Найти в Дзене

"Ройс и Роллс, или как серебряный призрак превратился в лебедя". Часть 4. Как объединились два "R"

Роллс послал кустарю-одиночке в Манчестер телеграмму, приглашая приехать на переговоры в Лондон. Ответ получил грубоватый: "Вам надо - вы и приезжайте". Достопочтенный Чарльз Стюарт не поленился и поехал. Встретились 4 мая 1904 года в ресторане "Мидленд-отеля" (теперь там висит соответствующая мемориальная табличка). Ройсу был 41 год, Роллсу - 26. Кроме того, между ними лежала сословная пропасть. Но общий язык они нашли. Чарльз Стюарт сразу понял, с кем имеет дело: Ройс - редкостный зануда, из тех, кто любое дело доводит до совершенства, сколько бы времени и сил это ни отняло. Честолюбивого Чарльза это устроило. Ведь он мечтал, чтобы его имя ассоциировалось с автомобилями так же непреложно, как фамилия Бродвуд с фортепиано, а фамилия Чабб с сейфами. А для этого необходимо не просто продавать автомобили - нужно их создавать. И не просто автомобили , а лучшие в мире, для снобов и аристократов. Словом, Роллс дал Ройсу денег на более масштабное производство, а сам взялся продавать. Фирмы р

Роллс послал кустарю-одиночке в Манчестер телеграмму, приглашая приехать на переговоры в Лондон. Ответ получил грубоватый: "Вам надо - вы и приезжайте". Достопочтенный Чарльз Стюарт не поленился и поехал.

Джон Ленон с сыном возле своего Роллс-Ройса
Джон Ленон с сыном возле своего Роллс-Ройса

Встретились 4 мая 1904 года в ресторане "Мидленд-отеля" (теперь там висит соответствующая мемориальная табличка). Ройсу был 41 год, Роллсу - 26. Кроме того, между ними лежала сословная пропасть. Но общий язык они нашли. Чарльз Стюарт сразу понял, с кем имеет дело: Ройс - редкостный зануда, из тех, кто любое дело доводит до совершенства, сколько бы времени и сил это ни отняло. Честолюбивого Чарльза это устроило. Ведь он мечтал, чтобы его имя ассоциировалось с автомобилями так же непреложно, как фамилия Бродвуд с фортепиано, а фамилия Чабб с сейфами. А для этого необходимо не просто продавать автомобили - нужно их создавать. И не просто автомобили , а лучшие в мире, для снобов и аристократов. Словом, Роллс дал Ройсу денег на более масштабное производство, а сам взялся продавать. Фирмы решили объединить с тем, чтобы машины назывались "Роллс-Ройсы" (Роллсу было важно, чтобы его имя стояло первым, Ройс не возражал). Поначалу в салоне Чарльза Стюарта "Роллс-Ройсы" соседствовали всё с теми же импортными автомобилями. И только через год достопочтенный Роллс решился изгнать "Пикарды" и "Пежо" и торговать исключительно собственной маркой.

А ещё через год стало понятно, что денег решительно не хватает. Ведь Роллс был всего лишь пятым ребёнком в семье, да и отец его здравствовал и наследство оставлять не спешил. Пришлось увеличить число пайщиков. В окончательном виде фирма "Роллс-Ройс" оформилась в 1906 году - уже с большим заводом в Дерби, и Роллсу с Ройсом досталась не так уж много акций. Оба они, кстати, вошли в первое правление и заняли посты: Ройс - главного инженера, а Роллс - технического директора. Но название и эмблема - две перекрещенные буквы "R" красного цвета - остались прежними, и кто бы на самом деле не управлял делами компании, в памяти человечества остаются именно два мистера "R".

В конце концов, принципы успеха фирмы заложили именно они. Ройс конструировал очень качественные автомобили. Роллс, имевший самые аристократические связи, демонстрировал их нужным людям, однажды даже прокатил на "Роллс-Ройсе" короля Георга. Ройс ввёл правило строить каждый автомобиль, словно яхту, тщательно и в ручную. Роллс уточнил: по индивидуальному проекту, приспособленному под конкретного заказчика. И придумал слоган: "Двух одинаковых "Роллс-Ройсов" не бывает!" Ройс сказал, что каждый отдельный автомобиль следует испытать тысячемильным пробегом, потом снова разобрать, проверить, пригнать, потом собрать окончательно. Роллс добавил: каждый элемент отделки должен быть так же совершенен, как и механизм. Скажем, все стеклянные детали нужно полировать специальной пемзой для оптических линз. Кроме того, достопочтенный Роллс, честолюбивый и талантливый спортсмен, побеждал за рулём "Роллс-Ройса" на всевозможных ралли, что в те времена было лучше рекламой. Два мистера "R" прекрасно работали в тандеме!

А потом Роллс поссорился с правлением из-за своего нового увлечения - самолётов. Чарльз Стюарт полетел на аппарате братьев Райт, пришёл в восторг и предложил выпускать летающие "Роллс-Ройсы". "Таким образом Англия перестанет быть островом!" - убеждал достопочтенный Чарльз Стюарт. Правление к его зажигательным речам отнеслось холодно.

Может быть, обиженный Роллс вообще ушёл бы из "Роллс-Ройса". Кажется, к тому всё и шло: от дел фирмы он совершенно отдалился и с головой окунулся в пилотирование. Сделаться первым английским лётчиком он чуть-чуть не успел - получил пилотскую лицензию лишь за номером "2". Триумфально перелетел через Ла-Манш и обратно, преодолев без посадки 42 мили за 90 минут - это был рекорд! Король Георг и королева Мария прислали Роллсу поздравительные телеграммы, а Королевский аэроклуб наградил его золотой медалью. Но вскоре 32-летний Роллс погиб. 12 июля 1910 года под Бронмутом. Там проходили соревнования на точность приземления. Чарльз Стюарт набрал высоту, выключил мотор и стал планировать к точке приземления, и вдруг на высоте около 7 метров у его биплана отвалился хвост. Таким образом, Роллс стал первым в Англии разбившимся лётчиком. Смерть в его стиле - этот человек обожал быть первым! По легенде именно в знак траура по Роллсу правление решило сделать чёрной одну из перекрещенных "R" логотипа "Роллс-Ройс".

Автор статьи Ирина Стрельникова.
Продолжение следует...