Найти в Дзене
Properm.ru

Как ты, трамвай? Знакомые Ротенбергов сорвали ремонт трамвайного хозяйства в Перми

Оглавление

Ремонт всего беспокойного трамвайного хозяйства должны были завершить в 2025 году. Но сроки уже сорваны, и будут перенесены. Правда, власти делают хорошую мину при плохой игре — не озвучивают новых сроков, не говорят, на сколько задерживается ремонт. Больше всех страдает Индустриальный район города.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

Несмотря на очевидное отсутствие работ, техники на рельсах и срыв заявленных сроков, власти в ответ на запрос Properm.ru прислали короткие ответы в духе «всё хорошо, прекрасная маркиза». В «Мовиста Регионы Пермь» поблагодарили за интерес к ситуации, пообещали ответить, но ответ так и не прислали.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

Как утверждает администрация Перми, «они находятся в постоянном диалоге с концессионером для контроля сроков исполнения соглашения».

«Развитие трамвайной сети в Перми продолжается в рамках действующего соглашения с концессионером ООО „Мовиста Регионы Пермь“. В настоящее время ведется реконструкция путей на ул. Мира, запущено движение на улицах Борчанинова и Дзержинского, завершены работы на участке ул. Куйбышева», — сообщили в администрации Перми.

Меж тем пермяки в соцсетях вопрошают в пустоту: «Когда уже закончится ремонт трамвайных путей на Мира? Когда пустите трамваи?»

А на той же ул. Борчанинова (где в 2024 году осуществлен — цитируем официальный ответ — «технический запуск» трамваев) водители то и дело выходят из кабин и стучат по рельсам молотком, вручную осуществляя перевод стрелок. Буквально мучаются, переходя через трамвайные пути, мамы с колясками, пожилые люди, дети.

Уже отремонтированные, по бумагам, трамвайные пути выглядят так, как будто снова нуждаются в срочном ремонте.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

Мэрия, игнорируя замечания и комментарии пермяков, продолжает флегматично докладывать: «Ведется разработка проектной документации для модернизации тяговых подстанций, депо, а также реконструкции трамвайных путей на ряде улиц (Белинского, Ленина, Петропавловской, Сибирской, участке ул. Куйбышева). Сроки реализации работ зависят от согласования проектных решений и синхронизации с другими инфраструктурными проектами».

Читаем, чтО тут действительно написано: «не готовы еще даже проекты ремонтов, которые (по первоначальному графику) должны были быть готовы в 2022–2023, максимум в 2024 году».

Единственные обязательства, которые выполнены полностью и в срок, — поставка всех трамвайных вагонов, 44 «львенка».

Напомним, кто и когда должен был всё отремонтировать.

Кто, что, за сколько ремонтирует?

В 2022 году власти Пермского края и Перми совместно с компанией «Мовиста Регионы Пермь» подписали концессионное соглашение, предусматривающее масштабную модернизацию трамвайной инфраструктуры. Срок реализации проекта составит 20 лет, а общий объем финансирования — 31,8 млрд рублей.

Кредиты предоставляются по льготной ставке 5,5% через ФНБ и корпорацию «ВЭБ.РФ». Общая сумма расходов включает капитальный грант (4,6 млрд рублей), инвестиционный платеж (19,6 млрд) и эксплуатационные выплаты (7,6 млрд). Финансирование распределено на 79 платежных периодов, половину расходов взяло на себя правительство Пермского края, а вторую половину — бюджет города. В квартал из бюджета платят по этим кредитам 200–300 млн рублей.

Условием соглашения является передача трамвайного комплекса в управление «Мовиста Регионы Пермь» на два десятилетия. В рамках соглашения планировалась реконструкция путей и депо и закупка новых вагонов. «Мовиста Регионы Пермь» — концессионер — обязан был разработать проекты, построить новые участки путей, отремонтировать существующие, а также привести в порядок здания депо и приобрести 44 трамвайных вагона. Концессионер также должен был заняться заменой светофоров, опор контактной сети, обустройством посадочных площадок и благоустройством прилегающих территорий.

Реконструкция депо включает обновление подъездных путей, площадок для хранения вагонов, инженерных сетей, бытовых и складских помещений, а также диспетчерских пунктов. Помимо этого, должно быть закуплено новое оборудование, включая кран-балки, смотровые канавы, станки и трансформаторные подстанции.

Основные работы должны быть завершены в 2025 году, Properm.ru публиковал этапы реализации проекта.

Что должны были сделать и сделали в 2023 году?

Завершена реконструкция трамвайных путей по ул. Куйбышева между улицами Революции и Белинского (2,2 км одиночного пути), первоначально сроки ремонта были такие — I–II квартал 2023 года. Открыли движение (не завершили весь ремонт, а открыли движение) в сентябре 2023-го.

Также в 2023 году должны были отремонтировать трамвайные пути на ул. Дзержинского, работы всё еще продолжаются.

В это же время должна была начаться и закончиться реконструкция трамвайных путей по ул. Мира между улицами Стахановской и Свиязева. Но здесь реконструкция выполнена только частично. Возмущает пермяков больше всего то, что трамвайное движение по ул. Мира, полностью закрытое в августе 2023 года, отложено на неопределенный срок. Правда, недавно прошла информация, что до конца 2025 года движение запустят.

