С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!
Это ведь и в самом деле так. Короли эстрады сменяют друг друга всегда, кто-то занимает пьедестал дольше, кто-то меньше по времени, но рано или поздно смена происходит.
Чем отличается новый король от предыдущего?
- У него новые песни, более созвучные эпохе.
- У него другой тип голоса, поведение на сцене, внешность и пр.
- Тексты песен более подходят современности, отображают её.
Но революции-то здесь, в принципе, не происходит, и каждый новый король в чём-то повторяет предыдущего, немного поменяв стилистику жанра.
Но вот про Агутина "немного" не скажешь. Это было абсолютно новое, доселе от наших артистов неслыханное. Уникальность его музыкального стиля состоит в том, что он соединил в своих песнях несколько жанров сразу. Основным является поп-музыка, дополняющаяся регги и латиноамериканскими жанрами. Именно это необычное сочетание выделяет Леонида Агутина среди других русских музыкантов.
Первой песней, которую я у него услышал, был, естественно, "Босоногий мальчик". И сам Леонид считает эту песню зна́ковой в своём творчестве.
Когда мы вчетвером - я, звукорежиссер, Герман Витке и гитарист Саша Ольцман - послушали первый сведённый вариант песни, стало понятно, что всё получилось. Я понял: вот оно, с этим я хочу выйти на сцену с гордо поднятой головой. Есть песня, есть картинка, всё есть.
Первое же выступление с "Босоногим мальчиком" перед публикой, состоявшееся на конкурсе "Ялта-1992", подтвердило убеждение автора, что у него на руках большой хит. Песню пришлось исполнить три раза на бис. В финале этого триумфального концерта у музыканта украли любимые кожаные сандалии, доставшиеся от отца, и он действительно стал босоногим музыкантом. Но не расстроился, потому что счёл это счастливым знаком: украли, видимо, на память, а значит, ему предстоит стать звездой. Так и получилось.
Не могу сказать, что стал поклонником его творчества. Я не выискивал его песни, не писал их в свою фонотеку. Но когда видел по ТВ его очередное выступление, смотрел с интересом. Потому что знал: Агутин – это всегда что-то новое и необычное.
Его песни невозможно спеть сразу после первого же прослушивания. Даже если не а капелла, а под фонограмму вместе с Агутиным. И это ещё при том, что он сознательно их упрощает:
Я упрощаю изначальную идею, делаю её более попсовой. Считаю, что подавляющее большинство людей не виновато в том, что музыка не является их стихией и что они не воспринимают сложный ритм и множество звуков.
Да, если рассуждать строго, в песнях Агутина слишком много нот. Но ведь даже это не помешало ему стать любимым певцом и композитором большого количества людей!
Кто-то из наших выдающихся композиторов (Максим Дунаевский, по-моему) однажды сказал: "Если песню нельзя спеть после первого прослушивания, это плохая песня". Однако с Агутиным это не работает! Его песни сложны для того, чтобы тут же и спеть, тем не менее, число поклонников Агутина – большая-большая армия.
Босоногий мальчик
Это было в 1992-м году. Большинство хитов Леонид сочинял в соавторстве с поэтом-песенником Германом Витке. Однажды тот приехал к Агутину, разбудив его словами: "Утро – не время для сна. Нужно работать". Ещё в полудрёме музыкант сел за пианино и наиграл первое, что пришло в голову.
Вике: "Класс! Я думаю, это будет история о босоногом мальчике, который танцует на пляже босиком". Агутин: «Название "Босоногий мальчик" – только через мой труп!" Но Витке его убедил.
В это время в Ялте проходил конкурс молодых исполнителей. Новая песня как нельзя лучше вписывалась в программу фестиваля. Босые ноги, гавайская рубашка и зажигательная мелодия сразили не только жюри, но и гостей. Артисту единодушно присудили первое место, а публика заговорила об Агутине как о новой звезде.
После успешного выступления Агутина пригласили в круиз – петь для гостей лайнера. На остановке в Неаполе членам группы впервые удалось купить хорошие акустические гитары и настоящие барабаны конга. Музыкантам так не терпелось попробовать новый звук, что они начали играть прямо в порту:
Радость была в том, что итальянцы не проходили мимо. Все останавливались, говорили: "Классная песня, только язык странный! Музыка наша, а язык какой-то другой!" Это был первый успех моих песен за рубежом.
Хоп-хэй-ла-ла-лэй
Песня написана Леонидом для альбома "Босоногий мальчик" в 1994 году. Как и большинство песен Агутина того времени, "Хоп-хэй-ла-ла-лэй" можно сказать ни о чем, или о "смысле жизни".
Как и в песне "Босоногий мальчик", герой песни "Хоп Хэй" беден, всю жизнь в пути, весь мир у него за окном, а он при этом в толпе прохожих, его сапоги в пыли, вспоминает отчий дом и постоянно в поисках счастья, которое, как известно, не в деньгах.
