Однажды, прогуливаясь мимо музея Анны Ахматовой, я сказала, что было бы хорошо в него сходить. На это моя подруга мне ответила, что мы там уже были пару лет назад. А я просто абсолютно не помнила факт посещения. Что ж надо исправлять, подумала я. В день Х я решила купить билет на экскурсию (как показывает практика, в музеях-квартирах лучше ходить с экскурсией или аудиогидом, чтоб не упустить детали).
Место действительно значимое в жизни Анны Ахматовой, здесь она прожила более 30 лет.
Как добраться?
Музей расположен в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте 53. Через арку необходимо пройти во внутренний двор.
Далее через сад, мимо ящика для буккроссинга, в котором можно оставить прочитанную книгу, а в обмен взять уже лежащую. Раньше в ящике было много книг и он пользовался популярностью, сейчас лежит всего несколько книг.
Следуя по указателям, доходим до входа в музей.
Раньше на территории сада была бесплатная выставка под открытым небом, посвящённая Бродскому, но сейчас её почему-то убрали. Грустно, было очень атмосферно.
Стоимость билета для взрослого - 500 рублей (есть льготы), с аудиогидом - 800 рублей(есть льготы), с экскурсией - 900 рублей (есть льготы).
Предыстория
Шереметевский дворец, он же Фонтанный дом, долгое время находился в руках рода Шереметьевых. После революции последний владелец рода - Сергей Шереметев - передал дворец советской власти на безвозмездной основе.
В здании обустроили Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII–XX веков, а флигели использовались в качестве коммунальных квартир.
С 1918 года в течение двух лет в северном флигеле (противоположном от нынешнего музея) жила Анна Ахматова со вторым мужем Владимиром Шилейко - переводчиком с аккадского языка шумерского эпоса. К слову, нынешняя кофейня в музее называется «Шумерийской кофейней», так Ахматова называла комнату, в которой жила со вторым мужем.
После поэтесса жила в разных местах.
Пунин и Ахматова
В 1921 году Николай Пунин, как сотрудник Русского музея, получил квартиру №44 в южном флигеле Фонтанного дома.
Хочется обратить внимание, на маленькое окошко на стене справа, через которое можно было определить, кто стучит в дверь (в двери глазка не было).
В 1922 году начался роман Анны Ахматовой с Николаем Пуниным. Николай Пунин был женат на Анне Аренс, имел дочь Иру и разводиться собственно не планировал по разным причинам. Осенью Анна Ахматова переехала в эту квартиру, где продолжали жить официальная жена и дочь Пунина. В нынешнем понимании у Пунина с Ахматовой был гражданский брак.
Прихожая
При входе в квартиру в прихожей мы видим пальто Николая Пунина, которое висит здесь с 1949 года с момента его ареста. Большой сундук рядом обрел интересное предназначение в виде спального места для гостей квартиры.
Далее мы попадаем в темный проход к кухне, где на полочке располагалась фотолаборатория Николая Пунина, который делал снимки и проявлял их.
Кухня
В кухне воссоздана, я бы сказала, коммунальная атмосфера с соответствующими советскому времени предметами быта. Здесь хозяйничала домработница Пуниных - Аннушка (Анна Богдановна Смирнова), которая с 1924 года жила в квартире вместе с сыном Евгением.
Интересным предметом на кухне является радиотарелка, с которой звучала лишь одна станция, одобренная государством, которая вещала с 6 утра до примерно 9 вечера; отключить или сделать потише было нельзя.
В начале 30-х годов Евгений Смирнов привёл в дом свою жену Татьяну, и квартира стала явно коммунальной; молодая семья заняла комнату рядом с кухней. Первое, что сделала Татьяна, отправила Анну Смирнову (мать Евгения) в дом престарелых. Вскоре в семье появилось двое детей.
Татьяна работала на заводе и была довольно неграмотной женщиной. Об этом свидетельствует письмо Татьяны Анне Ахматовой с просьбой занять деньги, расположенное на двери.
Далее мы проходим по коридору, где видим классические антресоли для хранения вещей.
Уголок Льва Гумилёва
К 1929 году сын Анны Ахматовой Лев Гумилев переехал в Фонтанный дом из Бежецка, где долгое время жил с бабушкой, по сути раз в год видя мать. В связи с этим отношения Анны Ахматовой с сыном нельзя назвать тёплыми.
Лев поселился в конце коридора, в так называемом тупичке. Лев приехал в Петербург для поступления в университет, куда его не приняли из-за социального происхождения; по сути, мы понимаем, что это происходит из-за отца, которого арестовали в связи с обвинением в заговоре.
Лев Николаевич не сдавался и смог в 1934 году поступить на исторический факультет благодаря 4-летнему стажу работы в должности разнорабочего (наличие стажа работы было единственным способом попасть в университет для Льва).
В 1935 году его арестовали.
Белый зал
Далее мы попадаем в белый зал, где оборудована интерактивная зона с важными вещами в биографии Ахматовой: рукописи, фотографии, мемориалии. Чтобы подробнее узнать об экспонате нужно навести на него ладонь на 3-4 секунды, после чего на экране появится текст.
В 1945 году в центральную часть Фонтанного дома въехал Институт Арктики и Антарктики, с того времени во двор и дом можно было попасть с пропуском. У Анны Ахматовой был пропуск со статусом жилец, который не позволял свободно гулять по саду у дома. У Николая Пунина был пропуск со статусом сотрудника Русского музея, в связи с этим он мог спокойно гулять по саду.
Также в зале есть бронзовая скульптура Анны Ахматовой, созданная Львом Сморганом.
Также стоит обратить внимание на стену. Здесь представлен фрагмент стены, обклеенный различными газетами советского времени; такой черновой слой часто делали перед поклейкой обоев.
Кабинет Пунина
Николай Пунин был замечательным искусствоведом. В кабинете представлен рабочий стол Пунина с небольшой библиотекой с книгами по искусствоведческой тематике. Анна Ахматова часто помогала Пунину с переводами книг по его работе с французского языка, который она очень любила.
Кабинет часто называли царством Ахматовой, чего абсолютно не скажешь при первом взгляде. Оказывается, именно здесь полулежа на диване писала свои стихи знаменитая поэтесса. Именно здесь создавалось Реквием.
В углу находится старинный фотоаппарат, который при осуществление снимка издавал характерный хлопок. Однажды Николай пошутил: было бы здорово иметь аппарат, который щелк и человека нет, у меня есть парочка людей, на которых я его бы испробовал. Шутку услышал сокурсник Гумилева, который сделал донос. Николая Пунина и Льва Гумилёва арестовали. Анна Ахматова писала об освобождении Сталину, что в итоге помогло вызволить близких поэтессы.
На окне представлен небольшой фрагмент переписки Пунина и Ахматовой.
Розовая столовая
Здесь собирались родственники и друзья семьи за беседой, просмотром фотоальбомов, игрой в шахматы, слушали музыку.
В столовой присутствует икона, которая никуда не исчезала в советское время несмотря на запреты.
Здесь же ставили ёлку на Новый год, так чтоб её было не видно с улицы, возле камина есть черно-белая фотография с ёлкой
Мемориальная комната
В 1938 году Анна Ахматова рассталась с Николаем Пуниным и переехала в эту комнату, где жила вплоть до эвакуации 1941 года в Ташкент.
В 1938 году в третий раз арестовывают Льва Гумилёва, несколько месяцев Анна Ахматова ничего не знала о сыне. Потом выяснилось, что он был направлен в Беломорканал, а затем в Норильск.
Ахматова продолжает писать «Реквием», сохранять на бумаге его было нельзя, и он хранился в памяти друзей (например, Лидии Чуковской), которые заучивали его наизусть, а затем листы с рукописью сжигали в этой комнате. Лишь в 1960 году произведение издают заграницей, а в 1980 году начинают печатать в России.
В этой комнате, разбирая сундук с вещами, оставленный её подругой Ольгой Глебовой-Судекиной, уехавшей из России, Анна Ахматова вдохновляется на написание «Поэмы без героя».
Последняя комната
В 1944 году Анна Ахматова возвращается в Ленинград, а в 1945 в эту же квартиру вернулся Лев Гумилёв. По сути жизнь Анны Ахматовой начала налаживаться, сын вышел на свободу, её начали печатать, но продлилось это до 1946 года, когда в свет вышел Ждановский доклад, который заклеймил творчество поэтессы. Далее последовал домашний арест, лишение продовольственных карточек и запрет печати. Для того, чтобы проникнуться атмосферой слежки, в комнате установлена камера, через которую мы можем увидеть себя.
В 1949 году последовали последние аресты Пунина и Гумилёва, в результате которых они долгие годы провели в лагерях, из которых Николай Николаевич Пунин уже не вернулся, а Лев Николаевич Гумилев был реабилитирован лишь спустя несколько лет.
В 1952 году началось расселения южного флигеля для расширения института Арктики и Антарктики.
После переезда Анна Ахматова поменяет множество адресов, а с 1955 года останется жить на даче в Комарово, которую она называла «Будкой». В этой комнате представлены стол и стул с принадлежностями, которые были на даче поэтессы. Отдельно хочется отметить оксфордскую мантию, лежащую в кресле, в которой Ахматова в Комарово собирала грибы.
На стене справа напротив окна проекция знаменитого рисунка Модильяни, который поэтесса берегла и не расставалась с ним в последние годы. Судьба оригинала рисунка неизвестна.
Лишь в конце жизни Ахматову воскресили для массового читателя, но опять же частично. Спустя многие годы известные произведения Ахматовой, ранее не проходившие цензуру, дошли до читателей.
Заключение
Какая всё-таки нелёгкая судьба была у Анны Ахматовой! Безусловно, было интересно окунуться в тяготы жизни поэтессы, но для меня музей показался довольно одноразовым с завышенной стоимостью. Без экскурсии и аудиогида интерьеры не вызывают невероятного интереса, можно упустить множество деталей и не понять для чего здесь представлены некоторые предметы.