Найти в Дзене
HotMot Equipment

Эволюция мотоэкипировки: от первых шлемов до новейших технологий

Все любители мотоспорта хорошо знают историю развития мотоциклов, но что насчёт средств защиты? Без них невозможно представить ни одного профессионального спортсмена, гонщика или простого обывателя. Именно поэтому сегодня мы решили отследить путь мотоэкипировки от примитивных кожаных перчаток до высокотехнологичных систем безопасности. Заводите мотор, мы начинаем! О нас:
Привет! На связи «HOT MOT» — крупнейший мотосалон в России, который работает на отечественном рынке с 2008 года и успешно развивается в сфере розничной продажи мототехники и аксессуаров. У нас вы найдете широкий ассортимент превосходной мотоэкипировки популярных мировых брендов! В начале XX века, когда первые мотоциклы, ещё больше похожие на велосипеды с мотором, начали покорять дороги, о какой-либо специализированной защите речи практически не шло. Водители в лучшем случае надевали плотную одежду, кожаные куртки, картузы или лётные очки, чтобы защититься от ветра, пыли и насекомых. Однако скорости росли, мотоциклы ст
Оглавление

Все любители мотоспорта хорошо знают историю развития мотоциклов, но что насчёт средств защиты? Без них невозможно представить ни одного профессионального спортсмена, гонщика или простого обывателя. Именно поэтому сегодня мы решили отследить путь мотоэкипировки от примитивных кожаных перчаток до высокотехнологичных систем безопасности. Заводите мотор, мы начинаем!

О нас:

Привет! На связи «
HOT MOT» — крупнейший мотосалон в России, который работает на отечественном рынке с 2008 года и успешно развивается в сфере розничной продажи мототехники и аксессуаров. У нас вы найдете широкий ассортимент превосходной мотоэкипировки популярных мировых брендов!

Нужда рождает изобретение

В начале XX века, когда первые мотоциклы, ещё больше похожие на велосипеды с мотором, начали покорять дороги, о какой-либо специализированной защите речи практически не шло. Водители в лучшем случае надевали плотную одежду, кожаные куртки, картузы или лётные очки, чтобы защититься от ветра, пыли и насекомых. Однако скорости росли, мотоциклы становились мощнее, а дорожное покрытие оставляло желать лучшего. Число аварий и, как следствие, травм, начало расти. Стало очевидно, что обычная одежда не способна обеспечить должную защиту.

Одним из главных элементов, на который обратили внимание, стала защита головы. Первые «шлемы» были далеки от современных стандартов. Это могли быть плотные кожаные каски, иногда с мягкими вставками, или даже пробковые шлемы, позаимствованные у военных. Их основная задача сводилась к смягчению скользящих ударов и защите от ссадин.

Кен Майлз, британский автоспортсмен и гоночный инженер, в шлеме, 1914 год
Кен Майлз, британский автоспортсмен и гоночный инженер, в шлеме, 1914 год

Первые шлемы

Знаковой фигурой в истории мотоциклетных шлемов стал британский офицер Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский. Он погиб в 1935 году в результате аварии, получив тяжёлую травму. Именно его смерть стала катализатором для исследований в области защиты головы. Нейрохирург Хью Кэрнс, лечивший Лоуренса, был настолько потрясён этим случаем, что посвятил многие годы изучению черепно-мозговых травм у мотоциклистов. Его исследования наглядно продемонстрировали необходимость использования шлемов и привели к тому, что в британской армии ношение шлемов для мотоциклистов стало обязательным во время Второй мировой войны.

Лоуренс Аравийский на мотоцикле
Лоуренс Аравийский на мотоцикле

Параллельно с этим, в 1953 году в США профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард разработал и запатентовал один из первых шлемов с жёсткой внешней оболочкой и внутренней амортизирующей подкладкой, способный поглощать энергию удара. Его дизайн включал конструкцию, которая позже стала основой для современных шлемов.

Настоящий прорыв произошёл в 1954 году, когда Рой Рихтер, основатель компании «Bell Helmets», после гибели своего друга-гонщика разработал первый серийный шлем из стеклопластика — «Bell 500». Этот материал был лёгким и прочным и обеспечивал более надёжную защиту в сравнении со всеми его предшественники. Именно «Bell 500» многие называют первым настоящим мотоциклетным шлемом!

