29 января 2010 года, состоялся первый полёт опытного истребителя Су-57, который на тот момент имел заводской шифр Т-50.
То есть самолет в небе уже более 15 лет, однако в последнее время все больше западных изданий заявляют, что Су-57 не соответствует требованиям к истребителю 5-го поколения.
В первую очередь тут стоит отметить, что каких-то конкретных общих требований к истребителю 5-го поколения просто не существует и никогда не существовало, кроме как повышенный боевой потенциал, по сравнению с предыдущим поколением. Поэтому концепция 5-го поколения истребителей у разных стран-авиапроизводителей отличается.
Тем не менее, сегодня понятие как истребитель 5-го поколении ассоциируется с тем, что самолет должен соответствовать требованиям по малозаметности, сверхзвуковому полёту в бесфорсажном режиме, сверхманевренности на малых скоростях, наличие внутренней подвески для вооружения, современному бортовому оборудованию и ряду других параметров, включая взаимодействие с другими самолетами, беспилотниками и наземных систем вооружения.
У каждого заказчика, в лице военного ведомства той или иной страны, собственно, как и у авиапроизводителей, есть свое понимание и идеология создания и использования истребителей 5-го поколения. И как правило, в ряде требований разных стран, концепция 5-го поколения заметно отличается.
Более того, тут стоит учитывать и то, что сегодня все дорогостоящие платформы истребителей 5-го поколения постоянно дорабатываются и усовершенствуются, в связи с чем в конструкцию постоянно вносятся изменения, в том числе и кардинальные. И Су-57 не является исключением.
И это хороший повод немного покопаться во все этой инфошумихе, разобрав при этом вполне логичные вопросы — а кто именно требует, чем обусловлены эти требования и зачем их непременно нужно выполнять.
Тут стоит напомнить, что поиски облика истребителя 5-го поколения начались в СССР и США практически в одно время – в середине 1970-х годов. По стечению всеми известных обстоятельств первый серийный истребитель 5-го поколения появился все в США.
Это был американский F-22 Raptor, который разработала компания Lockheed Martin еще в 90-х годах прошлого века по заказу своих ВВС. В большей степени по этой причине F-22 Raptor и стал тем самым самолетом, по которому у большинства обозревателей и сформировалось представление о 5-ом поколении.
Однако мало кто говорит о том, что советский демонстратор технологий многофункционального истребителя 5-го поколения МиГ 1.44 по своим характеристикам не уступал и даже в чем-то превосходил американского конкурента F-22.
У ряда экспертов сегодня уже сложилось обратное мнение, что на сегодняшний день не Су-57, а как раз F-22 не в полной мере соответствует требованиям 5-го поколения, в связи с чем собственно в США и инициировали программу модернизации всего оставшегося парка этих машин. Об этом сегодня говорит и командование ВВС США. Помимо этого и к F-35 у ВВС США и ряда европейских союзников также есть претензии.
Тут для начала стоит отметить, что в отличие от своего предшественника F-15 Eagle, в конструкции F-22 уже действительно широко используется технология малозаметности, крейсерская сверхзвуковая скорость без использования форсажа, сверхманевренность на малых скоростях и небывалая до этого ситуационная осведомленность на поле боя.
Сегодня все эти требования также стараются выдерживать не только производители из Lockheed Martin, но все остальные мировые авиапроизводители истребителей, причем теперь даже и на самолетах 4-го поколения.
Однако подчеркну, что после появления F-35, стало понятно, что этот самолет по многим параметрам уже не вписывался у своих же ВВС в представление 5-го поколения, поскольку просто не обладает рядом свойств из этого привычного всем «сакрального набора технологий» истребителей 5-го поколения.
И всё потому, что его изначально его разрабатывали не по каким-то капризам обозревателей, а по совершенно конкретным требованиям программы Joint Strike Fighter.
То есть самолет создавали уже не как истребитель завоевания господства в воздухе, а многоцелевой боевой самолёт с преимущественно ударным функционалом. Программа предусматривала создание единой модели истребителя для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП).
Нетрудно увидеть и разницу между этими американскими истребителями и российским Су-57, который явно по большинству параметров превосходит американские изделия. Тем не менее компании Lockheed Martin не мешает относить оба этих самолетов к 5-му поколению.
Как бы там ни было, но риторика вокруг несоответствия 5-го поколению Су-57 в свою очередь базируется всего на двух столпах — не подходящий двигатель и относительно слабая реализация технологии малозаметности.
Претензии по силовой установке самолёта возникли совсем не на пустом месте, так как все опытные машины и первые серийные Су-57 сегодня оснащены двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1 - так называемого «первого этапа».
Эти двигатели были разработаны с применением технологий 5-го поколения реактивных силовых установок и имеют достаточно хорошее отношение массы к тяге.
