Найти в Дзене

Читать всем: рассказ, за который Марлен Дитрих опустилась на колени перед писателем К. Паустовским

Короткий, но пронзительный текст из серии "надо читать каждому" - рассказ Константина Георгиевича Паустовского "Телеграмма". Именно его предлагаю обсудить в нашем книжном клубе малой прозы. В открытом книжном клубе "Паустовский и Ко" я решила несколько раз в месяц по выходным предлагать вам прочесть короткий рассказ (меньше 5 минут чтения) и вместе обсудить его.
Зачем? Чтобы расширять книжный кругозор, читать что-то прекрасное, до чего вы сами возможно никогда не дошли бы, и получать сильные, искренние, живые эмоции от прочитанного. Прочесть рассказ можно тут - жми. Время чтения - 3-5 минут. Но на всякий случай, для тех, кто не хочет читать или не помнит, коротко о сюжете: Старенькая бабушка живет одна и тоскует по дочери - та оставила ее и 3 года назад уехала в город. Старушке остается только плакать от одиночества и ждать. Заболев, чувствуя, что умирает, она пишет дочке письмо с просьбой приехать. Но у той нет времени даже сразу прочесть его. Чтобы скрасить последние дни умирающей, д

Короткий, но пронзительный текст из серии "надо читать каждому" - рассказ Константина Георгиевича Паустовского "Телеграмма". Именно его предлагаю обсудить в нашем книжном клубе малой прозы.

В открытом книжном клубе "Паустовский и Ко" я решила несколько раз в месяц по выходным предлагать вам прочесть короткий рассказ (меньше 5 минут чтения) и вместе обсудить его.
Зачем? Чтобы расширять книжный кругозор, читать что-то прекрасное, до чего вы сами возможно никогда не дошли бы, и получать сильные, искренние, живые эмоции от прочитанного.

Прочесть рассказ можно тут - жми. Время чтения - 3-5 минут. Но на всякий случай, для тех, кто не хочет читать или не помнит, коротко о сюжете:

Старенькая бабушка живет одна и тоскует по дочери - та оставила ее и 3 года назад уехала в город. Старушке остается только плакать от одиночества и ждать. Заболев, чувствуя, что умирает, она пишет дочке письмо с просьбой приехать. Но у той нет времени даже сразу прочесть его. Чтобы скрасить последние дни умирающей, деревенский сторож говорит ей, что идет проверить почту, а сам сочиняет письмо якобы от дочери, что она уже едет. Но старушка понимает, что это неправда. У нее не остается надежды. Не дождавшись, она умирает в одиночестве... А дочь прочла письмо только после смерти матери, и приехала уже после похорон...

Конечно, никакими словами я лучше Константина Георгиевича суть не передам, да это и не нужно. Скажу только, что эта пронзительная до слез миниатюра как и почти все, написанное Паустовским, основана на реальном событии, которому он был свидетелем. Об этом можно прочесть в повести "Золотая Роза" в главе "Зарубки на сердце". А Катерина, ставшая прототипом старушки в "Телеграмме" - дочь гравера Пожалостина, в чьем доме Паустовский жил в Солотче.

Ну и да, именно после прочтения этого рассказа великая Марлен Дитрих заочно влюбилась в писателя, увидела в нем родственную душу, поразилась тому, как неведомый далекий русский может так точно ухватить суть того, что творится в сердцах людей. Позже в своих мемуарах она написала так: "... произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть" (с)

Для Дитрих этот рассказ наложился на ее личную отчасти похожую семейную историю и произвел огромное впечатление, позже она прочла и другие вещи писателя. И когда в Москве на ее концерте ей сказали, что Паустовский в зале (хотя по прибытии в страну на ее горячее желание встретиться с Паустовским ей сказали, что это невозможно, так как он в больнице), и сам писатель поднялся на сцену, Дитрих не смогла выразить свои чувства лучше, чем опуститься перед ним на колени и поцеловать ему руку. Очень яркий, но очень заслуженный, как по мне, жест.

-2

А еще, кстати, стоит сказать, что по рассказу снята экранизация - короткометражный фильм "Телеграмма" 1957 года. И еще стоит вспомнить отзыв о рассказе писателя Дмитрия Быкова (признан в РФ иноагентом) (личность, конечно, противоречивая, многими нелюбимая, но тут попал "в яблочко" как по мне):

"Довольно характерный в этом смысле рассказ, который советскому человеку напоминает о совершенно отсутствующей у него душе. Потому что это же душа пишет! Это мать пишет из такого полузагробного пространства дочери в Ленинград, которая занята организацией выставки. Она ей напоминает о чём-то — не о корнях, не o прошлом, не о необходимости любить старых родственников. (...) Телеграмма, напоминающая советскому человеку, что у него есть душа." (с)

Тезис о том, что у советского человека отсутствовала душа - сомнительный и никакой критики не выдерживает, но посыл о том, что "Телеграмма" - текст, напоминающий человеку, что у него есть душа - очень верный.

Ну что, обсудим вместе рассказ? Делитесь в комментариях вашими мнениями и ответами на вопросы:
- понравилась вам миниатюра или нет?
- можете ли вы как-то оправдать Настю или она того и не стоит?
- что вы почувствовали, прочитав рассказ, какие мысли и эмоции в вас всколыхнул этот текст?
- какие детали рассказа вызвали у вас самые яркие эмоции и пробудили самое сильное сочувствие к героям?
- согласны ли вы с мнением Д. Быкова, что рассказ "Телеграмма" напоминает человеку о том, что у него есть душа?

Вы можете просто поделиться своим мнением или подискутировать с другими участниками обсуждения, отвечая на их отзывы. Давайте только, пожалуйста, проявлять друг к другу уважение.
Следующее открытое обсуждение книжного клуба - 1 июня: будем читать-обсуждать рассказ Антона Чехова "Спать хочется".

P.S. А в расширенной версии книжного клуба в мае-июне мы читаем "Повесть о жизни" Паустовского + выбираем еще одну книгу для чтения на июнь. Подробнее о расширенном клубе можно прочесть тут: