Я решил закрыть счета в тех банках, которыми не пользуюсь. Причин для этого много - но основная - это надоедливые звонки и смс, которые они имеют право рассылать, потому что формально я их клиент. Ни одного полезного предложения за всё время не было.
Как узнать список банков, в которых у вас есть счета - я расскажу в следующем выпуске. Это очень легко сделать через личный кабинет налоговой.
Конечно, я ожидал, что закрыть счета - очень простое и банальное дело. Предъявляешь паспорт, пишешь заявление о расторжении договора банковского обслуживания, на всякий случай берёшь копию заявления - и всё. Казалось бы - о чём тут писать. Но не тут то было - ни в одном из банков закрытие счёта не прошло легко и гладко, при этом сложности в каждом были абсолютно разные. Итак, приступим.
Я закрывал счета в пяти банках и расскажу как это было в каждом из них:
- Газпромбанк (ГПБ);
- Промсвязьбанк (ПСБ);
- Банк Русский Стандарт;
- ВТБ;
- Почта-банк.
Газпромбанк (ГПБ)
Откуда счёт: открывал аккредитив при покупке недвижимости. Как розничным банком ни разу не пользовался.
В Газпромбанке я потратил больше всего времени. Полтора часа (sic!) в отделении из-за навернувшейся системы электронной очереди, крики хамящих и уставших после работы людей, леди, которая спросила, не против ли все, что она пройдёт без очереди (разумеется, все были против, но это ей не помешало).
И самое запоминающееся - одинаковые, как под копирку, деды - с объёмными сумками/рюкзаками, которые заходят в отделение, спрашивают "какая у вас самая высокая ставка на 6 месяцев?", слушают ответ, издают протяжное "уууу-у-у-у-у", разворачиваются и выходят.
Когда дошла очередь - счёт закрыли без проблем, копии документов дали.
Промсвязьбанк (ПСБ)
Откуда счёт: аналогично - счёт открывал при покупке недвижимости, больше банком не пользовался.
После Газпромбанка приятно удивило пустое отделение с несколькими свободными специалистами - и это в будний день вечером. Офис симпатичный и чистый, на входе есть антисептик для рук. Правда вся радость закончилась очень быстро - оператор сказал, что счёт у меня специальный, и закрыть его можно только в том отделении, где он открыт. Поэтому в другой день пришлось ехать в очень любопытную локацию.
Нужное мне отделение располагалось в очень необычном здании - снаружи покрытом дешёвым вентфасадом, а внутри - отделанном роскошным мрамором, которым отделан Тадж-Махал (так на входе написано). Внутри стоят ретро-кары в музейном состоянии, действительно очень симпатичное место. Если будет интересно - дам адрес в комментариях, юг Москвы.
Очереди не было. Специалист взяла мой паспорт и почти сразу сообщила, что никакого счёта у меня нет. Её соседка (обожаю) тут же взялась "помогать" и сообщила мне, что мне нужно ехать в ипотечный центр. Ну разумеется нет! Первая от неё отмахнулась и через какое-то время всё-таки нашла счёт и оформила документы о закрытии.
Банк Русский Стандарт
Откуда счёт: не помню. Видимо, открывал больше 10 лет назад, когда этот банк массово выдавал карты и занимался POS-кредитованием.
В банке Русский Стандарт, пожалуй, было самое неинтересное закрытие, ничего примечательного. Ужасно уставшие и недовольные в субботнее утро специалисты. Необходимость фотографироваться при подаче заявления. Довольно быстрое обслуживание.
Закрыть этот счёт было важно, потому что именно в нём, как выяснилось, висела овердрафт-линия на 1 000 рублей, которая влияла на кредитную историю.
Как посмотреть кредитную историю - рассказывал на канале.
ВТБ
Откуда счёт: открыли как зарплатный в гос.компании, в которой я некоторое время назад работал.
Ох... На самом деле я искал отделение Почта-банка, чтобы закрыть счета там, и наткнулся на объединённые с ВТБ отделения. Когда приехал на место - увидел, что в одном доме есть и отделение Почта-банка (в котором можно получить услуги ВТБ), и отдельный офис ВТБ. Решил не рисковать и пойти сначала в ВТБ.
Офис симпатичный, специалисты принимают на диванчиках, создаёт впечатление открытости. Но обслуживание плохое. Специалист нашла один мой счёт (а на сайте налоговой отражалось два). Про второй - рекомендовала прийти в рабочее время, когда будет руководитель отделения, у которой есть доступ к какой-то древней программе, где может быть мой второй счёт. Взять заявление в произвольной форме о закрытии счёта отказалась.
Ну и на вопрос - если мы закрываем договор банковского обслуживания - закроются ли все счета (включая секретные и древние) - вразумительного ответа я не получил. Полагаю, что да, но проверю через несколько месяцев.
Почта-банк
Откуда счёт: открывал накопительный счёт, когда была очень выгодная приветственная ставка. Почему больше не планирую так делать - расскажу в отдельной статье.
Почта-банк я оставил на сладкое. Флагманское отделение в панельном доме. Огромный офис, в котором нет ни одного посетителя и только один специалист (кажется, с бейджем "Заместитель Руководителя", но могу ошибаться).
Счёт нашли. Закрыть договор банковского обслуживания не могут, "потому что такого договора у меня нет". Вместо этого предложили закрыть договор интернет-банкинга, который нашли в системе.
А дальше - максимально неожиданно. Заместитель руководителя говорит мне: "Закройте глаза!"
Я даже растерялся. Потом понял - это такая система биометрии.
Выводы
Всё максимально банально - лучше иметь порядок в счетах и документах. Не открывать лишние и сразу закрывать то, чем не пользуешься. Обслуживание везде разное, процессы не в идеале даже по простым операциям, и очень много зависит от конкретного специалиста, с которым взаимодействуешь.
И хорошее персональное обслуживание может быть гораздо важнее, чем выгодные на бумаге условия.
Спасибо за внимание!