с помощью магнитных сенсоров подсоединенных к аналоговому компьютеру. Правда она устанавливалась только на задние колеса. А вот ABS производства Bendix на всех четырех колесах впервые появилась на крайсреровских Империалах в 71 году. Эта система была очень дорогой опцией и поэтому она продержалась в продаже лишь три года.
Но вернемся к немецкому 6.9, который, как утверждал производитель, был создан лишь «с одной целью - оправдать ожидания самых избалованных и требовательных современников». А ожидания эти, как можно догадаться, были весьма и весьма высоки, особенно в Штатах. Тем не менее, в базовом оснащении ничего сверхъестественного 6.9 не предлагал. Машина получила велюровою обивку сидений, натуральный деревянный декор салона, электростеклоподъемники и центральный замок.
Все по настоящему крутые для того времени фишки предлагались только за доплату. Среди них можно отметить дворники для головной оптики, люк с электроприводом, несколько вариантов стерео-систем, кожаную обивку салона, электрорегулировки сидений и подогревы на обоих рядах, автоматический кондиционер c компрессором производства General Motors, а также радио-телефон. Интересно, что зеркало со стороны пассажира тоже было опциональным.
Зато стоил заряженный немецкий «Зондеркласс» просто таки неприлично дорого. На момент старта продаж в 75 году в Германии за него просили почти 70 тысяч дойчмарок, что было на 35 процентов больше цены обычного 450 SEL с 225-сильным 4,5-литровым мотором V8. И это только за базовую комплектацию. Опциональный люк, к примеру, стоил почти тысячу марок, а телефон – внимание - 13,542. Чтобы было понятнее: за одну лишь только базовую цену мерседесовского 6.9 в Германии в 75 году можно было купить целый автопарк фольксвагеновских Жуков - не пять и даже не десять, а целую дюжину, и еще три тысячи литров бензина на сдачу.
В Соединенных Штатах прайс-лист на 450 SEL 6.9 начинался с 38 с небольшим тысяч долларов, а это – десять Мустангов второго поколения начальной комплектации, или три упакованных по максимуму Континенталя Mark IV. В общем, нетрудно догадаться, что флагманский Мерседес мог похвастаться всем чем угодно… кроме высоких цифр продаж. Модель выпускалась с 75-го по 80-й год включительно, и за это время её совокупный тираж составил всего 7 380 экземпляров, из которых чуть меньше двух тысяч были реализованы на территории Северной Америки.
Как и положено сверхдорогому автомобилю с удлиненной колесной базой, в основном он использовался с наемным шофером, но были и такие клиенты, которые предпочитали водить машину самостоятельно. Один из них – американский рокер Дэйв Ли Рот из Van Halen, на Мерседесе которого небезызвестный кастомайзер Джордж Баррис нарисовал веселого Роджера. Выглядит, конечно, диковато, но на то они и рокеры, чтобы было не так, как у других.
А знаменитый французский кинорежиссер Claude Lelouch в 76 году использовал свой собственный 6.9, чтобы снять необычную короткометражку под названием C'était un rendez-vous (Свидание или Рандеву), которую Кэрролл Шелби назвал «выдающейся», а Джереми Кларксон заявил, что легендарный Bullitt на фоне неё выглядит, как мультик. Суть фильма состоит в том, что некто на высокой скорости в течение 8 минут мчится по утреннему Парижу к базилике Сакре-Кёр, чтобы встретиться там со своей возлюбленной. И все это под рев мотора и скрип покрышек. Примечательно, что этот саунтрек был записан с использованием 12-цилиндровой Ferrari 275GTB, которая также принадлежала Лелушу.
Среди прочих интересных кинофильмов, в которых хорошенько засветился 6.9, можно отметить Ронин 98 года, а также триллер Шоссе в Никуда, снятый в 96-м. Это сюрреалистическое нео-нуарное кино от Дэвида Линча, автора Твин Пикса, известно, прежде всего, тем, что все еще молодая Patricia Arquette показала на экране практически все свои прелести, но и Mercedes 6.9 сыграл в фильме довольно заметную роль. По сценарию машина принадлежала главному злодею, а её двигатель был форсирован аж до 1400 лошадиных сил.
Объединив в себе роскошь и комфорт, достойные главы государства с динамикой настоящего спортивного авто, и предопределив дизайн автомобилей Mercedes-Benz на многие годы вперёд, модель 450 SEL 6.9 стала важнейшей вехой в истории развития немецкой компании. В будущем седаны Мерседес становились еще комфортнее, еще технологичнее, и еще быстрее, но именно 6.9 стал для всего этого отправной точкой. Именно поэтому некоторые считают его лучшим S-Class из когда-либо существовавших.