На II–IV квартал 2023 года был запланирован капремонт трамвайных путей по улицам Куйбышева, Мира, Пушкина и Борчанинова общей протяженностью 14,9 км, четырех тяговых подстанций, а также начало реконструкции депо «Балатово». Но в срок работы не сделаны.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

Что должны были сделать и сделали в 2024 году?

В 2024 году на отремонтированных участках улиц Куйбышева, Дзержинского и Борчанинова осуществлен «технический запуск движения трамваев». По данным министерства транспорта региона, концессионер всё еще готовит необходимую документацию для сдачи-приемки выполненных работ по участкам трамвайных путей по улицам Куйбышева и Борчанинова.

В 2024 году планировалось, что отремонтируют 14,2 км путей по улицам Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского, завершат реконструкцию депо «Балатово». Эти работы не сделаны.

Что должны были сделать в 2025 году, что начали?

В 2025 году должен был начаться капремонт трамвайных путей на ул. Петропавловской, это был бы заключительный, четвертый этап. Также должны были отремонтировать 5,6 км путей от Перми II до ул. Крисанова.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

Похоже, что до ремонта путей на ул. Петропавловской в 2025 году так и не доберутся. По данным Минтранса региона, в 2025 году продолжится реконструкция путей на участках улиц Дзержинского и Мира.

Со сроками ремонта депо «Балатово» тоже неясно: в целях его реконструкции, — сообщает Минтранс региона, — «концессионером разработан и согласован в установленном порядке генеральный план реконструируемого депо». И сейчас «концессионером осуществляются процедуры по определению проектной организации». То есть ни о каком ремонте пока нет и речи, даже проекта этого ремонта еще нет.

В соглашении между концессионером и властями нет информации, сколько денег должно быть потрачено на каждый из этапов. Также в концессионном соглашении нет информации о дальнейшей работе концессионера и непосредственном управлении трамвайной инфраструктурой. Нет данных о предполагаемой выручке, о том, будет ли из бюджета покрыта разница между плановой выручкой и полученной в реальности. Нет никаких (!), хотя бы примерных финансовых показателей будущей работы.

    Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru
Автор: Ирина Молокотина для Properm.ru Источник: properm.ru

ООО «Мовиста Регионы Пермь» через длинную цепочку связей принадлежит убыточной компании АО «Техноинвест» и такой же, ничего не зарабатывающей компании АО «Новтри». Сама «Мовиста Регионы Пермь» сработала в 2024 году с прибылью 1,3 млрд рублей. Александр Советников был гендиректором и владельцем группы компаний «Мовиста». Он же руководил «Мовиста Регионы Пермь». Ранее Советников был генеральным директором компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая являлась оператором системы сбора платы с большегрузных автомобилей «Платон». Среди ее учредителей — миллиардер Игорь Ротенберг.

Федеральная программа модернизации электротранспорта была анонсирована в конце 2021 года. Она рассчитана на пять лет, ее общий бюджет оценивается в 400 млрд рублей. Планировалось, что в программе примут участие разные города страны. Проекты будут реализованы в рамках концессий. В качестве источников финансирования рассматриваются инфраструктурные бюджетные кредиты, средства Фонда национального благосостояния (не более 25% стоимости проекта) и инвесторов (до 50%), а также кредиты госкорпорации «ВЭБ.РФ».

В Верхней Пышме компания построила трамвайную ветку от Верхней Пышмы до Екатеринбурга и закупила 11 трамваев-«львят». В самом Екатеринбурге концессионное соглашение на обновление трамвайной инфраструктуры с «Мовистой» так и не заключили. В Самаре от концессии с «Мовистой» власти также отказались.

В сентябре 2022 года «Мовиста», в отсутствие претендентов, получила концессионное соглашение по обновлению трамвайной инфраструктуры Липецка за 14,5 млрд рублей. Местная структура называется «Мовиста Регионы Липецк». Срок концессии — 20 лет. В 2024 году ремонт трамваев в Липецке остановился.

В июне 2022 года власти Курска и «Мовиста» согласовали развитие электротранспорта на 12 млрд рублей. Завершиться работы по реконструкции и ремонту должны были до 2024 года, срок концессии рассчитан на 25 лет. По последним данным, сроки ремонта сорваны.

Но в 2024 году в Ярославле арестовали за взятки теперь уже бывшего гендиректора компании «Мовиста» Александра Советникова.

Сейчас гендиректор «Мовиста Регионы Пермь» — Юрий Кириакиди. Последний раз он и генеральный директор «Группы Мовиста» Алексей Зотов делали заявления о ремонте трамвайных путей в Перми в августе 2024 года. По словам руководителей «Мовисты», ремонт трамвайной сети продолжится после сдачи работ на ул. Борчанинова. Проектная документация ремонта на улицах Сибирской (между улицами Революции и Белинского), Белинского (до ул. Куйбышева) и Чернышевского (между улицами Белинского и Героев Хасана) находится на экспертизе, а проектно-сметная документация для участков на улицах Ленина (между улицами Куйбышева и Парковой) и Петропавловской (между улицами Куйбышева и Борчанинова) находится на стадии разработки. Кроме того, Кириакиди отмечал, что ремонт на ул. Ленина требует «титанических усилий».