Крымская война нанесла громадный урон и городу и всему Крыму. Даже спустя двадцать лет после войны о Севастополе писали так: "Бывший главный порт нашего флота расположен на выдающейся части Крымского полуострова…Все значение Севастополя состоит в его прошлом, он знаменит ныне только своими историческими развалинами. Севастополь отстраивался очень медленно и ныне представляет собой если не мертвый город, то скорее город мертвых… улицы поражают путешественника своим мертвым видом: дома без крыш, пробитые стены, кое-где торчат только одни трубы, как после пожара…"[1].
В городе, с 1861 года стояли гарнизоном два пехотных полка 13-й пехотной дивизии и 13-я артиллерийская бригада. С 1865г. в Севастополе тайно началась заготовка компонентов подводных мин, был организован склад Керченской крепостной артиллерии (78 970 пудов пороха и 143 467 снарядов).
В 1866 году была нанята американская фирма, которая подрядилась расчистить гавань Севастополя от затопленных кораблей. Именно тогда Севастополь посетил Марк Твен (Сэмюель Клеменс), будущий писатель. Работы были выполнены в течение двух сезонов, однако выполнены они были крайне некачественно. Заокеанские подрядчики подняли со дна моря лишь то, что представляло собой хоть какую-то ценность, оставив на дне множество обломков, представляющих опасность для судоходства. На следующий сезон русским пришлось заново расчищать фарватер.
В октябре 1870 года Россией было принято решение отказаться от выполнения статей Парижского договора. На Черном море Россия начала возрождение флота, а флоту нужен был порт. В 1873-м году генерал-лейтенант Тотлебен составил план строительства Севастопольской крепости. Приморский фронт крепости состоял из семи береговых батарей. Учитывая опыт Крымской войны, проектом предусматривалось строительство и сухопутных рубежей. Сухопутный обвод крепости состоял из двух частей. На Северной стороне предполагалось использование линии обороны, построенной во время Крымской войны.
Минные заграждения в Севастополе в 1876-77 году
Между Константиновской батареей и противоположным берегом у входа в Севастопольскую бухту в конце 1876 г. было установлено боновое заграждение из цепей и бревен. В том же 1876 году было решено выставить минные заграждения вблизи Севастополя. К этому времени в России на вооружении состояли мины двух типов: гальваноударные (их часто называли автоматическими) и гальванические. Обе мины ставились на глубине 0,9—1 м с помощью чугунных якорей весом от 9 до 16 пудов (130—260 кг). Постановка мин была возможна лишь на мелководье, где глубина не превышала 40 м. Гальванические мины приводились в боевое положение с берега с помощью кабеля (магистрального проводника), подключенного к электрической батарее. Основным преимуществом этих мин была возможность прохода собственных судов по минам, находящимся в небоевом положении. Интересно то, что все мины принадлежали Военному ведомству и их ставили армейские, а не флотские минеры. Постановка мин производилась со специальных баркасов.
Те, кто немного знаком с историей Севастополя знают, что на мысу Александровский, на территории бывшего (ныне почти покойного) 57-го яхтклуба КЧФ, с обратной стороны старой батареи есть минная станция. Вторая казематированная минная станция находится на территории Херсонесского городища.
Поскольку использовались кабели в резиновой оболочке, которые не любят солнечной радиации, кабель выводился в море в специальных кабельных тоннелях. Но все это более поздние постройки.
Изначально аккумуляторы, коммутационная аппаратура и кабельные коробки располагались в небольших каменных сараях. Мины были запитаны как трамвай, по однопроводной схеме (второй "электрод"- вода).
Идея была проста: создать минно-артиллерийскую позицию из боновых заграждений из соединенных бревен, минного заграждения, которое можно включить и артиллерии, которая прикрывает боны и мины.
Заграждения ставились не только в Северной бухте. Особенно интересная система обороны Балаклавской бухты.
Удалось найти и места расположения двух 12-фунтовых батарей, и место расположения минной станции.
