Стивена Вебера можно отнести к категории относительно малоизвестных актёров, которые, тем не менее, прошли весьма достойный карьерный путь. И зачастую являются более талантливыми, чем многие мелькающие в СМИ и на ковровых дорожках "звёзды". Родился в Нью-Йорке 4 марта 1961 года. По крови еврей и очень этим гордится, хотя и не соблюдает никаких религиозных обядов. В 1979 году окончил Перчейз-колледж - учебное заведение для гуманитариев с сильным творческим уклоном, расположенное посреди открытых полей и раскидистых лесов в 50 километрах (или в нескольких минутах езды на поезде) к северу от Нью-Йорка. Карьеру начал с ролей на театральной сцене - и впоследствии он ещё будет выступать на Бродвее. В 1985-86 годах снимался в фундаментальнейшей мыльной опере "Как вращается мир". Это, если не ошибаюсь, самый долгоиграющий сериал в истории, выходивший с 1955-го по 2009-й. Стиль повествования - медленный, многословный, эмоционально напряжённый - стал золотым стандартом для его последователей в данном жанре. Хотя действие во всех 54 сезонах происходит в вымышленном маленьком городке в штате Иллинойс, съёмки ни разу не выехали за пределы всё того же Нью-Йорка. Вот в чём преимущество родиться в мировом мегаполисе, а не глухой провинции: первые 25 лет жизни актёру не приходилось преодолевать каких-то невероятных препятствий и даже уезжать далеко от дома, чтобы получить образование и развивать карьеру. Правда, свои реплики он произносил с сильным нью-йоркским акцентом, над которым потешались зрители. Первыми экранными партнёршами Стивена стали будущие звёзды Джулианна Мур и Мариса Томей. Уже в этой роли проявилось любопытное противоречие его актёрской природы: сочетание романтичности, даже некоторой уязвимости, и спрятанной глубоко внутри жестокости; "детского личика" - и исходящих от него флюидов опасности.
В 1987 году Вебер исполнил роль сержанта в военной драме "Высота "Гамбургер". Фильм, идущий по следам сверхуспешного шедевра Оливера Стоуна "Взвод", повествует о печально известной "высоте 937" в Северном Вьетнаме. В мае 1969 года американским войскам удалось занять её в результате ожесточённых боёв и потери почти всего личного состава. Этот красноречивый пример безумия и абсурдности войны способствовал росту антивоенных протестов в США.
Настоящий прорыв для Вебера случился в 1990 году, когда стартовал популярный ситком «Крылья», где актёр не просто снимался, а по-настоящему "звездил" до 1997 года. Сериал повествует о двух братьях-пилотах, решивших открыть собственную маленькую авиакомпанию - и естественно, попадающих в различные передряги. Некоторые зрители до сих пор считают "Крылья" лучшим ситкомом в истории. Экранным партнёром - а впоследствии другом - Стивена стал Тим Дейли: ещё один талантливый, но скромный актёр с задатками настоящей "звезды".
Благодаря успеху шоу, Вебер сыграл молодого Джона Ф. Кеннеди в мини-сериале "Кеннеди из Массачусетса", а в 1992 году снялся с Дженнифер Джейсон Ли в триллере "Одинокая белая женщина". Эталонный представитель своего жанра, выполненный в стилистике Альфреда Хичкока и Романа Полански, повествует о молодой девушке, сталкивающейся со странным и угрожающим поведением новой соседки по квартире. В 1993 году появился в триллере Тома Холланда "Временная секретарша" вместе с Тимоти Хаттоном и звездой сериала "Твин Пикс" Ларой Флинн Бойл. Фильм повествует о молодой амбициозной секретарше, быстро взбирающейся по карьерной лестнице... при этом её конкурентки пропадают без вести или умирают загадочной смертью. Наконец, в 1995 году он получил в комедии "Джеффри" главную роль бармена-гея, партнёр которого оказался носителем СПИДа. Засветился в полуартхаусной и номинированной на "Оскар" в нескольких категориях драме "Покидая Лас-Вегас" с Николасом Кейджем в главной роли. И наконец, сыграл первую по-настоящему известную широкому российскому зрителю роль - Джонатана Харкера в пародийной комедии Мэла Брукса "Дракула: мёртвый и довольный". Роль Мины, невесты Джонатана, исполнила Эми Ясбек, уже работавшая вместе с Вебером в "Крыльях". Бессмертного графа - Лесли Нильсен. Сам режиссёр перевоплотился в профессора ван Хельсинга, прописывающего клизму как универсальное средство от всех болезней, даже от вампиризма, и упрямо не желающего уступать в словесных перепалках, которые сам же и затевает.
Фильм стал кассовым провалом и был просто уничтожен большинством критиков. Я никогда не мог понять, почему. Мне и всем моим знакомым он безусловно понравился. На следующий день после его показа по ТВ мы часами вспоминали самые уморительные эпизоды и реплики. В своём жанре это творение Брукса вполне можно назвать "классикой". Режиссёр, кстати, был так расстроен провалом, что не поленился подкараулить Роджера Эберта и наброситься на него с тирадой в духе "я талант и останусь в истории, а ты ничтожество". Впрочем, нашлись критики, которые похвалили игру всех без исключения актёров фильма и присущее Бруксу "удивительное чувство эпизода". Что касается Стивена Вебера, то он исполнил свою роль с привычным сочетанием интеллигентности и эксцентричности. Перед прослушиванием он очень волновался, поскольку являлся большим поклонником фильмов Мела Брукса. По его словам, самым трудным на съёмках было "самому не засмеяться" над происходящим в кадре. Также Стивен отметил "уникальный ритм", присущий фильмам Брукса, в который очень комфортно встраиваться. Неуспех картины он объяснял тем, что та обладала эстетикой "театрального водевиля" и для кинозрителей выглядела непривычно. Кроме того, "фанаты Дракулы" не желали видеть этого персонажа в комедийном фильме.
Следующим большим проектом Вебера стал мини-сериал по роману Стивена Кинга "Сияние". Как известно, "король ужасов" был не в восторге от экранизации Стэнли Кубрика 1980 года, в котором роль писателя-алкоголика Джека Торранса, медленно сходящего с ума в населённом призраками отеле, сыграл Джек Николсон. Он привнёс в фильм свою мощь и харизму, но с самого начала выглядел как психопат. Кинг же хотел выпустить адаптацию, в которой погружение главного героя в безумие происходило бы постепенно, а сюжет более точно соответствовал роману. Режиссёрское кресло занял Мик Гаррис, который в 1993 году адаптировал роман Кинга "Противостояние". Роль Венди Торранс получила поклонница творчества Кинга Ребекка де Морней, которая также ненавидела версию Стэнли Кубрика. Дэнни Торранса - Кортланд Мид, который годом ранее убедительно сыграл в "Восставшем из ада 4". Проблемы возникли с кастингом на главную роль. Сначала её предложили Гэри Синизу. Но он испугался, что не сможет переиграть Николсона. Ребекка де Морней захотела видеть своим партнёром Тима Дейли. Но тот не смог из-за занятости в других проектах и предложил вместо себя своего друга Стивена Вебера. Пару лет спустя Вебер станет первым кандидатом на главную роль в мини-сериале Стивена Кинга "Буря столетия", но ответным широким жестом уступит её Тиму Дейли.