И ту, и другую песню тогда ещё длинноволосый Леонид Агутин исполнял босиком. Под зажигательное гитарное сопровождение в стиле "латино" публика с удовольствием танцевала вместе с исполнителем.
Нигде не нашёл сведений об авторе текста песни. Получается, и текст написал Агутин?
Кого не стоило бы ждать
Ну, уж в этой-то песне Леонид поиграл относительными местоимениями! Не всегда впопад, надо отметить.
А строка "загадка, тайна, тихо спал" - для меня загадка и тайна. Не могу понять, кто тихо спал и вообще, к кому это относится. Но это так, попутно. Главное, что Агутин это, по-видимому, понимает.
Клип на песню снимали в 1994-м году в Барселоне. Александр Ольцман (гитарист, которого Леонид просто обожает) и Агутин пошли прогуляться по городу и увидели человека, который на улице играл на гитаре фламенко. Не сразу, но им удалось состыковаться, Александр стал играть сам. Испанский гитарист был поражён: из Москвы, а так фламенко играет!
При этом, по мнению Леонида, Ольцман играет фламенко совершенно по-русски.
Ещё раз о том, что свою музыку Агутин упрощает:
У меня на ушах вкусы сограждан. То есть, мне иногда приходится где-то жалеть аудиторию, заключать в четыре четверти что-то, что можно было сделать на пять. Или упрощать какие-то вещи.
Оле-оле
Наверное, в первую очередь "Оле-оле" вспоминается как кричалка на зарубежных стадионах. Правда, с другим ударением, чем в песне Агутина. И там "Оле" выкрикивают 4 раза, а не два.
Французы понимают "оле-оле" как "давай-давай", а испанцы употребляют в значении "браво-браво", выражая восхищение танцем фламенко или подбадривая тореадора во время боя быков. Хотя корни у слова арабские, и означает "оле-оле»" что-то типа нашего "ей-богу!"
В песне Агутина, кстати, больше всего связи с последним вариантом. Или просто приговорка такая, с текстом последующей фразы никак не связанная.
А ещё, на мой взгляд, это похоже на то, как утешают плачущего или разобиженного ребёнка: начинают ему припевать что-нибудь такое, и вот он уже сквозь слёзки готов подпевать вместе с вами или даже пританцовывать.
Музыка и слова Леонида Агутина.
Королева
После очередных гастролей Леонид Агутин пришёл домой к Юрию Варуму, отцу Анжелики и автору её ранних хитов, с предложением сделать дуэтную песню. Выбор пал на "Королеву".
Далее последовали запись, съёмки клипа, премьера и совместный гастрольный тур. Дуэт подстегнул карьеру артистов, и пошли слухи, что они "спелись" и в жизни.
Ну, в общем-то так оно и вышло. Песню "Королева" Агутин и Варум поют дуэтом.
Слышал (читал) интересную версию на эту тему. Дескать, голоса Варум и Агутина очень похожи. А похожи они потому, что… поёт один Агутин! И если взять отдельно голос Варум и немного его понизить, то получится голос Агутина в чистом виде.
Этот вопрос задавали и самому Агутину. Он ответил, что это – полная ерунда, Анжелика поёт, конечно же сама. Да и технически в то время сделать это было невозможно: если понизить тон, то понизится и скорость воспроизведения. Цифровых технологий в то время не было, а на аналоговых сделать этого нельзя.
Музыка Леонида Агутина, слова Германа Витке.
Бонус
В качестве бонуса решил дать песню "Граница". Ну, хотя бы потому, что это необычная для Агутина песня. Написана в роке, и латиноамериканских мотивов здесь немного. Хотя, конечно, всё равно ощущаются.
"Граница" — песня Леонида Агутина, выпущенная в 2003 году совместно с группой "Отпетые мошенники".
Тема песни взята из жизни музыканта: в 1986 году Леонид Агутин был призван в пограничные войска, служил на Северо-Западе, в Калевальском отряде — сначала в оркестре, а затем на пограничной заставе, где, помимо всего прочего, был поваром.
Агутин написал слова к песне буквально за полчаса: всё пережитое сразу вспомнилось, оставалось лишь переложить это на бумагу.
Клип на песню снимали в Сестрорецке, недалеко от тех мест, где Агутин служил. В клипе снимался Михаил Ефремов, который сыграл похожую роль в сериале "Граница. Таёжный роман".
Но я решил дать не клип, а живое выступление на "Песне года-2003". По-моему, так гораздо интереснее.
Песня стала популярной, вошла в число хитов большинства российских хит-парадов. Кроме того, клип на песню фактически оказался бесплатной рекламой пограничных войск.
По словам Агутина, "Границу" он написал случайно.
В статье я писал о том, что песни Агутина спеть очень трудно. Но очень надеюсь, что караоке вам в этом поможет.
Всего вам самого доброго!