Найти в Дзене

Он меня не слышит! Как говорить с ребёнком, чтобы не срываться и быть услышанной

Что делать, если ребёнок словно глух к просьбам — и всё заканчивается криком? Ты стоишь на кухне. В руках — макароны, которые уже сбежали. Из ванной доносится всплеск воды. А в комнате ребёнок пятого года жизни скачет по дивану, крича: «Не хочу надевать носки!» Ты говоришь, мягко. Потом твёрдо. Потом громко. Потом орёшь. А он всё равно делает по-своему. Знакомо? Если ты мама — скорее всего, да. И если у тебя в груди хоть раз появлялась мысль: «Почему он меня не слышит?» — эта статья для тебя. «Дети слышат не слова, а состояние, из которого мы говорим». — Джеспер Юль, семейный психотерапевт Услышать — значит, почувствовать связь. А если связь разорвана, слова не долетают. Даже если ты повторила это уже восемь раз, по слогам, и даже в режиме "грозного робота". «Моему сыну 6. Он умный. Добрый. Забавный. Но когда я прошу его выключить планшет — начинается сцена: "ещё минутку", потом "я почти", потом — "ты злая мама!" Однажды я накричала, вырвала планшет… Он заплакал. Я — тоже.
Оглавление

Он меня не слышит…

Что делать, если ребёнок словно глух к просьбам — и всё заканчивается криком?

Ты стоишь на кухне.

В руках — макароны, которые уже сбежали.

Из ванной доносится всплеск воды.

А в комнате ребёнок пятого года жизни скачет по дивану, крича: «Не хочу надевать носки!»

Ты говоришь, мягко. Потом твёрдо. Потом громко. Потом орёшь.

А он всё равно делает по-своему.

Знакомо?

Если ты мама — скорее всего, да.

И если у тебя в груди хоть раз появлялась мысль: «Почему он меня не слышит?» — эта статья для тебя.

«Дети слышат не слова, а состояние, из которого мы говорим».
— Джеспер Юль, семейный психотерапевт

Когда ребёнок не слушается — это не про уши. Это про контакт.

Услышать — значит, почувствовать связь.

А если связь разорвана, слова не долетают.

Даже если ты повторила это уже восемь раз, по слогам, и даже в режиме "грозного робота".

История от мамы (возможно, твоей)

«Моему сыну 6.
Он умный. Добрый. Забавный. Но когда я прошу его выключить планшет — начинается сцена: "ещё минутку", потом "я почти", потом — "ты злая мама!"
Однажды я накричала, вырвала планшет…
Он заплакал. Я — тоже.
Мы оба в тот вечер не разговаривали.
Наутро я извинилась.
А вечером всё повторилось.
Я не знала, что с этим делать… Пока не поняла: я борюсь не с планшетом. А с его чувством потери контроля и желания быть услышанным».

Как говорят психологи: «Не поведение нужно менять. А отношения».

Это правда.

Потому что поведение — следствие.

А отношения — причина.

Когда ребёнок не слушает, он часто:

  • защищает границы (неуклюже, но по-настоящему),
  • ищет контроль (там, где его мало),
  • говорит «мне страшно» (через крик, упрямство, плач),
  • проверяет: ты со мной или против меня?

Теория простым языком: что такое «эмоциональный контейнер»

Термин ввёл британский аналитик Уилфред Биён.

Он говорил о том, что маленький ребёнок не может переработать свои чувства сам.

Он выгружает их — на тебя, как на «контейнер».

Если ты устала, раздражена, тревожна — контейнер трещит.

А если ты рядом, принимаешь, выдерживаешь — ребёнок успокаивается.

Мама — это тот, кто перерабатывает эмоции ребёнка в безопасные чувства.

Психотипы малышей — и как они «не слушаются»

Чтобы было проще, давай разложим на бытовые типажи.

1. Упрямец Макс

Максу 4. Он всегда говорит «нет».

Хочет надеть шапку летом.

Идти босиком в лужу.

Съесть только кукурузу.

Это чувствительный и тревожный ребёнок. Он на самом деле боится потерять себя в мире, полном «надо».