Основной локацией послужил настоящий отель "Стэнли" в штате Колорадо - тот самый, в котором провёл зимнюю ночь сам Стивен Кинг и именно там придумал сюжет "Сияния". Съёмки прошли в марте 1996 года. В Колорадо это обычно самый снежный месяц. Но, естественно, именно в том году он оказался аномально тёплым и сухим. Пришлось потратить 100 000 долларов на генераторы искусственного снега. Но в целом рабочий процесс шёл гладко. Все получали удовольствие от царившей на площадке атмосферы и от самой работы. Актёры на второстепенных ролях - например, Чарльза Грейди и Хораса Дервента - по их словам, наслаждались изображением столь эксцентричных персонажей. Актёры любят воплощать на экране безумие, а не скучноватую нормальность, которой и в жизни выше крыши. Вот и наш герой оторвался на все деньги. Одновременно с "Сиянием" он продолжал участвовать в добродушно-уморительных "Крыльях": хохмить и кривляться по утрам и гоняться за женой и сыном с молотком по вечерам. Неудивительно, что в какой-то момент он запутался и привнёс в поведение Джека Торранса неожиданную комичность, а во взгляде Брайана Хакетта из "Крыльев" появилось что-то затаённое и зловещее. К тому же сцены снимались не в хронологическом порядке, и у актёра были трудности с пониманием того, на какой стадии безумия он находится. С учётом всех этих трудностей Вебер достоин наивысших похвал за то, каким целостным и многогранным получился его персонаж. Неудивительно, что за эту роль он удостоился премий "Эмми" и "Сатурн". Большинство критиков приняло мини-сериал восторженно, некоторые дали ему оценку 10 из 10, а рейтинги на протяжении всех трёх серий держались на уровне 20 млн. зрителей. Для сравнения, средний рейтинг "Твин Пикс" был почти в 2 раза ниже. В общем, на момент выхода в апреле 1997 года это был безусловный триумф.
А вот с тем, насколько сие творение хорошо "состарилось", не всё так однозначно. Сериал достаточно стильный, мрачный, глубокий, проработанный и выглядит как настоящая классика 90-х... именно там, судя по всему, он и остаётся. Грим и практические спецэффекты до сих пор смотрятся достойно, а вот компьютерные... для того времени годятся, а сейчас уже выглядят скорее смешно, чем страшно. Кроме того, ретроспективные критические обзоры громят "Сияние" Гарриса за медленный темп и затянутость, отмечая, что Стивен Кинг... не такой уж мастер сюжета, и буквальное переложение его работ на экран грозит драматургическим провисанием. Том Шейлс из "The Washington Post" посоветовал своим читателям "избегать этого мини-сериала как чумы, потому что это и есть чума". Также он язвил по поводу недовольства Кингом версией Кубрика: "Главное американское пугало терпеть не может интеллектуальный подход к чему бы то ни было". О Вебере: "С его жуткими глазами амфибии он являет собой лучший портрет психического распада. Впрочем, равнодушие к заигрываниям красивых женщин делает Джека похожим скорее на идиота, чем сумасшедшего". Общий вердикт: "Сияние" Гарриса-Кинга выигрывает по эмоциональной глубине, но проигрывает Кубрику именно как произведение ужасов. И главным его козырем является именно мастерское исполнение Вебера, поднимающее сюжет на уровень подлинной трагедии.
В нулевые годы Стивен участвовал в ещё одной крупной экранизации Кинга, снятой Миком Гаррисом - "Безнадёге" (2006) года по одноимённому бестселлеру 1996 года. В этом фильме также снялись Том Скеррит, Рон Перлман, Генри Томас и Аннабет Гиш. Он не стал большим хитом, но и провальным его не назовёшь. То же самое можно сказать и о сериале-антологии "Ночные кошмары и фантастические видения", в котором каждый эпизод является экранизацией одного рассказа Кинга. Только 5 из 8 историй взяты из одноимённого сборника 1993 года. "Поле боя" выходил в составе "Ночной смены" (1978), "Дорожный ужас прёт на север" и "Секционный зал номер 4" взяты из "Всё предельно" (2002). В сериале также снимались Том Беренджер, Уильям Мэйси, Клэр Форлани и Грета Скакки. Вебер сыграл в эпизоде "Знаете, они классно играют".
