Найти в Дзене
Италия PRO

"Страшный суд" Микеланджело Буонарроти. Выпуск 3

Разве можно объять необъятное? Разве можно постичь непостижимое? Разве можно достичь недосягаемое? В своих статьях мы лишь вскользь упомянули о величии живописи, ваянии и зодчестве великого Микеланджело (1475-1564). Поэтому скажем только, что гробницы Медичи во Флоренции с фигурами "Утра" и "Вечера", "Дня" и "Ночи" — столь же огромное по своему значению, как роспись Сикстинской капеллы, создание Микеланджело, повествующее в мраморе о судьбах мира и человека. И многое, многое другое... Однако позволим себе остановиться еще на некоторых значимых творениях великого мастера... 1. Алтарь— центральная часть христианского храма, где совершается богослужение. «Страшный суд» Микеланджело был написан на алтарной стене Сикстинской капеллы. 2. Контрреформация— движение католической церкви в ответ на Реформацию, повлиявшее на восприятие и цензуру искусства, включая «Страшный суд». 3. Минос — мифологический судья подземного мира, изображённый Микеланджело в аду с чертами церемониймейстера Бьяджо да
Оглавление
Микеланджело. Скульптурная группа "День" и "Ночь"
Микеланджело. Скульптурная группа "День" и "Ночь"

Разве можно объять необъятное? Разве можно постичь непостижимое? Разве можно достичь недосягаемое? В своих статьях мы лишь вскользь упомянули о величии живописи, ваянии и зодчестве великого Микеланджело (1475-1564). Поэтому скажем только, что гробницы Медичи во Флоренции с фигурами "Утра" и "Вечера", "Дня" и "Ночи" — столь же огромное по своему значению, как роспись Сикстинской капеллы, создание Микеланджело, повествующее в мраморе о судьбах мира и человека. И многое, многое другое... Однако позволим себе остановиться еще на некоторых значимых творениях великого мастера...

Микеланджело. Скульптурная группа "Утро" и "Вечер"
Микеланджело. Скульптурная группа "Утро" и "Вечер"

Мини-словарик:

1. Алтарь— центральная часть христианского храма, где совершается богослужение. «Страшный суд» Микеланджело был написан на алтарной стене Сикстинской капеллы.

2. Контрреформация— движение католической церкви в ответ на Реформацию, повлиявшее на восприятие и цензуру искусства, включая «Страшный суд».

3. Минос — мифологический судья подземного мира, изображённый Микеланджело в аду с чертами церемониймейстера Бьяджо да Чезены.

4. Фортуна — олицетворение судьбы. В описании фрески «Страшный суд» возникает образ вращающегося «колеса фортуны», поглощающего людей.

Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.

"Победа со сломанными крыльями". Превзойти себя и опередить время...

Прежде всего это скульптурная группа великого мастера "Победа" (Флоренция, палаццо Веккио), исполненная Микеланджело для гробницы Юлия II (1503-1513). В своей книге о Микеланджело французский писатель Ромен Роллан (1866-1944) глубоко вскрыл ее внутреннее содержание в следующих строках: "В момент, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивая в сторону грустное лицо и нерешительный взгляд. Его рука сгибается к плечу. Он откинулся назад, он более не хочет победы, он ее презирает. Он победил. Он побежден. Этот образ героического Сомнения, эта победа со сломанными крыльями... это сам Микеланджело и символ всей его жизни".

Микеланджело. Скульптурная группа "Победа"
Микеланджело. Скульптурная группа "Победа"

Медленно, но неукоснительно перевернута одна из самых блестящих страниц в истории мировой культуры. Новая эпоха пришла на смену золотой поре итальянского гуманизма. Да, Микеланджело утвердил своими образами величавую силу человеческой личности. Но такое утверждение сказалось только в искусстве, и это было трагедией, которую, вероятно, предчувствовал Микеланджело.

Тридцатые годы ХVI столетия. На папском престоле восседает Павел III (1534-1549) из дома Фарнезе. Павел III был пожилым, упрямым и властным, как и его предшественник, желающий монополизировать гений Микеланджело для своей славы. Сразу же после своего избрания новый папа вызвал Микеланджело, настаивая на том, чтобы он работал на него. По словам Вазари (1511-1574), Микеланджело хотел было вновь бежать из Рима, однако в конце концов "благоразумно убоялся власти папы" и подчинился ему. Время было достаточно напряженное. Папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену "Страшного суда".

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Ватикан
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Ватикан

Над этой фреской почти в двести квадратных метров Микеланджело работал почти шесть лет. Как же изобразил великий художник суд, творимый Христом над грешниками? Ученик и его пламенный почитатель Вазари пишет: "Восседает Христос. Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, проклиная их к великому ужасу богоматери, которая, съежившись в своем плаще, слышит и видит всю эту погибель".