На Южной стороне, система укреплений претерпела существенные изменения. Линия обороны была намечена по господствующим высотам. Она проходила по линии: Карантинная бухта - Рудольфова гора- Куликово поле –Зеленая гора-Воронцова гора-Килен-балка. Во многом эта линия совпадала с осадной линией французских и английских войск и частично использовала их укрепления.
К реализации проекта приступили лишь в 1876г., когда Россия решилась начать войну на Балканах. Начиная с апреля 1876 года, началось интенсивное строительство земляных укреплений, для строительства долговременных оборонительных сооружений времени не хватало. Береговые орудия устанавливались на временных деревянных основаниях, собранных из нескольких накатов деревянных брусьев, скрепленных железными скобами.
По состоянию на 15 октября 1876 г. в Севастополе были построены:
Северная сторона:
Батарея № 1 (возле Волоховой башни) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867 г., и четыре 24-фунтовые казеннозарядные чугунные пушки.
Батарея № 2 (левее Волоховой башни, на месте прежней батареи Карташевского) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867 г.
Батарея № 3 (возле Константиновского форта) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867г.
Южная сторона:
Батарея № 5 (на Александровском мысу): четыре 9-дюймовые пушки обр. 1867 г., две 24-фунтовые пушки.
Батарея № 6 (бывшая № 10): четыре 9-дюймовые пушки обр. 1867 г, четыре 24-фунтовые чугунные пушки.
Батарея № 7 (бывшая № 8, на мысу Хрустальный): четырнадцать 6-дюймовых казеннозарядных медных мортир обр. 1867 г.
В запасе на складах находились шесть 12-фунтовых чугунных пушек обр. 1867г[2].
Всего к началу русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. на береговых батареях Севастополя, (и на его складах), находилось 62 орудия. Количество орудий и их калибр по меркам того времени было достаточно скромным. Если принимать во внимание появление в турецком флоте (не без английской помощи) броненосцев, то ценность в борьбе с кораблями противника представляли лишь восемь 9-дюймовых пушек обр. 1867 г., установленных на Южной стороне, на батареях №5 и №6 (впоследствии №9 и 10).
Этот исторический период характеризуется интенсивной гонкой вооружений. Непрерывное совершенствование техники привело к дальнейшему изменению материальной части береговой артиллерии.
В 1877-78-мг.г. для оснащения береговых батарей Севастополя стали поступать новые "орудия образца 1877 года" русского и немецкого производства. Одновременно с орудиями стали поступать и новые, усовершенствованные лафеты, конструкции Семенова. Отмечая заслуги изобретателя, Артиллерийский комитет писал, что заслуги Семенова "...делаются еще более, так сказать, рельефными, если обратить внимание на то обстоятельство, что, вырабатывая проекты своих лафетов, он не имел в иностранных артиллериях образцов подражания, так как наша береговая артиллерия постоянно почти была впереди иностранной". Лафеты, спроектированные Семеновым, в 70-х и 80-х годах известны под названием соответственно лафеты образца 1877 и 1878 годов.
В начале 1879 г. из Варшавы в Севастополь были доставлены три орудия нового типа — 11-дюймовые пушки Крупа. Вместе с пушками было доставлено четыре лафета Круппа. Правда, попав в Севастополь орудия тут же легли на склады. После ратификации царем Берлинского конгресса (15 июля 1878 г.) Военное министерство принимает решение разоружить батареи Севастопольской крепости. Официальная формулировка — по финансовым причинам, "дабы не давать Севастополю статуса крепости"[3].
Очередной гром грянул в 1885 году, и назывался он, "военной тревогой 1884-1885 г.". В конце 1884 г., в связи с успехом русских войск в завоевании Средней Азии разразился новый политический кризис, который в печати того времени окрестили "военной тревогой 1884—1885 гг.". Англия и Россия опять оказались на грани войны. Весна и начало лета 1885 г. стали апогеем русско-британского конфликта. (но это уже отдельная история)
[1] Славич. Путеводитель по Крыму. 1872г. Фотокопия. Архив автора.
[2] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада. Публикуется с согласия автора.
[3] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[4] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[5] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[6] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[7] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.