В 2003 году на канале Showtime вышел фильм "Агенты", в котором он и Алан Алда сыграли отца и сына, агентов по поиску талантов в Нью-Йорке 1950-х годов. Стивен сам написал сценарий и выступил продюсером.
Также он появлялся в популярных сериалах "Окружной прокурор", "Студия 60 на Сансет-Стрип", "Детектив Монк", "Отчаянные домохозяйки", "Опять и снова", "Братья и сёстры", "13 причин почему" , "Достать коротышку", а также в некоторых других. В них он проявлял разные грани своего таланта - и комедийный, и драматический, и трагедийный. Резонансной стала его роль в телешоу "Медики Чикаго", где он сыграл антигероя в духе доктора Хауса - бывшего военного врача, пережившего травматичный опыт, сурового и критично относящегося к коллегам. Зрители буквально возненавидели этого персонажа. Вебер признался, что это его сильно ранило, поскольку актёры всю жизнь занимаются тем, что "стараются понравиться". Но в итоге он пришёл к выводу, что искренний хейт к неоднозначному персонажу означает, что он как исполнитель хорошо сделал свою работу.
В 2010 году он сыграл оду из главных ролей в любопытном, хотя и закрытом из-за невысоких рейтингов мистическом сериале "Счастливый город". Сериал повествует о городе Хэплин, прозванным «счастливым городом», в котором на протяжении семи лет произошли семь бесследных похищений людей, которые совершил человек по прозвищу «Фокусник» (или «Волшебник», в зависимости от перевода). После этого, на пять лет все прекратилось, пока «Фокусник» вновь не возвращается в Хэплин. Новому шерифу Томми Конрою приходится взяться за раскрытие этих похищений, в ходе которых он узнает, что в городе все отнюдь не так счастливо, как он думал. В общем, очередная попытка создать "новый Твин Пикс". В сериале помимо Стивена Вебера сыграли Эми Акер, Сара Гадон, Бен Шнетцер ("Правда о деле Гарри Квеберта"), Сэм Нил и даже Дэвид Кроненберг.
В 2014 году актёр снялся в процедурале "Убийство первой степени" вместе с Кэтлин Робертсон и Томом Фелтоном.
Есть в его творческой биографии и успех на театральных подмостках. Вебер впервые выступил на Бродвее в мюзикле Тома Стоппарда "Настоящая вещь", а в 2001-02 годах заменил Мэтью Бродерика в роли Лео Блума в бродвейской постановке "Продюсеры" . В 2005 году он появился вместе с Кевином Спейси в спектакле «Национальные гимны» в лондонском театре Old Vic.
В последние годы он открыл для себя новую стезю - озвучание аудиокниг. Популярными в его исполнении стали "Оно" Стивена Кинга, некоторые романы Дина Кунца и детективные триллеры Харлана Кобена. По словам актёра, в колледже на курсах ораторского искусства его учили, что напряжённое внимание слушателей не должно ослабевать ни на секунду, даже если ты просто читаешь текст с листа. Для этого нужно ухватить и непрерывно выдерживать характерный ритм и настроение текста, что было особенно трудно с такой длинной сложной книгой, как "Оно", в которой ритм и атмосфера постоянно и резко меняются. Эта работа стала настоящим испытанием его актёрского мастерства - он должен был по-настоящему "прожить" всю эту долгую и тяжёлую для эмоций историю, причём за всех многочисленных персонажей сразу. От него потребовалось стать своего рода "человеком-оркестром", малейшая фальшивая нота которого немедленно будет услышана.
В личной жизни Уэбера, как и в его карьере, не было места для больших скандалов, сенсаций и трагедий. С 1985 по 1992 год он был женат на актрисе Финн Картер, которую встретил на съёмках сериала "Как вращается мир". С 1995 по 2013 год он был женат на Джульетт Хоунен, у них двое детей. В своём доме актёр сам делает ремонт и меняет перегоревшую проводку.