2. Командир Лиза

Лизе 5. Она сама всё решает.

Ты просишь её убраться — она говорит, что ты «сама и наделала».

С ней нельзя спорить.

Это ребёнок с сильной потребностью во влиянии. Если её подавляют, она мстит — бунтом. Но при этом — очень нуждается в твоей устойчивости.

3. Молчаливый Саша

Саша замыкается, если его ругать.

Он как будто вообще не слышит — просто уходит в себя.

Это сенситивный интроверт, ему больно от грубости. Он отключает эмоции — чтобы не «сломаться».

Что делать? Практические шаги, чтобы ребёнок услышал

Шаг 1: Проверь, из какого состояния ты говоришь

Дети слышат не «иди мыться», а:

— ты спешишь и раздражена

— или ты рядом, мягкая, но уверенная

Упражнение:
Прежде чем сказать — выдохни.
Спроси себя: я сейчас в себе?
Только потом — проговори просьбу.

Шаг 2: Снизь голос. Замедлись. Приседай.

Когда ты кричишь сверху, ребёнок — включает защиту.

Когда ты присаживаешься до уровня глаз, говоришь тихо — он чувствует контакт.

Техника:
присесть рядом
дотронуться до плеча
установить зрительный контакт
говорить на «я-сообщениях»:
«Я вижу, тебе весело. Я беспокоюсь, когда ты скачешь на подоконнике. Давай слезем вместе».

Шаг 3: Определи, что за эмоция под «не хочу»

Почти всегда за «не слушается» — скрыта эмоция, которую ребёнок не может выразить словами.

Твоя задача — угадать и назвать.

Вместо: «Перестань истерить!»
Попробуй: «Ты сейчас злишься, что я не разрешаю. Это тяжело, когда хочется — и нельзя».

Названное чувство = обезвреженное.

Шаг 4: Договор vs Давление

Многие мамы спрашивают:

«Но ведь иногда нужно просто сделать! Мы же не можем всё обсуждать?»

Да, конечно.

Но даже в «надо» — можно дать ощущение выбора.

Пример:
«Нам пора выходить. Ты наденешь куртку сам или тебе помочь?»
«Ты сначала чистишь зубы или убираешь игрушки?»

Выбор — это иллюзия свободы. Но для ребёнка — настоящая опора.

Шаг 5: Повторение — мать нервов. Но это нормально.

Дети учатся через повторение.

Даже если ты объяснила это уже десять раз.

Они проверяют:

— ты устала и сорвёшься?

— ты всё ещё со мной?

— ты стабильна?

Они не делают это назло.

Они делают это, чтобы проверить: мир всё ещё надёжный?

Шаг 6: Создай свои семейные ритуалы «контакта»

Это — не про «мыть руки»

Это — про связь

  • Утренняя «минута обнимашек»
  • Вечерний диалог: «Что было самым весёлым за день?»
  • Кухонный разговор по душам
Эти 3–5 минут в день — это та ниточка, по которой ребёнок «приходит к тебе», даже когда протестует.

Связь с природой: как мозг ребёнка устроен

Мозг ребёнка до 6–7 лет живёт в правом полушарии — он образный, эмоциональный.

Там нет логики и рациональности, как у взрослых.

Когда ты говоришь: «Нельзя! Опасно! Я уже говорила!» — он не анализирует, он реагирует.

Спокойный тон, прикосновение, образ — действуют лучше, чем сто слов.

Заключение: слышать — значит быть рядом

Твоя сила не в том, чтобы быть «строгой».

И не в том, чтобы быть «всегда доброй».

А в том, чтобы быть — живой. Настоящей. Настойчивой.

Чтобы выдержать детские эмоции, не подавляя, а принимая.

Чтобы сказать:

«Я с тобой. И я помогу тебе справиться с этим миром».

А теперь — тебе слово:

А ты когда в последний раз чувствовала, что тебя не слышат — и как ты с этим справилась?

Поделись в комментариях. Возможно, твой опыт поддержит кого-то ещё.

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

В Telegram-канале вас ждут полезные распечатки для игр и развития ребёнка.

Это поддержит — и тебя, и малыша.