«Bell 500»
«Bell 500»

С тех пор конструкция шлемов постоянно совершенствовалась:

- Материалы

От стеклопластика перешли к поликарбонату, композитным материалам (смесь стекловолокна, углеволокна, арамидных волокон) и чистому углеволокну (карбону), которое обеспечивает максимальную прочность при минимальном весе.

Карбоновый шлем Acerbis STEEL CARBON 22-06 Black/Orange
Карбоновый шлем Acerbis STEEL CARBON 22-06 Black/Orange

- Внутренняя подкладка

Появились многослойные подкладки из пенополистирола (EPS) разной плотности для оптимального поглощения энергии удара на различных скоростях. А также новые подкладки из экологически чистых перерабатываемых материалов, которые имеют антибактериальные свойства.

Шлем Shark EVO GT BLANK MAT Black. Подкладка AEGIS® сделана из экологически чистых перерабатываемых материалов и имеет антибактериальные свойства
Шлем Shark EVO GT BLANK MAT Black. Подкладка AEGIS® сделана из экологически чистых перерабатываемых материалов и имеет антибактериальные свойства

- Вентиляция

Сложные системы вентиляционных каналов для комфорта в жаркую погоду

- Визоры

От простых пластиковых стёкол мы перешли к оптически корректным визорам с защитой от ультрафиолета, покрытием антифог (против запотевания) и антискрэтч (против царапин).

Шлем Shark SKWAL i3 JET HELLCAT Mat Black/Chrome/Violet. Светодиод, козырёк солнцезащитный и устойчив к царапинам
Шлем Shark SKWAL i3 JET HELLCAT Mat Black/Chrome/Violet. Светодиод, козырёк солнцезащитный и устойчив к царапинам

- Типы шлемов

Сформировались основные типы: интеграл (full-face, полностью закрытый), модуляр (flip-up, с поднимающейся подбородочной дугой), открытый (open-face или 3/4), кроссовый (off-road) и двойного назначения (dual-sport).

Шлем интеграл Shark D-SKWAL 3 FIRSTLAP Mat Black/Red/Green
Шлем интеграл Shark D-SKWAL 3 FIRSTLAP Mat Black/Red/Green

Современные шлемы — это высокотехнологичные изделия. Технологии вроде MIPS (Multi-directional Impact Protection System), снижающей ротационные нагрузки на мозг при угловых ударах, становятся всё более распространёнными. В шлемы интегрируются системы связи Bluetooth, а некоторые производители экспериментируют с проекционными дисплеями (HUD), выводящими информацию прямо на визор. Впечатляет, не правда ли?

Защита туловища

Следующим шагом в развитии мотоэкипировки стала защита туловища. Тут, конечно, нужно сказать про кожу — нестареющую классику. Кожаные куртки и штаны были логичным выбором для первых мотоциклистов. Они хорошо защищали от ссадин при скольжении по асфальту и неплохо спасали от ветра и холода. Иконой стиля и функциональности стала куртка «Schott Perfecto», созданная Ирвином Шотом в 1928 году. Её асимметричная молния, пояс и прочная кожа сделали её популярной не только среди мотоциклистов, но и среди звёзд кино.

Марлон Брандо, американский актёр, в куртке Perfecto
Марлон Брандо, американский актёр, в куртке Perfecto

Кожа до сих пор остаётся одним из лучших материалов для мотоэкипировки, благодаря своей высокой стойкости к истиранию.

Куртка кожаная Bering ATOMIC Black
Куртка кожаная Bering ATOMIC Black

Простая кожаная куртка хоть и спасала от «асфальтовой болезни», но всё же не могла защитить от ударных нагрузок. В гоночной среде начали появляться первые попытки интегрировать защитные элементы — сначала это были просто уплотнения из более толстой кожи или войлока в области локтей, плеч и коленей. Позже стали использовать жёсткие пластиковые или металлические накладки.

В 1970-80-х годах произошла революция в материалах. Появились синтетические ткани: нейлон высокой плотности (например, Cordura), арамидные волокна (Kevlar, Twaron) и водонепроницаемые дышащие мембраны (Gore-Tex). Всё это привело к созданию более прочной, стойкой и комфортной мотоэкипировки.