По своим ключевым параметрам он как минимум не уступает двигателям, которые сегодня устанавливаются на самые свежие модификации истребителей F-16 «Блок-70» и F-15EX.
Однако вот только тяговые характеристики российского Су-57 при полной боевой нагрузке немного уступают F-22, так как американский флагман получил более мощную силовую установку на базе двух двигателей Pratt & Whitney F-119. Причем примерно при тех же размерах и массе.
В результате у американского истребителя F-22 силовая установка на взлёте с использованием форсажа имеет тяговооружённость около 1,1, в то время как у российского она чуть меньше единицы и составляет - 0,96, что собственно не так критично.
Однако без использования форсажного режима, который напрямую влияет на бесфорсажную крейсерскую сверхзвуковую скорость, этот показатель скромнее и различие становится уже более существенным - 0,78 против 0,62, что составляет порядка 20% разницы не в пользу Су-57.
По данным ряда открытых источников, бесфорсажная скорость при полной боевой нагрузке Су-57 не превышает 1,2-1,3 маха, тогда как у от F-22 этот показатель уже составляет порядка 1,7-1,8 маха.
Тем не менее, этот недостаток нашим конструкторам все же удалось решить, и как заявляет производитель, до конца 2025 года в опытную эксплуатацию поступят первые модернизированные Су-57 с новыми двигателями, а с 2026 года начнется их массовое производство.
Впервые в составе этой новой силовой установки, опытный Су-57 взлетел еще в декабре 2017 года. Долгое время этот двигатель был известен под обозначением «изделие 30», а в серийном варианте уже получил индекс АЛ-51Ф1.
Как ранее заявлял генеральный конструктор и директор ОКБ им. А. Люльки — филиала ОАО «НПО «Сатурн» Евгений Марчуков, с этими двигателями модернизированные истребители Су-57М теперь смогут совершать полеты на таких сверхзвуковых скоростях в бесфорсажном режиме, которые пока недоступны ни одному истребителю в мире.
По его словам, АЛ-51Ф1 превзошел все современные двигатели в этом классе - по мощи, топливной эффективности и сниженной стоимостью жизненного цикла. Каких-то конкретных характеристик Марчуков не приводит.
Однако источники ОДК утверждают, что силовая установка Су-57 на базе двух двигателей АЛ-51Ф1, сможет развивать максимальную тягу около 22-24 тонн, тогда как в форсажном режиме суммарная тяга двигателей может доходить до 36-38 тонн.
То есть из этого можно сделать выводы, что, максимальная тяга каждого двигателя АЛ-51Ф1 в бесфорсажном режиме будет порядка 11-12 тонн, а на форсажном режиме порядка 18-19 тонн. То есть на уровне или чуть выше, чем аналогичные показатели у двигателя Pratt & Whitney F-119, установленного на Рапторе.
По словам Евгения Марчукова, АЛ-51Ф1 построен с применением технологии снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, что особенно актуально в свете того, что воздухозаборники Су-57 фактически не имеют S-образного канала, прикрывающего лопатки вентилятора двигателя, как на американских F-22 и F-35.
В принципе, как раз к малозаметности двигателей «первого этапа» АЛ-41Ф1 в большей степени и были претензии у ряда западных обозревателей и главная опора в споре тех, кто ратует за несоответствие 5-му поколению.
В качестве основных аргументов приводятся все тот же прямой воздухозаборник и простое круглое сопло с видимым отсутствием радиопоглощающих материалов и даже малое количество пилообразных кромок сопла, что сбрасывает Су-57 на уровень истребителей прошлого поколения Су-27.
Есть притензии и у тому, что сам планер Су-57 имеет значительно большую эффективную отражающую площадь рассеяния (ЭПР), по сравнению с американскими конкурентами, а также упоминается низкое качества сборки фюзеляжа.
При том, что планер Су-57 стали активно упоминать буквально недавно, после появления в китайском Чжухае опытного борта 054, где весь мир с интересом разглядывал проглядывающиеся заклёпки, дефекты покраски и сборки самолёта, за плечами которого 12 лет интенсивной программы лётных испытаний и отсутствует новейшее «стелс-покрытие».
По данным Росеха, разработанное Центральным конструкторским бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ) новейшее покрытие Су-57 способно поглощать до 95% радиоволн в широком диапазоне часто,т и поэтому его состав находится под "грифом".
Как ранее поделился генеральный директор ЦКБ РМ Алексей Дымовских, что разработанное новое российское стелс-покрытие для Су-57, с применением стеклопластика со сниженным коэффициентом, не требует дорогостоящего технического обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации, чем в свою очередь не могут похвастаться американские конкуренты.