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

Памфлетист Пьетро Аретино (1492-1556), человек достаточно беспринципный, но острого и проницательного ума, прослышав, что Микеланджело работает над "Страшным судом", писал в письме к нему: "Я чувствую, что "Страшным судом", который Вы теперь пишите, Вы хотите превзойти начало, оставленное на сводах Сикстинской капеллы... Ваши картины, покоренные Вашими же картинами, Вам дадут славу торжествовать над самим собой. Кто бы не содрогнулся, приступая к такой ужасной теме? Я вижу ужас на лицах живых, угрожающие лики солнца, луны и звезд... Я вижу жизнь, превращающуюся в огонь, воздух, землю и воду. Я вижу там, в стороне, природу, в ужасе съежившуюся в своей дряхлой и бесплотной старости. Я вижу время, высохшее от страха, дрожащее, достигшее своего конца... Я вижу жизнь и смерть, охваченные ужасом и смятением, одну, уставшую подбирать мертвых, и другую — защищающую живых от удара".

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

На заре нынешнего века Вельфлин (1864-1945) посвятил "Страшному суду" Микеланджело следующие строки: "Схема сама по себе очень грандиозна. Христос выдвинут совсем наверх, что действует удивительно сильно. Он готов вскочить, и когда на него смотришь, кажется, что он растет. Вокруг него в ужасной давке толпятся мученики, требующие мщения; все ближе подступают они, все больше становятся их тела — масштаб меняется совершенно произвольно, гигантские фигуры сдвигаются в неслыханно мощные массы".

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

Ничто единичное больше не возвышает голоса, важны лишь одни групповые массы. К самому Христу как бы привешена фигура Марии, совершенно не самостоятельная, вроде того, как ныне в архитектуре подкрепляют отдельный пилястр сопутствующим полу пилястром".

"Не изменяя самому себе", или о том, что писали о великом творенье...

А теперь самое время узнать, что крупнейшие искусствоведы писали о "Страшном суде" Микеланджело. Так, например, Бернсон (1865-1959) писал: " Рожденный и выросший в эпоху, когда его гуманистические идеалы и чувство обнаженного тела могли быть оценены по достоинству... Микеланджело принужден был жить в эпоху, которую не мог не презирать... Его страстью была обнаженная фигура, идеалом — сила. Но что было делать ему, если сюжеты, как "Страшный суд", под властным и незыблемым законам христианского мира должны были выражать смирение и жертву? Но смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох.

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнаженные фигуры полны мощи, но не слабости, ужаса, но не боязни, отчаяния, но не покорности... "Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще возможно, как последний момент перед исчезновением вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом... Ибо когда наступит катастрофа, никто ее не переживет, даже самое верховное божество. Поэтому в концентрации этого сюжета Микеланджело потерпел неудачу, и иначе этого и не могло быть. Но где можно еще, даже если взять все мировое искусство в целом, ощутить такой грандиозный заряд энергии, как в этом сне или, вернее, ночном кошмаре гиганта?"

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

Известный искусствовед В. Н. Лазарев (1897-1976) пишет: "Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса... Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией...

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагмент

Работая над фреской "Страшный Суд", Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Таков, несомненно, был его основной замысел. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была стать хрупкой, легкой, бесплотной. Но как раз этого не произошло... По-прежнему он изображает мощные фигуры с мужскими лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но и эти великаны не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные движения, напряженные и конвульсивные... Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю!"

Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагменты
Микеланджело. "Страшный суд". Фреска в Сикстинской капелле. Фрагменты

Предчувствием грядущих и, по своей масштабности, трагических перемен пронизано величайшее произведение Микеланджело, столь же грандиозное, как и неповторимое по своей гениальности. До боли и отчаяния вещает оно будущим поколениям беречь то, что дано им в дар! И то, как велик и хрупок этот казалось бы вечный и великий мир! Микеланджело Буонарроти достиг при жизни великой славы, и авторитет его был непререкаем. Великий гений скончался 18 февраля 1564 года. Флоренция устроила Микеланджело грандиозные похороны. Прах его покоится там, в церкви Санта Кроче, неподалеку от могилы Макиавелли.

Вместо заключения

Уже при жизни Микеланджело его "Страшный суд" вызвал яростные нападки сторонников контрреформации. Не обошлось и без курьеза. Находим у Вазари: "Микеланджело закончил свое произведение больше, чем на три четверти, когда явился взглянуть на него папа Павел III; вместе с ним пришел в капеллу мессер Бьяджо да Чезена (1463-1544), церемониймейстер, человек придирчивый, который на вопрос, как он находит это произведение, ответил: "Полное бесстыдство — изображать в месте, столь священном, столько голых людей, которые не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы". Это очень не понравилось Микеланджело, который, желая ему отомстить, как только он ушел, изобразил его в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног среди кучи дьяволов. Сколько ни просил мессер Бьяджо папу и Микеланджело уничтожить это изображение, последний сохранил его для памяти об этом, так что и сейчас можно его видеть".

Позднее, когда уже другой папа, признав непристойными некоторые фигуры "Страшного суда" решил, что их следует задрапировать, Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: "Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а картинам придать пристойность можно очень быстро".

Обложка статьи
Обложка статьи

Дополнительные материалы:

1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).

2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).

3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).

4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).

5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).

6. Стендаль. История живописи в Италии (2019).

7. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).

Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видео об искусстве.