С развитием технологий, в Европе была введена система сертификации защитных вставок (CE – Conformité Européenne). Стандарты, такие как EN 1621-1 (для суставов), EN 1621-2 (для спины) и EN 1621-4 (для мотоциклетных подушек безопасности), сегодня определяют уровни поглощения энергии удара для протекторов плеч, локтей, бёдер, коленей и спины. Наличие CE-маркировки на защитных элементах стало гарантией их эффективности.

Маркировка соответствия стандарту безопасности
Маркировка соответствия стандарту безопасности

Защита конечностей

Мотоперчатки

Эволюция мотоперчаток прошла путь от простых кожаных изделий до сложных конструкций с множеством защитных элементов. Мы не будем сильно углубляться в историю, расскажем лишь то, что изначально преобладали натуральные материалы: кожа (коровья, козья). Со временем их заменили синтетические ткани: нейлон, полиэстер, «кордура».

С развитием авиации появились длинные кожаные перчатки, закрывающие запястья и предплечья. Мотоциклисты быстро оценили их способность защищать от встречного ветра и летящих камней, а также удерживать рукава куртки, не давая им задираться.

Современные перчатки — это уже совсем другой разговор! Они имеют жёсткие протекторы костяшек (из карбона, TPU), слайдеры на ладони (для предотвращения зацепа руки об асфальт и перелома запястья), усиления в местах повышенного износа, защиту пальцев. В общем, всё для максимальной защиты водителя.

Перчатки кожаные Dainese MIG 3 UNISEX LEATHER GLOVES Black/Black
Перчатки кожаные Dainese MIG 3 UNISEX LEATHER GLOVES Black/Black

Например, кожаные перчатки от Dainese, которые вы можете купить на нашем сайте, надёжно защищают руки от холода, ветра, осадков и повреждений. На внешней стороне предусмотрены дополнительные усиленные вставки, а внутренняя поверхность гарантирует плотное сцепление с рулем без потери чувствительности. Материал очень прочный и износостойкий, поэтому прослужит такая экипировка не один сезон!

Мотоботы

Раньше не было специализированной обуви для мотоциклистов, поэтому высокие кожаные сапоги, часто армейского образца, были классическим выбором водителей.

Со временем мотоботы разделились по назначению:

  • Спортивные (гоночные) боты для максимальной защиты от ударов и скручивания. Здесь вам и жёсткая фиксация голеностопа, и слайдеры.
 Мотоботы Bering X-RACE-R Black
Мотоботы Bering X-RACE-R Black

- Туристические боты. Они могут выглядеть как обычная обувь (кеды, ботинки), но имеют скрытые защитные элементы (усиленный носок, пятка, защита лодыжек).

Мотоботы Acerbis CE LOCK Black/Grey
Мотоботы Acerbis CE LOCK Black/Grey

- Кроссовые/эндуро боты. Здесь очень жёсткая конструкция для защиты от сильных ударов и переломов в условиях бездорожья, с развитыми металлическими или пластиковыми элементами.

Мотоботы кроссовые Acerbis X-TEAM Black
Мотоботы кроссовые Acerbis X-TEAM Black

Защита глаз

Защита глаз от ветра, пыли, насекомых и камней всегда была актуальна. Первые мотоциклисты использовали авиационные очки или простые защитные очки. С появлением шлемов-интегралов и модуляров основным протектором глаз стал визор. Современные технологии обеспечивают оптическую корректность (чтобы не искажать обзор), прочность, стойкость к царапинам и запотеванию (покрытия Anti-fog, системы Pinlock).

Визор AGV K3 (XL-XXL) MPLK Iridium Silver
Визор AGV K3 (XL-XXL) MPLK Iridium Silver

Если дочитали до конца, поздравляем! Теперь в перерывах между заездами можете рассказывать своим друзья-мотолюбителям интересную информацию :)

Хотите ещё больше полезностей? Тогда переходите к нам в Telegram-канал и на сайт заглядывайте. Вдруг надумаете прикупить себе новую, качественную экипировку❤️‍🔥