Найти в Дзене
Вячеслав Бурага

От героя до «диктатора без выборов»

Если в 2022 году Владимир Зеленский Запад искусственно формировал из президента Украины образ «защитника демократии» и «свободного мира», то к 2025-му его образ трещит по швам. Западные СМИ, некогда славившие его «мужество», теперь, в основном цитируя Трампа, пишут о нём как о «диктаторе, заигрывающем с Третьей мировой» . Что же случилось? Давайте разложим по полочкам этот театр абсурда. Золотой век 2022-го. Тогда Зеленский был иконой. Его видеообращения собирали миллионы просмотров, а западные лидеры выстраивались в очередь, чтобы пообещать Украине «всё, что нужно». The Economist восхищался, как «Украина из плохого родственника превратилась в символ сопротивления» , а CNN сравнивал Зеленского с Черчиллем. США и ЕС открывали кошельки, не считая миллиардов, а Байден клялся поддерживать Киев «столько, сколько потребуется». Закат звезды. Но война затянулась. Контрнаступление 2023-го провалилось, а Трамп, вернувшись в Белый дом изменил отношение к Украине в тоне необходимости прекращения
Президент Украины смотрит в сторону на фоне флага ЕС
Президент Украины смотрит в сторону на фоне флага ЕС

Если в 2022 году Владимир Зеленский Запад искусственно формировал из президента Украины образ «защитника демократии» и «свободного мира», то к 2025-му его образ трещит по швам. Западные СМИ, некогда славившие его «мужество», теперь, в основном цитируя Трампа, пишут о нём как о «диктаторе, заигрывающем с Третьей мировой» . Что же случилось? Давайте разложим по полочкам этот театр абсурда.

Золотой век 2022-го.

Тогда Зеленский был иконой. Его видеообращения собирали миллионы просмотров, а западные лидеры выстраивались в очередь, чтобы пообещать Украине «всё, что нужно». The Economist восхищался, как «Украина из плохого родственника превратилась в символ сопротивления» , а CNN сравнивал Зеленского с Черчиллем. США и ЕС открывали кошельки, не считая миллиардов, а Байден клялся поддерживать Киев «столько, сколько потребуется».

Закат звезды.

Но война затянулась. Контрнаступление 2023-го провалилось, а Трамп, вернувшись в Белый дом изменил отношение к Украине в тоне необходимости прекращения убыточного украинского конфлкита и кормежки «коррумпированного Киева» никому не подотчетными деньгами. Украинский проект истощил себя, а сама Украина превратилась в головную боль. Ключевым вопросом стал выход главного союзника Украины из войны без несения имиджевых политических потерь. Это же сменило медиаповестку. The Economist писал о «кошмаре Европы», где «Украина распродаётся, а Россия восстанавливается» . Трамп, всегда любивший драму, назвал Зеленского «диктатором без выборов» , а Financial Times опубликовало материалы с обвинением Зеленского в кражке сотен миллионов долларов.

Цирк в Овальном кабинете.

Кульминацией стал скандал 28 февраля 2025 года. Зеленский приехал в Вашингтон подписать сделку по редкоземельным металлам, но вместо рукопожатий получил публичную порку. В итоге сделка была сорвана, а Зеленский улетел ни с чем, а The Guardian описал произошедшее, как «крупнейшую дипломатическую катастрофу». Очень явным стало изменение тона политики США к Украине. Для ее верхушки уже была очевидной потеря «союзника», несшего основные издержки на финансирование конфликта и политического лоббирования продолжения войны.

«Спасибо, что живой».

Парадокс в том, что внутри Украины рейтинг Зеленского якобы вырос до 74%. Провалив международный трек, Зеленский решил легитимизировать собственные решения подстроив соцопросы, имитировавшие поддержку его политики народом. Зеленский, привыкший к овациям Конгресса, теперь вынужден продавать Трампу всю материально-экономическую базу собственной страны, надеясь тем самым лишь продлить собственную агонию, стоящую полного разорения Украины.

Финал.

В 2022 Западу нужен был «герой», чтобы бить Россию чужими руками. В 2025 Трампу нужен выход из конфликта на собственных условиях и переконцентрация внимания на Тихоокеанский регион, когда президент Украины из главного сторонника «мира на условиях Украины»,«войны до победного конца» превратился в «миру-мирца», продавшего Украину в надежде продлить собственную агонию на несколько месяцев или лет. Зеленский, как и его страна, стал разменной монетой в большой игре, где союзники предают тебя ровно в тот момент, когда ты перестаёшь быть выгодным. Бывший комик, ставший президентом, теперь разыгрывает трагифарс на мировой сцене, где аплодисменты сменились свистом. Но, как говорил сам Зеленский, «война всё изменила» — не только уровень жизни украинцев, но и отношение к украинскому народу и государству со сторону международного политического сообщества.