Боле того, те кто приводят доводы о низкой ЭПР планера Су-57, как правило оперируют домыслами, убеждениями и компьютерными симуляциями западных ангажированных изданий, а не конкретными замерами и диаграммами эффективной площади рассеяния планера, которые имеют реальное отношение в отражении технологий малозаметности.
Тем не менее эти же источники трактует о непревзойдённых технологиях стелс-покрытия F-22, которые якобы держатся в секрете уже третий десяток лет, убеждая свою аудиторию в том, что сверхмалая ЭПР якобы эквивалентна небольшому мячу для гольфа, что собственно многими обозревателями до сих пор воспринимается как бесспорный факт.
При этом еще игнорируются и заявления реальных специалистов в обоасти разработки и эксплуатации радиолокационных систем, которые утверждают, что на данном этапе развития таких технологий, которые причисляют к F-22, пока еще относятся к области фантастики.
Однако даже за неимением конкретных данных по ЭПР Су-57, вовсе нетрудно установить истинные выводы, так как даже при первом взгляде на российский флагман несложно заметить малоотражающие формы планера и наличие внутренних отсеков вооружений.
Более того, наличие радар-блокера на входе в компрессор двигателя, присутствие пилообразной кромки сопла на новом двигателе, а также совершенно новое плоское сопло с управляемым вектором тяги, призванное ещё больше снизить радиолокационную и инфракрасную заметность в задней полусфере, дают общую картину, что из себя будет представлять модернизированная серийная версия Су-57М.
Также стоит отметить, что ранее в США все же признали заметность F-22 в инфракрасном диапазоне, после появления в сети кадров, где F-22 Raptor демонстрируется в прицеле российского Су-35С.
По данным издания The National Interest, F-22 способен оставаться малозаметным в радиолокационном диапазоне. Но в инфракрасном диапазоне американский флагман все же обнаруживается российским Су-35С.
Однако отмечается, что в случае, когда F-22 находится на большом удалении от инфракрасного датчика российского Су-35С, который к тому по каким-то причинам не должен быть направлен в сторону самолета, F-22 остается незаметным для Су-35. Тем не менее подчеркивается, что F-22 в радиолокационном диапазоне все же невиден для российского истребителя, пытаются оправдываться в американском издании.
В данном случае речь идет об оптико-локационной станции ОЛС-35, которая установлена в верхней точке носовой части самолета. Для справки, данная система используется в так называемом скрытном режиме охоты, без включенной бортовой РЛС, которая в свою очередь во включённом состоянии демаскирует истребитель. В таком случае превосходство будет на той стороне, кто первый обнаружил, либо имеет в наличие вооружение, позволяющее поражать противника с безопасной для него дистанции.
В отличие от более «свежего» F-35, у F-22 нет аналогичной системы, из-за чего американский неоднократно подвергался критики со стороны пилотов ВВС США. С большой долей вероятности, именно по этой причине данную опцию включили в новый модернизационный пакет F-22, утверждённый в начале этого года.
Тем не мене в The National Interest все недавно признали, что российская система длинноволнового инфракрасного поиска и отслеживания, которая может наблюдать малозаметные самолеты на значительном удалении, представляет наибольшую угрозу для таких самолетов, как F-22.
Как ранее в интервью подчеркнул Генеральный конструктор и директор ОКБ Люльки филиала ОАО «НПО «Сатурн» Евгений Марчуков, на сегодняшний день Су-57 с двигателями АЛ-41Ф1 полностью отвечает всем требованиям 5-го поколения.
Однако время и международная обстановка диктует свои условия. Поэтому сегодня Россия не просто должна, а обязана стремится к лидирующей позиций не только в развитии военных технологий, но и во всей авиационной отрасли в целом.
Поэтому наличие на машине двигателя АЛ-51Ф1 с новым соплом и управляемым вектором тяги, позволит Су-57 еще долгое время превосходить все существующие и перспективные истребители нового поколения.
Он также поделился, что в новом двигателе конструкторы кардинально изменили термодинамический процесс, который применяется на силовых установках предыдущих поколениях. Это связано с особой ионизацией воздушного потока в воздушно-топливной смеси.
По его словам, в традиционной камере сгорания располагается форсажная камера, тогда как в двигателе нового поколения АЛ-51Ф1 форсажной камеры как таковой нет.
Вместо неё появилась, так называемая кольцевая система, которая будет создавать сгорание топлива без его дополнительной подачи по насосным системам, что даст существенное преимущество в малозаметности на больших скоростях и будет гораздо экономичнее, поделился главный конструктор.
Он также добавил, что остальные детали и характеристики двигателя не может разглашать, как собственно и характеристики модернизированного истребителя Су-57, так как они еще долгое время будут оставаться под «грифом секретно».